Публикации

Компоненты управления качеством образования детей с ограниченными возможностями здоровья

КОМПОНЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Денис Анатольевич Кошкаров

Учитель,

МБОУ «Сургутская технологическая школа»

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы материально-технического обеспечения учебного процесса как одного из компонентов управления качеством образования детей с ограниченными возможностями здоровья в современных социально-политических и экономических условиях.

Ключевые слова: Материально-техническое обеспечение, дети с ограниченными возможностями здоровья, финансирование, обучение, управление качеством образования.

Развитие образования невозможно без сохранения и целенаправленного развития имеющейся материально-технической базы. Материально-техническое обеспечение является столь же необходимым для обеспечения качественного образования, как квалифицированные педагогические кадры и учебная литература. Именно оно должно создавать качественную образовательную среду учреждения, соответствующую задачам достижения запланированных результатов при разработке общеобразовательных программ.

Необходимо отметить, что требования к качеству образования детей с точки зрения материально-технического обеспечения закреплены в ряде законов и нормативно-правовых актах [1,2,3,4].

Эта тема является достаточно актуальной и в современной педагогической практике. Как отмечает Р.С. Миниханов, в качестве обязательного условия организации в образовательных учреждениях общего типа для успешного воспитания и обучения детей с ОВЗ выступает формирование адаптивной среды, которая в свою очередь характеризуется составляющей материально-технического обеспечения [5, с.72]. Г.Э. Белостоцкий полагает, что материально-техническое обеспечение образования детей с ограниченными возможностями здоровья должно отвечать не только общим, но и особым образовательным потребностям группы детей с ОВЗ в целом и каждой категории в отдельности [6, c.169]. И.О. Марченко, в свою очередь обращает внимание на оценку качества образования детей с ОВЗ через призму оценки соответствия материально-технического обеспечения современным требованиям [7, с.62].

Учебное заведение, реализующее программу основного общего образования, должно располагать материально-техническими ресурсами, необходимыми для обеспечения качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Как отмечает А.Н. Уфимцев, при четкой организации материально- технического оснащения возможно повышение качества образовательного процесса детей с ОВЗ:

– защита жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, укрепление их физического и психологического здоровья;

– обеспечение беспрепятственного доступа к образовательной среде маломобильным группам населения, детям с ОВЗ, повышение качества комфортности;

– обеспечение когнитивного, речевого, физического, художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

– профилактика ранних трудностей в обучении, а также вторичных отклонений в развитии [8, c.62].

Но на сегодняшний день приходится констатировать, что не каждая образовательная организация располагает в достаточном количестве необходимой базой материально-технического обеспечения, которое необходимо для качественного образования детей с OВЗ.

В силу достаточно сложной социально-экономической ситуации, которая сложилась в России в настоящий период времени, проблема материально-технического обеспечения учебного процесса в качестве одного из компонентов управления качеством образования детей с ОВЗ выходит на главный план [9, с.106]. Решение данной проблемы видится в рамках работы по нескольким направлениям, а именно:

1.развитие материально-технической базы государственного или муниципального образовательного учреждения осуществляется самим образовательным учреждением в пределах, закрепленных за ним (собственных) и бюджетных средств;

2.эффективное и рациональное использование бюджетных средств путем грамотного планирования, принятия оптимального решения на основе обоснованных критериев выбора и получения максимального результата при минимальных затратах;

3.предоставление большей свободы общеобразовательным учреждениям с точки зрения предложения ими платных услуг (углубленное изучение отдельных предметов, дополнительные занятия, кружки, группы продленного дня, секции и т.д.) с тем, чтобы часть полученной прибыли образовательные учреждения могли направить на материально-техническое обеспечение учебного процесса детей с ОВЗ [8, c.71].

К сожалению, приходится констатировать, что материально-техническое обеспечение образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья является проблемой системной, и варианты ее решения в отдельных регионах и муниципальных образованиях следующие:

- образовательному учреждению оказывается адресная помощь со стороны градообразующих предприятий: финансируется закупка оборудования, делается ремонт в классах и т.д. Такие инициативы реализуются, например, в ЯНАО и ХМАО, а также в Московской и Ленинградской областях;

- помощь образовательному учреждению осуществляется со стороны волонтеров и родителей обучающихся. Как правило, эта помощь заключается в формировании «самодельной» образовательной и социальной среды для детей с ОВЗ: установка пандусов и поручней, изготовление табличек со шрифтом Брайля, установка звуковой сигнализации на двери и т.д. Такого рода помощь образовательным учреждениям оказывается во всех регионах Российской Федерации, причем разброс интенсивности и эффективности такой помощи достаточно широк, в зависимости от того, какими именно ресурсами располагают жители того или иного муниципального образования [5, c.81].

Для организации деятельности обучающихся с ограниченными возможностями необходимо также использовать и новые информационные технологии: мультимедийные программы, электронные библиотеки, образовательные компьютерные программы, электронные справочники и энциклопедии, и другие специализированные инструменты.

Таким образом, для успешного управления качеством образования необходимо четкое планирование деятельности по материальному обеспечению образовательной среды, мониторинг использования и соответственно улучшение материальной базы в соответствии с запросами обучающихся.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).

2. О ратификации Конвенции о правах инвалидов: Федеральный закон от 03.05.2012. - №46-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 07.05.2012. - №19. - Ст. 2280.

3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ: по сост. на 31.07.2020 // Собрание законодательства РФ. – 31.12.2012. - №53 (часть I). - Ст. 7598.

4. Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ: по сост. на 31.07.2020 // Собрание законодательства РФ. – 03.08.1998. - №31. - Ст. 3802.

5. Миниханов Р.С. Организация образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы современного образования. -2022. -№ 1. - С. 72-88.

6. Белостоцкий, Г.Э., Нестеров, А.А., Трапицын, С.Ю. Управление качеством образовательного процесса: Монография. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. – С. 169.

7. Марченко И.О. Основы деятельности по управлению современной школой / Новый свет: Современное образование и пути его развития. 2019. № 8. – С. 62.

8. Уфимцев А.Н. Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества работы образовательных организаций // Вестник образования. - 2023. - № 22. - С.62-79.

9. Мандель, Б.Р. Современные проблемы педагогической науки и образования / Б.Р. Мандель. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. – С. 106.