В соответствии с логикой развития познавательных способностей ребенка обучение в начальной школе должно начинаться с целостного интегрированного курса, так как детям этого возраста свойственно синтетическое восприятие мира. В процессе деятельности ребенок усваивает общественный опыт, в результате приобретения собственно индивидуальный. Учитель, используя книги, предметы, памятники культуры, искусство на уроке и вне урока, обучает, просвещает детей.
Нельзя забывать известного положения Я. А. Коменского о том, что учиться, должно быть легко и приятно. Трудное учение бывает малопродуктивным и зачастую совсем убивает, желание учиться.
Учет возрастных особенностей учащихся (наглядно-образное мышление), стиля общения, становится залогом улучшения эффективности работы педагога.
При организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением разных знаний: литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления. Методика интегрированного урока обеспечивает деятельность учителя и ученика на уровне субъективных отношений, в результате которых возникают возможности для совместного творчества и саморазвития участников образовательного процесса.
Что же такое интеграция?
Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области; подчинение единой цели воспитания и обучения однотипных частей и элементов содержания, методов и форм в рамках образовательной системы на определенной ступени обучения.
Применительно к системе начального обучения понятие «интеграция» может принимать несколько значений:
- создание у школьника целостного представления об окружающем мире;
- нахождение общей платформы сближения предметных знаний;
- развитие учащихся.
Каковы особенности построения интегрированных уроков
1.Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире изучить его связи, процессы и возможность применения полученных знаний на практике. Структура и содержание урока при этом не меняется. В начальных классах интегрированный урок имеет структуру комбинируемого урока.
2.Дозировка учебного материала, используемого на уроке.
3.Такие уроки нельзя проводить часто, так как они теряют новизну и интерес.
4.При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.
5.Интегрированные уроки должны отвечать следующим требованиям: во-первых, урок должен дать ребенку самые различные знания, во-вторых учитель должен повысить познавательный интерес школьников, в-третьих, урок должен активизировать мыслительную деятельность учащихся, и, наконец, дети должны проявлять творческие способности, ум. Да и не все темы и разделы учебной программы можно и нужно интегрировать.
6.Интегрированный урок – это живое творчество учителя и учащихся. Важно понять главное: исходя из цели интегрированного обучения, объединить отдельные стороны в изучении понятий в единое целое, обеспечивая овладение учащимися аналитико-систематической деятельностью по углублению понимания учебного материала.
Существуют разнообразные типы интегрированных уроков:
·урок формирования новых знаний;
·урок формирования умений и навыков;
·применение знаний на практике;
·урок повторения;
·систематизация и обобщение знаний, закрепление умений;
·урок контроля и проверки знаний и умений;
·комбинированный урок.
Школа, по мысли Я. А. Каменского, должна стать мастерской, в которой происходит взаимное обучение, обсуждение, экспериментирование. Этой цели, прежде всего, и должна способствовать учебная программа, курсы, формы и методы обучения.
Работа над календарно-тематическим планированием с учетом тем интегрированных уроков.
Для проведения интегрированных уроков необходимо:
а)проанализировать программы начальной школы по различным учебным предметам;
б) выявить одинаковые темы;
в) объединить их с позиции ведущей идеи и ведущих положений.
При отборе материала для интегрированного урока учителю следует руководствоваться тем, что содержание разных предметов, объединённых в одной теме, - не простая сумма знаний. Необходимо помнить, что входящие в нее компоненты функционируют как подсистемы, обеспечивающие единое целое в данной системе.
В местах взаимодействия содержания учебных предметов (на их пересечении) возникает поле взаимодействия и активные точки, которые могут обеспечивать переход на качественно новый уровень функционирования интегрированного урока как системы.
Учителю следует пересмотреть методы и средства обучения, формы организации учебной деятельности школьников, поскольку интегрирование знаний предполагает детальную проработку всех единиц учебного материала, входящих в тему данного урока.
Взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся на уроке способствует созданию творческих ситуаций, которые поднимают систему на новый уровень интегрированных знаний. На интегрированном уроке происходит сочетание методов обучения разных учебных предметов, реализации которых помогают средства обучения.
Средствами обучения являются все приспособления и источники, помогающие учителю учить, а ученику учиться.
Интегрированный урок наряду с сочетанием методов и средств обучения предполагает сочетание форм организации учебной деятельности школьников на уроке, а именно: индивидуальной, групповой, фронтальной.
Каковы преимущества интегрированного урока:
·повышают мотивацию, формируют познавательный интерес;
·повышают уровень обучения и воспитания учащихся;
·способствуют формированию целостности научной картины мира;
·позволяют систематизировать знания;
·способствуют развитию изобразительных и музыкальных умений и навыков;
·формируют общеучебные умения и рациональные навыки учебного труда;
·способствуют формированию и развитию речи.
Вывод
Интегрированный урок одна из форм организации обучения, способствующая повышению интереса к знаниям, учению самостоятельности познания, возможности сотрудничества учителя и учащихся, как на уроке, так и при его подготовке, способ устранения формализма в подходе к новому учебному материалу, то есть способствование повышению результативности обучения.
От каждого учителя требуется личная ответственность за свою деятельность, отказ от шаблонных форм и методов работы, умение свободно и творчески строить учебно-воспитательный процесс.
Желаю творческих успехов!
Нельзя забывать известного положения Я. А. Коменского о том, что учиться, должно быть легко и приятно. Трудное учение бывает малопродуктивным и зачастую совсем убивает, желание учиться.
Учет возрастных особенностей учащихся (наглядно-образное мышление), стиля общения, становится залогом улучшения эффективности работы педагога.
При организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением разных знаний: литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления. Методика интегрированного урока обеспечивает деятельность учителя и ученика на уровне субъективных отношений, в результате которых возникают возможности для совместного творчества и саморазвития участников образовательного процесса.
Что же такое интеграция?
Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области; подчинение единой цели воспитания и обучения однотипных частей и элементов содержания, методов и форм в рамках образовательной системы на определенной ступени обучения.
Применительно к системе начального обучения понятие «интеграция» может принимать несколько значений:
- создание у школьника целостного представления об окружающем мире;
- нахождение общей платформы сближения предметных знаний;
- развитие учащихся.
Каковы особенности построения интегрированных уроков
1.Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире изучить его связи, процессы и возможность применения полученных знаний на практике. Структура и содержание урока при этом не меняется. В начальных классах интегрированный урок имеет структуру комбинируемого урока.
2.Дозировка учебного материала, используемого на уроке.
3.Такие уроки нельзя проводить часто, так как они теряют новизну и интерес.
4.При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.
5.Интегрированные уроки должны отвечать следующим требованиям: во-первых, урок должен дать ребенку самые различные знания, во-вторых учитель должен повысить познавательный интерес школьников, в-третьих, урок должен активизировать мыслительную деятельность учащихся, и, наконец, дети должны проявлять творческие способности, ум. Да и не все темы и разделы учебной программы можно и нужно интегрировать.
6.Интегрированный урок – это живое творчество учителя и учащихся. Важно понять главное: исходя из цели интегрированного обучения, объединить отдельные стороны в изучении понятий в единое целое, обеспечивая овладение учащимися аналитико-систематической деятельностью по углублению понимания учебного материала.
Существуют разнообразные типы интегрированных уроков:
·урок формирования новых знаний;
·урок формирования умений и навыков;
·применение знаний на практике;
·урок повторения;
·систематизация и обобщение знаний, закрепление умений;
·урок контроля и проверки знаний и умений;
·комбинированный урок.
Школа, по мысли Я. А. Каменского, должна стать мастерской, в которой происходит взаимное обучение, обсуждение, экспериментирование. Этой цели, прежде всего, и должна способствовать учебная программа, курсы, формы и методы обучения.
Работа над календарно-тематическим планированием с учетом тем интегрированных уроков.
Для проведения интегрированных уроков необходимо:
а)проанализировать программы начальной школы по различным учебным предметам;
б) выявить одинаковые темы;
в) объединить их с позиции ведущей идеи и ведущих положений.
При отборе материала для интегрированного урока учителю следует руководствоваться тем, что содержание разных предметов, объединённых в одной теме, - не простая сумма знаний. Необходимо помнить, что входящие в нее компоненты функционируют как подсистемы, обеспечивающие единое целое в данной системе.
В местах взаимодействия содержания учебных предметов (на их пересечении) возникает поле взаимодействия и активные точки, которые могут обеспечивать переход на качественно новый уровень функционирования интегрированного урока как системы.
Учителю следует пересмотреть методы и средства обучения, формы организации учебной деятельности школьников, поскольку интегрирование знаний предполагает детальную проработку всех единиц учебного материала, входящих в тему данного урока.
Взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся на уроке способствует созданию творческих ситуаций, которые поднимают систему на новый уровень интегрированных знаний. На интегрированном уроке происходит сочетание методов обучения разных учебных предметов, реализации которых помогают средства обучения.
Средствами обучения являются все приспособления и источники, помогающие учителю учить, а ученику учиться.
Интегрированный урок наряду с сочетанием методов и средств обучения предполагает сочетание форм организации учебной деятельности школьников на уроке, а именно: индивидуальной, групповой, фронтальной.
Каковы преимущества интегрированного урока:
·повышают мотивацию, формируют познавательный интерес;
·повышают уровень обучения и воспитания учащихся;
·способствуют формированию целостности научной картины мира;
·позволяют систематизировать знания;
·способствуют развитию изобразительных и музыкальных умений и навыков;
·формируют общеучебные умения и рациональные навыки учебного труда;
·способствуют формированию и развитию речи.
Вывод
Интегрированный урок одна из форм организации обучения, способствующая повышению интереса к знаниям, учению самостоятельности познания, возможности сотрудничества учителя и учащихся, как на уроке, так и при его подготовке, способ устранения формализма в подходе к новому учебному материалу, то есть способствование повышению результативности обучения.
От каждого учителя требуется личная ответственность за свою деятельность, отказ от шаблонных форм и методов работы, умение свободно и творчески строить учебно-воспитательный процесс.
Желаю творческих успехов!