Публикации

Статья "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста"

Калашникова Наталья Николаевна

Воспитатель

МАДОУ д/с № 53

г. Новосибирск

Статья «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»

Развитие речи дошкольников сегодня остается значимой проблемой. Уметь говорить, значит уметь мыслить, рассуждать и выражать свое мнение.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста возможно только в условиях целенаправленного обучения. Это одна из основных задача речевого развития дошкольников в плане их подготовки к началу школьного обучения.

Формирование у ребенка всех основных сторон устной речи (звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя и связной речи) протекает в неразрывном единстве. Конечно, для построения связных рассказов, прежде всего, необходимо иметь достаточный запас слов. Эти слова и составляют так называемый словарный запас. Чем больше ребенок сумеет «запасти» слов, тем богаче, выразительнее и образнее будет его собственная речь, и тем лучше он будет понимать речь других людей (в частности речь воспитателя). Для обогащения словарного запаса очень важно проводить подготовительную работу к составлению каждого рассказа-описания, напоминая ребенку о признаках описываемых предметов или даже заново знакомя его с этими признаками. Начав с описания единичных предметов, нужно переходить к сравнительным описаниям однородных предметов – учиться сравнивать разных животных, разные фрукты и овощи, разные деревья и т. д.

При составлении рассказа по одной сюжетной картине очень важно, чтобы картина отвечала следующим требованиям:

- она должна быть красочной, интересной и привлекательной для ребенка;

- сам сюжет должен быть понятен ребенку данного возраста

Развитие речи у детей дошкольного возраста – процесс длительный и не простой, требующий внимания педагогов, родителей, а иногда и участия специалистов.

Большое влияние на развитие речи детей оказывает речь окружающих его взрослых: логопеда, воспитателя, родителей.

В заключении хочется еще раз напомнить о том, что именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребенка – и правильность звукопроизношения, и богатство словарного запаса, и владение грамматическими нормами речи, и ее образность, и выразительность. Но для того, чтобы связная речь ребенка смогла приобрести все необходимые для нее качества, нужно последовательно пройти вместе с ним весь тот сложный, интересный и вполне доступный путь.