Публикации

Образовательная и просветительская деятельность как основа процесса воспитания будущих поколений

Образовательная и просветительская деятельность как основа процесса воспитания будущих поколений

«Дружелюбие, уважение к людям

разных национальностей

не передаются по наследству,

в каждом поколении их надо

воспитывать вновь и вновь,

и чем раньше начинается

формирование этих качеств,

тем большую устойчивость

они приобретут».

Э.К. Суслова

В настоящее время остро встает проблема неприятия молодым поколением семейных традиций, народных ценностей.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, это и являлось основой народной педагогики.

Слова великого российского педагога Константина Дмитриевича Ушинского о том, что «воспитание существует в российском народе столько же веков, сколько существует сам народ», целиком относятся ко всем иным народам.

В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций?

Ответ прост, прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.

Практический опыт показывает, что приобщение к культуре другого народа, дает возможность больше узнать культуру своего народа, узнать ребенку к какому народу он принадлежит? На каком языке говорят дома? Является ли этот язык родным?

В центре города Ханты-Мансийска находится уникальное место – «Детский этнокультурно-образовательный центр», где сохраняется и популяризуется традиционная культура коренных малочисленных народов Севера.

Центр известен в народе как «Лылынг союм», что на языках ханты и манси переводится – «Живой ручеек».

В учреждении обучаются дети в возрасте от 5 до 18 лет по четырем направленностям: туристско-краеведческая, художественная, социально-гуманитарная, естественнонаучная.

Центр посещают ребята разных национальностей и имеет ряд особенностей и отличий от других образовательных организаций города Ханты-Мансийска, в том числе:

1. В центре реализуется 19 общеобразовательных программ:

- реализуемые программы направлены на изучение родных языков, через интеграцию разных видов творческой деятельности и фольклорного материала – традиционная культура обско-угорских народов представлена в синтезе традиционной музыки, танца, театрального действия, художественного, декоративно-прикладного творчества и родного языка на уровне системы дополнительного образования;

- просветительская деятельность Центра направлена на разные группы сообществ и ориентирована на поликультурную среду города Ханты-Мансийска;

- в воспитательном процессе Центра принимают участие старейшины и представители традиционных родов из числа коренных народов Севера, а также представители национальной интеллигенции, студенчества.

2. Все педагоги являются представителями и носителями традиционной культуры, родных языков обско-угорских народов.

Многие педагоги получили высшее педагогическое образование в институте имени Александра Ивановича Герцена в городе Ленинграде (Санкт-Петербург).

Педагоги центра ежегодно принимают участие в конкурсах профессионального мастерства «Учитель родного языка и литературы», два года подряд 2020, 2021 год стали победителями этого конкурса на региональном уровне, лауреаты данного конкурса в 2022, 2023 годах.

Профессиональные компетенции педагогов неоценимы и применяются в процессе передачи опыта в области традиций, языков. Совместно с государственной радио-телекомпанией «Югория» создано более 20 видео роликов, на родных языках.

Основная миссия центра – это «…приобщение к родному языку и культурным ценностям народов ханты и манси, создание условий для социального, культурного и качественного самоопределения детей, творческой самореализации и адаптации в современных условиях».

Приобщение ребенка к речевой культуре происходит под влиянием той речевой среды, в которую мы погружены.

Изучать хантыйский и мансийский языки может каждый желающий, начиная с 5 лет.

В процессе воспитания формирование компетенций как социальных, так и культурных осуществляется в трех направлениях:

· информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.);

· эмоциональное воздействие (важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);

· поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).

Для решения этой задачи в нашем центре использовались самые различные формы и средства.

В год открытия Международного Десятилетия языков коренных народов Мира (объявленного решением Генеральной Ассамблеи ООН), важным моментом этого десятилетия является сближение культур – «Диалог культур» в языковом полиэтническом поле.

С января 2021 года на базе центра стартовал просветительский проект «Язык народа моего».

Целью проекта является погружение детей с самого раннего возраста в благоприятную среду традиционной культуры через языковое поле.

Педагоги разрабатывают и апробируют особые практики, так в

Портфель проекта вошли проекты для детей:

1. Детская онлайн энциклопедия «Я, Мы – народы Югры», особенность которой состоит в том, что обучающиеся рассказывают о традициях, фольклоре коренных народов Югры со страниц электронного издания. Можно познакомиться на сайте Центра, в социальной сети «Instagram» (dekoc.hm). В сериях 5, 6 приняли участие ребята Центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей.

2. Онлайн-буклет «Изучаем родной язык вместе с нами», ребята вместе с педагогами создают видеоролики на родных языках, это диалоги, монологи, стихи на родном языке.

3. Создан электронный литературно-фольклорный альманах «Сказки звенящего ручейка», сказки рассказывают и читают как педагоги, так и дети.

4. С целью знакомства с культурой и традициями обских угров реализуется мобильный проект «Культура народа в чемодане», с выездными мероприятиями в организации города Ханты-Мансийска, с экскурсией и погружением в культуру и родной язык. Недавно мобильный проект побывал во всех 9-ти языковых центрах города Ханты-Мансийска, где с культурой познакомились ребята, приехавшие на Север из ближнего зарубежья.

5. Уже более десяти лет для ребят города проходят детские практические конференции «Дорога предков», «Помним!», лучшие выступления ребят размещаются на сайте учреждения.

6. Для ребят центра организуются праздничные встречи и мероприятия, мастер-классы, интересные познавательные экскурсии.

7. В октябре месяце стартовал новый проект «Судьба человека в истории народа», первый выпуск был посвящен Андрею Семеновичу Тарханову. В ближайшем будущем мы планируем рассказывать о своих корнях, о своем роде, о близких, которые внесли значимый вклад в развитие округа – Югры.

За 17 лет со дня создания Центра свыше 12 тысяч детей и подростков города Ханты-Мансийска освоили образовательные программы.

За десять лет свыше 200 студентов средних и высших учебных заведений прошли практику по общеобразовательным программам с этнокультурной составляющей.

В августе текущего года принята долгосрочная программа Воспитания.

Особенность программы Воспитания центра, состоит в том, что процесс воспитания в Центре неразрывно связан с образовательным процессом и основывается на следующих принципах взаимодействия всех участников образовательных отношений:

Природосообразности – следование за процессом естественного развития ребенка на каждом возрастном этапе, учет его индивидуальных особенностей;

культуроссобразности – неразрывная связь процесса воспитания итрадиционной культурой, обычаями и родными языками обско-угорских народов;

гуманистической направленности – мотивация ребенка к разным видам деятельности, самопродвижение к конечному результату своейтворческой деятельности через готовность брать на себя ответственность за общее дело;

единство трудового воспитания и общего развития ребенка –проявление нравственных, интеллектуальных, эстетических качеств вличности обучающегося.

Концептуальная модель воспитательного процесса Центра строится по следующему алгоритму:

Образование —►Просвещение —►Практические навыки —► Творчество.

Большое внимание в Программе мы уделяем реализации основных направлений воспитательного процесса: духовно-нравственному, социокультурному, гражданскому и патриотическому.

Структура программа включает 4 модуля: Воспитание в детском объединении, Ключевые культурно-творческие события, Профориентация, Наставничество.

Педагогический состав имеет опыт сетевого взаимодействия с образовательными и социокультурными учреждениями города Ханты-Мансийска.

В рамках сетевого взаимодействия реализуется 3 краткосрочных программ в каникулярное время, которые развивают и профессиональные компетенции.

Сегодня коллектив Центра нацелен на дальнейшее продуктивное развитие и создает благоприятные условия для успешного формирования социальных и культурных компетенций обучающихся.

В деятельности Центра удивительно сочетаются история и

современность, традиции и элементы нового мышления.

Белявская Ирина Борисовна,

педагог дополнительного образования

муниципального бюджетного

учреждения дополнительного образования

«Детский этнокультурно-образовательный центр»