Публикации

Краткосрочный проект "Кем быть" в старшей группе



«Профессий много в мире есть, их невозможно перечесть.

Сегодня многие нужны, и актуальны, и важны:

Спасатель, фермер, гувернёр, телеведущий и актёр,

Автомеханик, финансист и менеджер и визажист…

И ты скорее подрастай, профессией овладевай,

Старайся в деле первым быть и людям пользу приносить»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Для всестороннего развития детской личности воспитанников старшего дошкольного возраста особое значение имеет ознакомление с миром взрослых. Вступление ребенка в социальный мир невозможно без усвоения им первичных представлений о социальном мире, в том числе и знакомства с профессиями.

Каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Поэтому очень важно познакомить ребенка с профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия.

Формирование представлений детей о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире. И начинать знакомство с профессиями нужно именно с семьи: с мамы и папы, бабушки и дедушки, с тех, кто ближе детям.

Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию доступных представлений об их ценности, значимости каждого труда.

Проблема: Было установлено, что представление дошкольников о труде взрослых довольно ограничено — они знают лишь о небольшом количестве профессий, прежде всего самых распространенных.

Цель проекта: Формирование познавательного интереса к профессиональной деятельности человека.

Расширение представления о труде людей разных профессий, показать результаты труда, их общественную значимость.

Задачи проекта:

1. Расширять представления о разных профессиях; трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о материалах, необходимых для работы;

2. Побуждать у детей любознательность и интерес к различным профессиям, особенно уделить внимание профессиям родителей.

3. Способствовать развитию познавательных способностей детей, расширению кругозора, развитию активного словаря детей.

4. Воспитывать уважение к людям различных профессий.

5. Побуждать родителей активно участвовать в совместной деятельности с детьми.

Вид проекта: познавательно – творческий

Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный- 02.10- 07.10.2023г

Предполагаемые результаты реализации проекта:

1. Сформированы знания детей о различных профессиях и их особенностях, о качествах личности, которыми необходимо обладать человеку той или иной профессии.

2. Детско-родительские отношения обогащены опытом совместной деятельности.

3. Сформировано уважительное отношение детей к труду взрослых.

Участники проекта: воспитанники средней группы, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный (1неделя)

Срок: 02.10- 07.10.2023г

Подготовительный этап:

1.Постановка цели и задач работы над проектом.

2. Подбор художественной литературы, стихов, загадок, альбомов с иллюстрациями о профессиях.

3. Подготовка информации для родителей.

4. Разработка конспектов занятий.

5. Подбор настольных игр по теме.

6. Подготовка мультимедийных презентаций по теме: «Профессии».

7. Подготовить перспективный план работы по проекту.

Основной этап.

Формы взаимодействия с детьми. Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, дидактические игры, творческая деятельность конкурс рисунков, рассматривание иллюстраций, презентации, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, экскурсия).

1. Беседа –Викторина «Профессии».

2. Чтение художественной литературы:

Маяковский «Кем быть?», Г. С. Маршак «Почта», «Дядя Стёпа - милиционер» С. Михалков

Отгадывание загадок по теме «Профессии».

Рассматривание альбомов и сюжетных картинок «Профессии людей», «Кем быть», «Инструменты».

3. Организация игр:

Дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «Собери картинку», Лото «Все работы хороши», «Профессии», «Угадай профессию»,«Мы играем в магазин».

Пальчиковые игры:

Настольные игры: «Профессии», «Мы играем в магазин», «Кем быть?», «Дорожные знаки»; развивающая игра «Профессии», «Я изучаю профессии».

Подвижные игры: «Пилоты», «Охотник», «Краски».

Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Такси», «Продуктовый Магазин»,

Просмотр презентаций: «Профессии», «Угадай, кем работает мама?»

Наблюдение за трудом за работой дворника,

Экскурсия по детскому саду (кухня). В Библиотеку.

Просмотр мультфильма «Доктор Айболит», ПРОФЕССИИ - Детский Интерактивный Развивающий Журнал, «Почему родители ходят на работу».

НОД по познавательному развитию

Тема: «Эти разные профессии»

4. Взаимодействие с родителями:

·Составление с детьми рассказов о своей профессии.

·Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм.

5. Заключительный этап. Подведение итогов. Участие в конкурсе рисунков по теме «Кем быть»

Планирование мероприятий.

Этапы

Организованная деятельность в режимных моментах с детьми

Организованное взаимодействие

Взаимодействие

с родителями

Подготовительный

этап

НОД по познавательному развитию

Основной этап:

Познавательное и речевое развитие.

Проведение опроса среди детей

«Что такое профессии?» Цель: формирование познавательного интереса к профессиональной деятельности человека. Расширение представления о труде людей разных профессий, показать результаты труда, их общественную значимость.

Тема: «Эти разные профессии»

Беседы с детьми:

«Профессия» Цель: закрепить представление о труде людей разных профессий.

Сбор и систематизация информации по теме «Кем быть».

Подготовка методического материала: рассказов, стихов, загадок, мультфильмов.

Подбор иллюстраций, сюжетно-ролевых игр, дидактических игр по данной теме.

Сбор информации и подбор иллюстраций по теме «Кем быть».

Информационный стенд о проекте

Основной этап:

Социально-коммуникативное развитие,

Создание игровых ситуаций.

Настольно печатные игры:

«Кому что нужно для работы», «Собери картинку», Лото «Все работы хороши», «Профессии».

«Угадай профессию»

Дидактические игры«Кто где работает?»«Кто это делает?», «Кому что нужно для работы?»,

«Я начинаю предложение, а вы заканчиваете».

Сюжетно-ролевые игры

«Такси»

«Поликлиника»

Беседы с родителями об участии в проекте Расскажите ребенку о своей профессии.

Изготовление костюмов для сюжетно- ролевых игр: «Такси», «Поликлиника».

Основной этап:

Познавательное и речевое развитие.

Составление рассказов о профессиях родителей



Чтение худ. Литературы

С. Маршак «Почта»

В. В. Маяковский «Кем быть?»

«Дядя Стёпа - милиционер» С. Михалков

Просмотр мультфильмов».

ПРОФЕССИИ - Детский Интерактивный Развивающий Журнал, Мультфильм «Почему родители ходят?».



Пословицы и поговорки о профессиях

Загадки, стихи.

Рекомендации по чтению художественной литературы:

И. Карпова «Кем быть?» -серия книг,

К. Чуковский «Доктор Айболит»

Д. Родари «Чем пахнут ремёсла».

В. Маяковский «Кем быть?»

Основной этап:

Познавательно- исследовательская деятельность

Знакомство с профессией повар Экскурсия на кухню детского сада. Цель: учить детей наблюдать за трудом взрослого, о, развить, трудолюбие, интерес к труду повара.

Наблюдение на улице за работой дворника. Цель: расширять знания о труде взрослых, воспитывать уважение к труду.

Знакомство с профессией Библиотекаря. Экскурсия в библиотеку. Цель: уточнить и расширить знания детей о профессии библиотекарь, рассказать о ее необходимости и значимости в жизни каждого человека.

Рекомендации по наблюдениям за работой людей разных профессий: продавцом, библиотекарем, за учителем, за инспектором ДПС, за водителем автобуса, за врачом и др.

Трудовая деятельность

Уборка участка на территории детского сада. Цель: Приучать детей к чистоте, к порядку, вызывая желание трудиться в коллективе. Дежурство по столовой. Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного; тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного, правильно сервировать стол, убирать посуду после еды

Помощь маме дома.

Основной этап: художественно –эстетическое развитие.

Раскраски «Профессии»



Основной этап: физическое развитие.

«Стрелок»

Задачи. Упражнять детей в выполнении броска мяча одной рукой из-за головы в движущуюся цель, учить правильно выполнять действия водя щих-стрелков и игроков. Развивать меткость, ловкость, глазомер. Вызы вать интерес к замятиям физическими упражнениями.

Рекомендации «Игры с детьми на свежем воздухе»

Заключительный этап:

Участие в конкурсе рисунков по теме «Кем быть» Цель: развитие творческих способностей детей и познавательного интереса детей дошкольного возраста в области профессий.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП

В ходе проекта «Кем быть» дети группы закрепили знания о том, что такое профессия, для чего человеку необходимо трудиться, работать. Расширились представления о роли труда в жизни людей, о многообразии орудиях труда, трудовых действиях

Почти все дети стали логично, последовательно и чётко рассказывать, как об известных им уже профессиях, так и других мало знакомых профессиях, правильно говорить названия этих профессий. Научились организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях: врач, аптекарь, такси, парикмахер и др.

Теперь дети более ответственно относятся к выполнению поручений, дежурствам, хозяйственно-бытовому труду. Стараются оказать помощь окружающим, поддерживать порядок в группе.

Дети стали бережнее относиться к одежде, игрушкам, окружающим предметам, мебели, так как у многих сформировалось ценностное отношение к собственному труду и труду взрослых. Хочется отметить активное участие родителей в реализации данного проекта.

Перспектива работы: изучить взаимосвязь и взаимопомощь людей разных профессий в рамках работы одного или нескольких предприятий.

Литература:

1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М, 2003.

2. Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Наша родина: пособие для воспитателя дет сада. – М, 1984.

3. Детям о профессиях: профессия врач. http://pochemu4ka.ru

4. Жуковская Р. И., Пеньевская Л. А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста М, 1983.

5. Профессии: изучаем и раскрашиваем // Серия «Окружающий мир» худ. Л. Ю. Тетерина и В. А. Аржевитин – М, 2011

6. Раскраски для детей профессии // http://allforchildren.ru/

7. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Кн. Для воспитателя дет. Сада / Сост. З. Я. Рез Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая; Под ред. В. И. Логиновой. – М, 1990

8. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М., 2010

Приложение

Пальчиковые игры

«Профессии»

Много есть профессий знатных,

(Соединять пальцы правой руки с большим.)

И полезных, и приятных.

(Соединять пальцы левой руки с большим.)

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтёр, строитель…

(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)

Сразу всех не называю,

(Сжимать и разжимать кулачки.)

Вам продолжить предлагаю.

(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.)

Физкультминутки:

«Профессии»

Повар варит кашу. (Имитация с вращением кистей рук)

Плащ портниха шьет. (Махи руками)

Доктор лечит Машу. (Открыть и закрыть ротик, высунув язычок)

Сталь кузнец кует. (Хлопки)Дровосеки рубят. (Махи с наклонами)

Строят мастера. (Имитация с прыжками вверх)

Что же делать будет, (Поднимание плеч) Наша детвора

. «Мы шоферы»

«Едем, едем на машине,

Нажимаем на педаль,

Газ включаем, выключаем,

Пристально мы смотрим вдаль.

«Дворники» очистят стекла,

Влево, вправо. Чистота!

Волосы взъерошит ветер,

Мы – шоферы хоть куда!»

Дидактические игры

«Кто где работает?»

Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место.

Воспитатель – в детском саду;

учитель – в школе;

врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе;

повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе… и т.д.

«Кто это делает?»

Цель: упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.

Подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит… парикмахер.

Замачивает, намыливает, стирает, стряхивает, сушит, гладит… прачка.

Фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает … продавец.

Чистит, моет, жарит, варит, стряпает, солит, пробует, кормит… повар и т.п.

«Кому что нужно для работы?»

Цель: расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т.п.), необходимых для работы людям разных профессий.

Учителю - указка, учебник, мел, доска…

Повару – кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь…

Водителю – автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты…

Преподавателю изобразительной деятельности – кисти, мольберт, глина, краски... и т.д.

«Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»

Цель: закреплять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий.

Если бы не было учителей, то …

Если бы не было врачей, то …

Если бы не было дворников, то…

Если бы не было водителей, то … и т.п

Пословицы

Порядок – душа всякого дела

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Дело мастера боится.

Мастер на все руки.

Не печь кормит, а руки.

Что испечешь, то и съешь.

Добрый повар стоит доктора.

Порядок – душа всякого дела.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Рассказы о профессиях

ПОВАР

Повар – это человек, который готовит еду. Он умеет вкусно приготовить и аппетитно, красиво оформить любое блюдо: и салат, и торт.В детском саду повар готовит на кухне разные блюда. Он варит супы, каши, компоты, жарит котлеты, блины, мясо. Повар умеет испечь вкусные пироги и булочки. Когда повар готовит на кухне еду, вокруг распространяются аппетитные запахи. Для приготовления пищи повар использует плиту и жарочный шкаф. «Помощниками» повара являются мясорубка, картофелечистка, хлеборезка, тестомешалка. Пища готовится по рецептам. Из рук повара к детям на стол попадают первые, вторые и третьи блюда, салаты, выпечка. Важно не только правильно приготовить, но и красиво оформить блюда, чтобы даже один вид их вызывал аппетит.

Повар должен обладать хорошей памятью. Он знает и помнит, как готовить те или иные блюда, сколько и каких класть продуктов, какие подавать гарниры к котлетам, курице, рыбе, мясу.

Пища должна готовиться в стерильных условиях. Поэтому повар всегда одет в белый халат и колпак.

Повар – это человек, который любит готовить, проявляя при этом фантазию, выдумку, он должен обладать тонким обонянием и хорошо развитыми вкусовыми ощущениями.

Словарная работа: мясорубка, хлеборезка, картофелечистка, плита, блюда, выпечка, аппетит, гарнир, стерильные условия, обоняние, вкусовые ощущения, фантазия.

Названия действий: варит, жарит, режет, солит, чистит, печёт, готовит…

Названия качеств личности: трудолюбивый, добрый, заботливый, аккуратный, терпеливый…

Загадка

Кто же мастер щей, борщей

И рагу из овощей?

Вкусный сварит нам бульон,

Торт испечь сумеет он

И нажарит нам котлетки.

Кто ж он? Отгадайте, детки!

(Повар)

Повар

Дайте повару продукты:

Мясо, птицу, сухофрукты,

Рис, картофель… И тогда

Ждет вас вкусная еда.

Повар

Ходит повар в колпаке

С поварешкою в руке.

Он готовит нам обед:

Кашу, щи и винегрет.

Про повара

Всегда приятно людям есть, когда вкусна еда.

А у хороших поваров еда вкусна всегда.

Они, наверное, обед творят, как колдуны,

И, кажется, секретов нет, а блюда все вкусны:

Жаркое, рыба, винегрет, окрошка и борщи,

Салат, котлеты и омлет, и булочки, и щи.

Всегда все свежее у них, ну как должно и быть,

Еда не может подгореть и не должна остыть.

Я раз обедать приходил, такой я супчик ел,

Что ложку чуть не проглотил, тарелку чуть не съел!

Вот потому к ним и спешат, обедать к ним идут,

И долго их благодарят за этот вкусный труд.

ПРОДАВЕЦ

Продавец – это человек, который продаёт нам различные вещи и продукты. Профессия продавца подразделяется на несколько специальностей. Есть продавцы непродовольственных товаров (одежды, обуви, мебели, книг, электроаппаратуры, хозяйственных товаров) и продавцы продовольственных товаров (овощей, фруктов, хлебобулочных, кондитерских и других товаров).

Продавец работает в магазине. Он должен хорошо знать свой товар, его свойства, помнить цены, размеры, расположение товаров. Значит, продавцу необходима хорошая профессиональная память.

В обыкновенном магазине продавец стоит за прилавком. Он взвешивает товары на весах, сообщает покупателю цену. Покупатель оплачивает стоимость товара в кассе, даёт продавцу чек, получая взамен нужный товар. Продавец помогает упаковывать продукты.

Есть новые магазины – супермаркеты. Там все товары стоят на полках открыто, покупатель ходит и самостоятельно выбирает нужные, а при выходе расплачивается. В супермаркетах продавцы выполняют роль консультантов: помогают покупателям с выбором, разъясняют назначения продуктов, показывают в каком месте лежит нужный товар.

У продавцов есть своя спецодежда, которая должна быть чистой и аккуратной. Но главное для продавца – доброе, уважительное отношение к людям, вежливость, тактичность, обаятельная улыбка.

Словарная работа: продавец, покупатель, супермаркеты, спецодежда, прилавок, касса, чек, тактичность, обаятельный, консультант.

Названия действий: продаёт, взвешивает, считает, упаковывает, советует, показывает…

Названия качеств личности: вежливый, внимательный, тактичный, добрый, терпеливый…

Загадка

Кто продукты продает –

Молоко, сметану, мед?

Кто нам продает сапожки,

Туфельки и босоножки?

Все они товары знают,

Даром время не теряют

В магазинах молодцы.

Кто же это? …

(Продавцы)

Продавцы

Все мы ходим в магазины. В магазинах продавцы

Продают нам апельсины, кофе, чай и леденцы.

И картошку, и морковку, свеклу, лук и огурцы

Быстро, вежливо и ловко нам завесят продавцы.

Вот профессия какая, и не зря, в конце концов,

Наши девочки играют в «Магазин» и «Продавцов».

«Что желаете?» - узнают, - «Вам капусты? Огурцов?

Может, кофе или чая? Есть колбаска, ветчина…».

Вот профессия какая, всем всегда она нужна.



ВРАЧ

Врач – это человек, который лечит людей от всевозможных заболеваний.

Если больной не может прийти к врачу сам, врач едет к нему и оказывает помощь на месте. Поэтому машина, но которой ездит врач, так и называется: «Скорая помощь».

Врачи бывают разные: терапевты лечат все болезни, стоматологи лечат зубы, педиатры - только детей, отоларингологи - уши, горло, нос, невропатологи - нервы, окулисты - глаза, дерматологи - кожу.

Профессия врача очень трудная. Она требует много знаний, внимательного отношения к больному. Врач должен много знать о строении человеческого тела, работе внутренних органов, должен уметь разбираться в разных болезнях.

На приёме больному врач обязательно послушает лёгкие и сердце, посмотрит горло. Врач распознаёт, чем болеет его пациент, ставит диагноз, назначает лечение, выписывает рецепты на получение лекарства.

Врач в своей работе использует инструменты: фонендоскоп, с помощью которого он прослушивает сердце и дыхание, шпателем смотрит горло. Врач всегда одет в белый халат.

Настоящий врач должен жалеть своих больных пациентов и стараться помочь им выздороветь.

Словарная работа: шпатель, фонендоскоп, рецепт, лекарство, помощь, диагноз, пациент.

Названия действий: лечит, слушает, смотрит, выписывает, назначает, помогает, объясняет…

Названия качеств личности: умный, внимательный, добрый, заботливый, терпеливый, настойчивый, грамотный…

Пословица

Горьким лечат, а сладким калечат.

Загадка

Если заболело ухо,

Или в горле стало сухо,

Не волнуйся и не плачь –

Ведь тебе поможет … (врач)!

Врач

Все болезни лечит врач,

Он уколет – ты не плачь.

Веселей смотри вокруг:

Детский врач – ребятам друг.

Доктор

К доктору ходите, маленькие дети!

Этот старый доктор лучше всех на свете.

В мире не бывает доктора добрей,

Всем он помогает: доктор – друг детей.

Когда головка горяча, мы поскорей зовем врача.

Болит животик перед сном – опять врача мы позовем.

Он лечит папу с мамой и бабушку мою,

Меня, хоть я упрямый, он лечит всю семью.

Пусть гром гремит и дождь идет,

Врач обязательно придет!

Врач – наш хороший, верный друг,

Он вылечит любой недуг.

Сюжетно-ролевая игры с новыми атрибутами и костюмами «Поликлиника, Таксист, Продуктовый магазин»

Цель: формировать у детей представления о профессии, профессиональных действиях врача, продавца, таксиста

Организованная образовательная деятельность

«Экскурсия на кухню, библиотеку», Наблюдение за работой дворника.

Цель: формирование знаний детей о профессии повар, библиотекарь, дворник.

воспитывать уважение к труду

учить детей наблюдать за трудом взрослого, развивать, трудолюбие, интерес к труду.

НОД по познавательному развитию

Тема: «Эти разные профессии»

Цель: формирование у детей знаний о профессиональной деятельности взрослых.

Задачи: расширить представления детей о профессиональной деятельности взрослых; ввести понятие «профессиональные праздники» как показатель уважения к людям разных профессий; формировать уважение к труду взрослых и бережное отношение к вещам; воспитывать желание помогать взрослым.

Оборудование и демонстрационный материал: альбом «Все работы хороши», «Профессии моих родителей», дидактическая игра «Кем быть?», предметные картинки с изображением предметов-помощников людей разных профессий.

Предварительная работа: беседы, чтение художественной литературы о труде людей, пословиц и поговорок о труде, дидактические игры, рассматривание альбомов с предметными картинками, экскурсии, беседы о профессиях родителей.

Ход ООД:

Воспитатель: - Ребята, послушайте стихотворение, и вы узнаете, о чем мы с вами будем говорить:

Ничто никогда не выходило само:

Не приходило само

К нам на дом письмо,

Само не способно смолоться зерно,

Само стать костюмом

Не может сукно,

Само не умеет свариться варенье,

Само не напишется стихотворение.

Мы делать все это обязаны сами –

Своей головой и своими руками.

Воспитатель: О чем говорится в этом стихотворении? (о разных профессиях)

Воспитатель: Люди, каких профессий производят то, о чем говориться в этом стихотворении? (почтальон, хлебороб, портной и др.)

Воспитатель: Представьте себе, что мы утром вышли из дома. А кто построил ваш дом? (Строители).

Воспитатель: Итак, вы на улице. Кто во дворе наводит порядок? (Дворник).

Воспитатель: Некоторые из вас живут близко, они идут в детский сад пешком, а некоторые добираются до детского сада на автобусе. Вы сели в автобус, чтобы доехать до детского сада. Кто везет вас? (Водитель).

Воспитатель: Кто встречает вас в детском саду? (Воспитатель, врач, няня).

Воспитатель: Родители прощаются с вами и торопятся на свою работу. А кем работают ваши родители? (Ответы детей).

Воспитатель: В детском саду еще много взрослых, которые делают все для того, чтобы вас вкусно накормить, чтобы ваши постели и полотенца всегда были чистыми, чтобы вы были здоровы, чтобы умели красиво петь и танцевать. Кто это? (Повар, медсестра, работники прачечной, музыкальный руководитель).

Воспитатель: Где еще работают врачи? (в больнице). Что делает врач? (лечит людей). Какие предметы-помощники использует врач в своей работе? (шпатель, стетоскоп, весы, ростомер, шприц).

Воспитатель: Среди врачей много разных специалистов. Например, есть врачи детские - педиатры. Кого они лечат? (детей). А есть врачи для взрослых, их называют терапевты. Если у человека заболели уши, он обращается к лор-врачу. Если глаза … к окулисту, если зубы …к стоматологу, оперативное лечение проводят … хирурги и т.д.

Воспитатель: Вечером родители забирают вас из детского сада, и вы заходите в магазин. А там кто работает? (продавец). Какие предметы-помощники использует продавец в своей работе? (весы, прилавок, холодильник, витрина). Всем ли продавцам нужны весы? (Предположения детей)

Воспитатель: А если продавец работает в мебельном магазине или продает игрушки или машины, нужны весы? Вот видите, продавцы работают в разных магазинах, все они продают товары, но в зависимости от товара, продавцам нужны разные предметы-помощники, разные знания и умения.

Воспитатель: Вы вышли из магазина. Вдруг по улице промчалась большая красная машина с сиреной. Что это за машина? (пожарная). Чем занимаются люди, которые сидят в пожарной машине? (спасают от пожара, тушат огонь). Какие предметы- помощники есть у пожарных? Воспитатель: Наступил вечер. Пришли домой воспитатель и продавец, врач и пожарный, водитель и повар. Кто-то взял в руки книгу, которую написал … писатель, кто-то позвонил другу, а кто-то пошел в театр. Кто работает в театре? (актер). Кто ставит спектакли? (режиссер). Кто шьет костюмы актерам? (костюмер).

Воспитатель: А кому надо сказать спасибо, за то, что всех этих людей научил читать, писать, считать, думать? (учитель).

Воспитатель: Вот сколько профессий мы вспомнили, но профессий много, их тысячи и с каждым днем их становиться все больше. Многие профессии собраны вами в альбоме «Все работы хороши». Как вы думаете, какая профессия самая важная? (Предположения детей).

Воспитатель: Представьте себе, что не стало воспитателей. Что бы тогда произошло? Если вдруг не станет поваров? Пожарных?

Воспитатель: Мы пришли с вами к выводу, что все профессии необходимы людям, все приносят огромную пользу, все направлены на заботу о человеке. Главное - уважать людей всех профессий, ценить огромный труд, который они выполняют. В нашей стране с благодарностью относятся к труду людей, отмечают различные профессиональные праздники. Какие вы знаете профессиональные праздники? (ответы детей). В эти торжественные дни люди получают поздравления, награды, благодарность за свой труд, улыбки и цветы. В течение года мы будем обозначать в календаре, какие профессиональные праздники отмечаются в России, и будем подробно знакомиться с этими профессиями.

Воспитатель: каждый из вас уже сегодня мечтает, кем же стать в будущем. Кем вы хотите стать, когда вырастите, мы узнаем, поиграв в игру «Кем быть?»

Дидактическая игра «Кем быть?» Из предложенных вариантов картинок-профессий, дети выбирают иллюстрацию понравившейся им профессии и рассказывают, какую они выбрали профессию и почему.

Рефлексия: Воспитатель: Хорошие у вас мечты. И я думаю, ваши мечты осуществятся. Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали на занятии? Что вам больше всего понравилось?

Беседа с детьми в старшей группе.

Тема «Профессии».

Задачи: вызывать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей; закреплять знания детей о названиях и назначении профессий; формировать понимание значения труда людей разных профессий и ценить результаты труда; закреплять знания о профессиях родителей; обогащать словарный запас, развивать связную речь: учить давать полные ответы на вопросы; активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.

Ход беседы:

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение, и сказать о чём оно.

Нужно сшить – зови портного,

Модельера пригласи.

Хочешь есть – поможет повар,

Блюдо у него проси.

Если хочешь быть красивым,

К парикмахеру иди.

Украшение на праздник

Ювелиру закажи.

Туфли подобьёт сапожник,

Разрисует всё художник.

И цветочница цветы

Срежет вам для красоты.

Часовщик часы починит,

Массажист усталость снимет,

Врач больного исцелит,

Словно доктор «Айболит».

Тренер сильным стать поможет,

Вас заснять фотограф может.

А кондитер вкусный торт

К дню рожденья испечёт.

Почту вовремя доставит

Самый быстрый почтальон.

И таксист домчит вас быстро,

Все дороги знает он.

Чтобы людям всем помочь,

Трудятся они и день и ночь.

Все профессии важны,

Все профессии нужны.

Дети отвечают, о чем это стихотворение (о профессиях).

– Знаете ли вы, что такое профессия? Профессия — это труд,

которому человек посвящает свою жизнь. У ваших родителей разные профессии. Давайте расскажем, друг другу о том кем работают ваши мамы и папы. Но не забывайте, что отвечать нужно полным предложением: «моя мама работает…» или «мой папа работает…»

Дети по очереди рассказывают о профессиях своих родителей. При необходимости воспитатель помогает ребенку с ответом.

– Молодцы. Давайте сейчас немного поиграем. Я начну предложение и кину мяч. Тот, кто из вас его поймает, продолжит моё предложение.

Врач людей… (лечит).

Учитель детей… (учит).

Пожарный пожар… (тушит).

Повар обед… (варит, готовит).

Парикмахер волосы… (стрижет, укладывает, причёсывает).

Полицейский за порядком… (следит).

Портниха одежду… (шьет, чинит).

Пекарь хлеб… (печет).

Писатель книги… (пишет, сочиняет).

Доярка коров… (доит, кормит).

Тракторист в поле… (пашет).

Строитель дома… (строит).

Фотограф людей… (фотографирует).

Продавец в магазине… (продает).

– Очень хорошо вы поиграли и правильно отвечали. Я думаю, вы готовы для более серьёзных заданий, потому что вы знаете много разных профессий. Мы поделимся на две команды, и проведем викторину «Я знаю профессии».

– Задание номер один. Посмотрите, какие я вам покажу картинки. На них изображены люди разных профессий. Каждая команда по очереди будет называть профессию. Если команда затрудняется с ответом, ход переходит к другой команде. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

Воспитатель показывает изображения представителей разных профессий (10-16 картинок). Команды по очереди дают ответы.

– Задание номер два. Вы будете отгадывать загадки. Правила те же: каждая команда по очереди отгадывает загадку. Если команда затрудняется с ответом, ход переходит к другой команде. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

·Причесываю, стригу,

Модную прическу сделать могу. (Парикмахер.)

·Целый день кручу баранку,

Чтоб людей всех развезти.

Нужно их доставить быстро,

Адрес правильно найти. (Таксист.)

·Веду отважно самолёт.

Людей и груз беру на борт. (Пилот.)

·На границе я служу.

Службой очень дорожу. (Пограничник.)

·Вам продам любой товар,

Упакую в целлофан.

О товаре расскажу,

Что купить вам предложу. (Продавец.)

·Шить умею и кроить

И заплатку прикрепить. (Портной.)

·Я работаю в саду, но не где деревья.

Я всему детей учу. Прихожу в сад первой. (Воспитатель.)

·Почему меня боятся Взрослые и дети?

Ведь жужжащая машина Людям зубы лечит! (Стоматолог.)

·Учу я детишек читать и писать,

Природу любить, стариков уважать. (Учитель.)

·Встаем мы очень рано, ведь наша забота –

Всех отвозить по утрам на работу. (Водитель.)

·С огнем бороться мы должны –

С водою мы напарники.

В беде мы людям всем нужны.

Так кто же мы? (Пожарные.)

·Скажи-ка, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты, салаты, винегреты,

Все завтраки обеды? (Повар.)

– Вот и закончилась наша викторина. Вам понравилось? Что вам больше всего понравилось? Давайте теперь подведем итоги.

Настольно печатные игры

Труд на участке: Уборка листьев