Минеева Татьяна Владимировна
Воспитатель ОВЗ
МАДОУ №250
г. Челябинск
Новая реальность в развитии логического мышления у детей дошкольного возраста посредством технологии LEGO- конструирования
Что же такое логическое мышление? Для ответа на этот вопрос нужно сначала постараться и найти ответ на вопрос – А что же такое логика?
Логика – эта наука о законах мышления и его формах. Эта наука возникла еще в 4 веке до н. э., основателем которой считается древнегреческий философ Аристотель. Владея навыками логического мышления, человек сможет быстрее освоить профессию и более успешно реализовать себя в ней, не растеряться, попав в тяжелые жизненные обстоятельства.
Но зачем логика необходима маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе развития создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будет служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, который не овладел приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.
Исходя из выше сказанного, мы в своей работе по данной теме, разработали программу по дополнительному образованию «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста». В программе подобранны словесные и пальчиковые игры, игры на развитие мелкой моторики, а также игры на развитие памяти и внимания. Задания по программе подобранны так, чтобы ребенку было интересно выполнять их. Это такие задания как:
-Лабиринты;
-Числовой ряд;
-Найди отличия;
-Игры на внимание и т.д
В настоящее время в системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно – коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить. В работе с дошкольниками в ДОУ, с учетом их возрастных особенностей, мы стали использовать различные виды конструкторов.
Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход. Конструирование в детском саду проводиться с детьми всех возрастов, в доступной игровой форме, от простого к сложному. Конструктор побуждает работать в равной степени и голову, и руки, при этом работает два полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии ребенка.
Один из видов конструктора, который мы используем в работе с детьми является- конструктор «ЛЕГО».
Конструирование из ЛЕГО полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью.
Актуальность ЛЕГО - конструирования значима в свете внедрения ФГОС, так как: являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольника, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (познание, коммуникация, труд, социализация);
ЛЕГО - конструирование, занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом. Оно позволяет решать не только практические, но и интеллектуальные задачи, причем постепенно они выдвигаются на первый план. Такая работа дает больше возможности для умственной активности наших детей.
Дополнительно к программе «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста» мы разработали программу по ЛЕГО – конструированию. Эти две программы взаимосвязаны между собой. Перед тем как разработать эти программы мы изучила различное количество научно-методическую литературы по LEGO-конструированию и сделала вывод, что благодаря ЛЕГО – конструированию можно развивать логику детей.
В результате работы с ЛЕГО происходит интеллектуальное развитие детей: дети стали овладевать практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.
Занятия по данным программам проходят один раз в неделю, начиная со средней группы и заканчивая подготовительной группой. Продолжительность занятия исходит от возраста детей.
На первых занятиях, детям средней группы, предлагается изготовление простейших построек: ворота, заборчики, дорожки. Для детей, более старшего возраста, задание усложняется, дети строят дома, транспорт, плоскостную мозаику и т.д.
Занятие состоит из 3 основных видов конструирования:
1.Конструирование по замыслу;
2.Конструирование по схеме;
3.Конструирование по теме.
В ходе работы в паре или группе, у детей развивается навык сотрудничества. Он учится выбирать себе партнера, распределять между собой работу, согласовывать друг с другом действия при создании постройки по составленным схемам, совместно проверять правильность выполнения постройки.
Так как ЛЕГО – конструирование тесно связано с логическим мышлением, то дети учатся развивать умение создавать свой собственный замысел постройки по предложенной теме, умение анализировать свою постройку, выделять основные части, форму, размеры, местоположение деталей, устанавливать связь между функцией детали и ее свойством в постройке.
При использовании ЛЕГО – конструирования, мы стали предлагать задания по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста это:
- Продолжи ряд;
-Построй цифру;
-Что лишнее?
-На что похоже?
-Логическая цепочка и т.д.
Благодаря ЛЕГО- конструированию в ДОУ, у детей активизируются мыслительные процессы, появляется интерес к творческому решению поставленных задач, появляются положительные эмоции, налаживается общение со сверстниками. Дети конструируют не потому, что так нужно, а потому что это увлекательно и занимательно.
LEGO-конструкторы на сегодняшний день востребованный материал для занятий в нашем ДОУ. Дети любят играть не только тогда, когда у них есть свободная деятельность, но и в ходе образовательной деятельности, где они становятся создателями, строителями, архитекторами. Играя, дети придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с самых простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения в своей жизни.
Воспитатель ОВЗ
МАДОУ №250
г. Челябинск
Новая реальность в развитии логического мышления у детей дошкольного возраста посредством технологии LEGO- конструирования
Что же такое логическое мышление? Для ответа на этот вопрос нужно сначала постараться и найти ответ на вопрос – А что же такое логика?
Логика – эта наука о законах мышления и его формах. Эта наука возникла еще в 4 веке до н. э., основателем которой считается древнегреческий философ Аристотель. Владея навыками логического мышления, человек сможет быстрее освоить профессию и более успешно реализовать себя в ней, не растеряться, попав в тяжелые жизненные обстоятельства.
Но зачем логика необходима маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе развития создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будет служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, который не овладел приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.
Исходя из выше сказанного, мы в своей работе по данной теме, разработали программу по дополнительному образованию «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста». В программе подобранны словесные и пальчиковые игры, игры на развитие мелкой моторики, а также игры на развитие памяти и внимания. Задания по программе подобранны так, чтобы ребенку было интересно выполнять их. Это такие задания как:
-Лабиринты;
-Числовой ряд;
-Найди отличия;
-Игры на внимание и т.д
В настоящее время в системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно – коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить. В работе с дошкольниками в ДОУ, с учетом их возрастных особенностей, мы стали использовать различные виды конструкторов.
Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход. Конструирование в детском саду проводиться с детьми всех возрастов, в доступной игровой форме, от простого к сложному. Конструктор побуждает работать в равной степени и голову, и руки, при этом работает два полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии ребенка.
Один из видов конструктора, который мы используем в работе с детьми является- конструктор «ЛЕГО».
Конструирование из ЛЕГО полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью.
Актуальность ЛЕГО - конструирования значима в свете внедрения ФГОС, так как: являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольника, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (познание, коммуникация, труд, социализация);
ЛЕГО - конструирование, занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом. Оно позволяет решать не только практические, но и интеллектуальные задачи, причем постепенно они выдвигаются на первый план. Такая работа дает больше возможности для умственной активности наших детей.
Дополнительно к программе «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста» мы разработали программу по ЛЕГО – конструированию. Эти две программы взаимосвязаны между собой. Перед тем как разработать эти программы мы изучила различное количество научно-методическую литературы по LEGO-конструированию и сделала вывод, что благодаря ЛЕГО – конструированию можно развивать логику детей.
В результате работы с ЛЕГО происходит интеллектуальное развитие детей: дети стали овладевать практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.
Занятия по данным программам проходят один раз в неделю, начиная со средней группы и заканчивая подготовительной группой. Продолжительность занятия исходит от возраста детей.
На первых занятиях, детям средней группы, предлагается изготовление простейших построек: ворота, заборчики, дорожки. Для детей, более старшего возраста, задание усложняется, дети строят дома, транспорт, плоскостную мозаику и т.д.
Занятие состоит из 3 основных видов конструирования:
1.Конструирование по замыслу;
2.Конструирование по схеме;
3.Конструирование по теме.
В ходе работы в паре или группе, у детей развивается навык сотрудничества. Он учится выбирать себе партнера, распределять между собой работу, согласовывать друг с другом действия при создании постройки по составленным схемам, совместно проверять правильность выполнения постройки.
Так как ЛЕГО – конструирование тесно связано с логическим мышлением, то дети учатся развивать умение создавать свой собственный замысел постройки по предложенной теме, умение анализировать свою постройку, выделять основные части, форму, размеры, местоположение деталей, устанавливать связь между функцией детали и ее свойством в постройке.
При использовании ЛЕГО – конструирования, мы стали предлагать задания по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста это:
- Продолжи ряд;
-Построй цифру;
-Что лишнее?
-На что похоже?
-Логическая цепочка и т.д.
Благодаря ЛЕГО- конструированию в ДОУ, у детей активизируются мыслительные процессы, появляется интерес к творческому решению поставленных задач, появляются положительные эмоции, налаживается общение со сверстниками. Дети конструируют не потому, что так нужно, а потому что это увлекательно и занимательно.
LEGO-конструкторы на сегодняшний день востребованный материал для занятий в нашем ДОУ. Дети любят играть не только тогда, когда у них есть свободная деятельность, но и в ходе образовательной деятельности, где они становятся создателями, строителями, архитекторами. Играя, дети придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с самых простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения в своей жизни.