Бацаева Наталия Александровна,
воспитатель,
МБДОУ «Детский сад «Журавлик»
г. Абакан
Мандалотерапия для детей с ОВЗ
В последние годы количество детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих детский сад, увеличивается.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) – это дети, имеющие психические или физические нарушения, либо оба вида патологий вместе. Эти нарушения препятствуют нормальному усвоению знаний без создания специальных условий обучения.
Детский сад для таких деток становится практически единственным местом, где созданы оптимальные условия для полноценного развития и воспитания.
Категории таких дошкольников неоднородны. В них входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, задержкой психического развития, нарушением общения и поведения, с комплексными нарушениями развития.
Внутренний мир ребёнка с ограниченными возможностями здоровья сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать своё «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.
Одной из приемлемых, форм работы с детьми ОВЗ является метод «мандалотерапии», который я использую на своих занятиях.
Мандалотерапия – одно из направлений арт-терапии. На мой взгляд, это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств детей с ограниченными возможностями здоровья.
Слово «мандала» в переводе с санскрита означает «круг», «диск».
Это символическое круглое изображение, которое представляет собой как мир вне нас, который мы можем видеть (круг, так и невидимый мир (центр, который сокрыт внутри нас.
Открыл тайну мандалы австрийский психолог Карл Юнг.
«Мандала – это проекция комплексов человека, орудие, помогающее нам найти свою сущность, освободить заблокированную энергию, очиститься от ментального мусора: чувства вины, страха, депрессии и даже физической боли».
Если обратить внимание на окружающий нас мир, то примеры изображения круга можно встретить всюду: в витках розы, в спелом фрукте, в цветке, в волнах моря, в снежинке и в узорах калейдоскопа и даже в рисунке пиццы.
Применение данного метода во время индивидуальных и групповых занятий помогает мне в решении следующих задач:
1.диагностика и коррекция эмоциональной сферы дошкольника;
2.снятие внутреннего напряжения и тревожности, релаксация;
3.изучение взаимоотношений в подгруппе;
4.гармонизация внутреннего состояния и нахождение внутреннего ресурса;
5.развитие творческих способностей;
6.активизация бессознательного;
7.развитие коммуникативных навыков;
8.развитие мелкой моторики рук;
9.развитие высших психических процессов; внимания, мышления, восприятия.
В своей работе с дошкольниками ОВЗ я использую следующие виды мандалатерапии:
• раскрашивание готовых мандал;
• рисование и создание собственных мандал.
воспитатель,
МБДОУ «Детский сад «Журавлик»
г. Абакан
Мандалотерапия для детей с ОВЗ
В последние годы количество детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих детский сад, увеличивается.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) – это дети, имеющие психические или физические нарушения, либо оба вида патологий вместе. Эти нарушения препятствуют нормальному усвоению знаний без создания специальных условий обучения.
Детский сад для таких деток становится практически единственным местом, где созданы оптимальные условия для полноценного развития и воспитания.
Категории таких дошкольников неоднородны. В них входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, задержкой психического развития, нарушением общения и поведения, с комплексными нарушениями развития.
Внутренний мир ребёнка с ограниченными возможностями здоровья сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать своё «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.
Одной из приемлемых, форм работы с детьми ОВЗ является метод «мандалотерапии», который я использую на своих занятиях.
Мандалотерапия – одно из направлений арт-терапии. На мой взгляд, это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств детей с ограниченными возможностями здоровья.
Слово «мандала» в переводе с санскрита означает «круг», «диск».
Это символическое круглое изображение, которое представляет собой как мир вне нас, который мы можем видеть (круг, так и невидимый мир (центр, который сокрыт внутри нас.
Открыл тайну мандалы австрийский психолог Карл Юнг.
«Мандала – это проекция комплексов человека, орудие, помогающее нам найти свою сущность, освободить заблокированную энергию, очиститься от ментального мусора: чувства вины, страха, депрессии и даже физической боли».
Если обратить внимание на окружающий нас мир, то примеры изображения круга можно встретить всюду: в витках розы, в спелом фрукте, в цветке, в волнах моря, в снежинке и в узорах калейдоскопа и даже в рисунке пиццы.
Применение данного метода во время индивидуальных и групповых занятий помогает мне в решении следующих задач:
1.диагностика и коррекция эмоциональной сферы дошкольника;
2.снятие внутреннего напряжения и тревожности, релаксация;
3.изучение взаимоотношений в подгруппе;
4.гармонизация внутреннего состояния и нахождение внутреннего ресурса;
5.развитие творческих способностей;
6.активизация бессознательного;
7.развитие коммуникативных навыков;
8.развитие мелкой моторики рук;
9.развитие высших психических процессов; внимания, мышления, восприятия.
В своей работе с дошкольниками ОВЗ я использую следующие виды мандалатерапии:
• раскрашивание готовых мандал;
• рисование и создание собственных мандал.