Публикации

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Писарева Дарья Сергеевна,

воспитатель,

МАДОУ Д/С № 53,

г. Новосибирск

Формирование основ здорового образа жизни

у детей дошкольного возраста

Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье. Многочисленные исследования констатируют, что в настоящее время нет абсолютно здоровых детей. Причинами резкого снижения здоровья детей дошкольного возраста являются такие факторы:

Социальные факторы, неблагоприятная экологическая обстановка в России;

ухудшение состояния здоровья матери;

стрессы;

неполноценное питание;

массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

дефицит двигательной активности.

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. И напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. Именно поэтому в настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является укрепление, сохранение здоровья и формирование здорового образа жизни детей. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду.

Дошкольный возраст один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. В этом возрасте закладываются основы здорового образа жизни, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре, спорту, личностные и морально волевые качества. И именно в дошкольных образовательных учреждениях здоровьесберегающий характер обучения и воспитания особенно важен, так как ребенок получает базовые знания из многих наук, в том числе и о своем организме, и на этом этапе происходит понимание и принятие ребенком ценности здорового образа жизни.

Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям - все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. Главное - помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье. А для этого педагогу необходимо в своей работе решать следующие задачи:

1. Формировать у детей понятие о здоровом образе жизни, его значении для личного здоровья, о вредных для здоровья привычках.

2. Научить детей приемам самомассажа, различным гимнастикам (дыхательной, пальчиковой, для глаз).

3. Развивать у детей умение обслуживать себя, соблюдать правила личной гигиены, управлять своими чувствами (сдерживать гнев, не плакать и т. д.)

4. Формировать у детей знания об особенностях функционирования организма человека, о внутренних органах, дать элементарные представления о правилах обеспечения охраны органов чувств и ухода за ними.

5. Научить детей узнавать и перечислять предметы, необходимые для поддержания здорового образа жизни, профессии, обеспечивающие здоровье человека.

6. Привлечь родителей к работе по укреплению здоровья детей.

7. Повысить педагогическую культуру родителей, познакомить с формами и методами сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей.