Публикации

Развитие элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы

Корбут Оксана Александровна

воспитатель

ГКДОУ «ДЕТСКИЙ САД №80

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

Г. О. Макеевки» ДНР

РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста является одной из важнейших задач дошкольного образования. В этом возрасте у детей формируются базовые навыки и понимание математических концепций, которые в дальнейшем становятся основой для успешного обучения в школе. Одним из эффективных средств, способствующих развитию математических представлений, является использование художественной литературы.

Роль художественной литературы в математическом развитии

Художественная литература играет важную роль в развитии мышления и речи детей. Чтение сказок, рассказов и стихов способствует не только обогащению словарного запаса, но и формированию логического мышления, развития воображения и творческих способностей. Включение математических элементов в литературные произведения позволяет интегрировать обучение математике в игровой и увлекательной форме.

Методика использования художественной литературы для развития математических представлений

Для успешного применения художественной литературы в обучении математике необходимо учитывать несколько методических подходов: Выбор произведений: Важновыбирать книги, которыесодержат математические элементы, такие как счёт, сравнение, измерениеи пространственные отношения. Например,произведения, в которых герои считают предметы, сравнивают их размеры или решают простые

задачи.

Активное вовлечение детей: Чтение должно быть интерактивным. Педагог может задавать вопросы по ходу чтения, просить детей считать предметы на картинках, решать простые задачи, обсуждать действия героев.

Интеграция с практической деятельностью: После чтения можно проводить игры и занятия, связанные с сюжетом книги.Например, если в сказке герои строят дом, можно предложить детям построить макет дома из кубиков,при этом обсуждая геометрические формы и размеры. Проблемные ситуации и задачи: В процессе чтения и обсуждения литературного произведения можно создавать проблемные ситуации, требующие математического решения.Это способствует развитию логического мышления и умению применять математические знания на

практике.

Примеры использования художественной литературы в обучении математике

Сказка "Трипоросенка"

В этой известной сказке можно найти множество возможностей для математического развития. Педагог может предложить детям:

·Считать количество кирпичей, досок и соломы, использованных поросятами для строительства домов.

·Сравнивать размеры и прочностьпостроек.

·Обсуждать понятия "много" и "мало", "высокий" и "низкий".

Стихи о числах

Чтение стихов, в которых фигурируют числа и счёт, помогает детям запомнить последовательность чисел и развивает ритмическое мышление. Например, стихотворение "Раз, два, три, четыре, пять – вышел зайчик погулять" можно использовать для запоминания числового ряда и обучения счёту.

Книги с иллюстрациями

Книги, содержащие яркие иллюстрации с элементами математики, такие как "Где живёт математика?", стимулируют визуальное восприятие и помогают детям лучше понять абстрактные математические понятия через конкретные образы.

Заключение

Использование художественной литературы в процессе обучения математике старших дошкольников является эффективным методом, способствующим формированию базовых математических представлений. Через литературу дети знакомятся с числами, формами, измерениями и логическими задачами в игровой и увлекательной форме, что значительно повышает их интерес к математике и способствует более глубокому и осознанному усвоению знаний.