Публикации

Интегрированный урок литературного чтения и внеурочной деятельности театрального кружка «Затейники» во 2 классе

Тема урока литературного чтения: Агния Барто «В школу»

Тема занятия театрального кружка: Средства выразительной речи: тон, мимика, жест.

Общая тема: Чтение стихотворений Агнии Барто с использованием средств выразительности речи.

Цели:

1) Продолжить знакомство учащихся с творчеством Агнии Барто

2) Учить выразительному чтению стихов, используя тон, мимику, жест.

3) Создать условия для воспитания доброты, прилежания, толерантности.

В ходе занятия формируются следующие УУД:

Личностные УУД:

- умение работать в классном коллективе

- умение использовать выразительные средства языка

- умение сопереживать, выражать личные эмоции и чувства

Коммуникативные УУД:

- умение общаться в среде сверстников

Регулятивные УУД:

- умение регулировать поведение в процессе выполнения творческих заданий

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Вот мы в сборе-

Посмотрите!

Как красиво мы стоим,

Не кричим и не шумим!

1,2,3,4,5- пора занятие начать!

2. Ситуация включения. Просмотр отрывка из мультфильма «Ох и Ах»

- Скажите, ребята, можно ли понять человека без слов? Как это определить?

(Можно. С помощью жестов, мимики)

Просмотр м/ф

- Что можно сказать о характере этих героев?

- Каким был Ох? Ах? Как вы определили?

(Внешний вид Оха: полусогнутая фигура, уголки рта опущены. Выражение лица унылое.

Внешний вид Аха: Улыбка на лице. Бодрый, жизнерадостный вид. Берётся за любое дело и у него всё получается.)

3. Работа над средствами выразительности речи

Мимика и жесты

-Мы определили характер героев, наблюдая за их мимикой и жестами.

- Что такое мимика? (Выражение лица)

- Что такое жесты? (Движение рук)

Жесты и мимику можно использовать как средства выразительной речи при чтении стихов, их инсценирования.

А сейчас выполним упражнения на выразительность мимики, используя жесты.

а) У вас в руках яблоко. Вы широко открываете рот и кусаете его. Фу! Оно горькое. Вы берёте второе яблоко, откусываете. Ой, оно кислое! Вы берёте третье яблоко. Кусаете – сладкое.

б) Перед вами ваза с цветами. Вы вдыхаете аромат цветов. Ах, какая прелесть!

в) Вы были на даче, в походах? И пили горячий чай у костра? Вы берёте чашечку и маленькими глотками отпиваете обжигающий ваши губы чай.

Тон

- Наверное вам приходилось слышать слова «Каким тоном ты со мной разговариваешь?»

Оказывается, одно и то же слово, произнесённое разным тоном, может иметь разный смысл.

- Слово «умница» я произнесу разным тоном, а вы определите, кого я похвалила.

а) 1-ученица отлично выполнила контрольную работу

б) 2-ученица забыла дома тетрадь (произнесла с усмешкой)

Работа с карточками.

- Рассмотри рисунки тона. Подпиши под каждым рисунком словесное определение подходящего тона.

Выразительность речи зависит от темпа. При чтении мы убыстряем темп, или наоборот, замедляем в зависимости от содержания. Иногда нужно читать громче или тише.

- Прочитайте стихи:

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик

Тише, Танечка не плачь

Не утонет в речке мяч

- Кто автор этого стихотворения?

Сегодня мы будем учиться выразительно читать стихи Агнии Барто, используя средства выразительности речи.

4. Просмотр презентации.

- Об Агнии Барто расскажет Марат, используя презентацию.

Учитель: Агния Львовна удивительная поэтесса, которая писала стихи для детей о детях. Она родилась в 1906 году и 17 февраля 2016 года ей исполнилось бы 110 лет. Стихи Агнии Барто современны, пронизаны тонким юмором и любовью к детям. А мы с вами попробуем это доказать.

5. Работа по учебнику.

- На с.45 прочитайте название следующего стихотворения.

- Рассмотрите иллюстрацию. Вам ничего не показалось странным? (Мальчик бежит, а над ним ночное небо.)

-Как вы думаете, о чём нам хочет рассказать автор? (Предположения детей)

- Прочитаем стихотворение и всё узнаем.

Чтение стихотворения учителем.

- Знакомо ли вам волнение Пети?

- Расскажите, как пошли вы в 1 класс?

Чтение стихотворения учениками. (5 учеников по четверостишию)

-Кто прочитал лучше свой отрывок? Почему вы так думаете?

- Что означает словосочетание «отложной воротничок»? (отглаженный утюгом и накрахмаленный)

Вопросы 2, 3

- Можно ли это стих. Назвать юмористическим?

- Знаете ли вы другие юмористические стихотворения?

6. Инсценирование стихотворений Агнии Барто

а) Гадалка

б) Мама – болельщица

в) Цветы не знали

Работа в группах.

- Какие средства выразительной речи вы использовали?

- Каким тоном должны говорить главные герои? Почему?

(Опираясь на содержание, даём характеристику главных героев.)

- Какова главная мысль стихотворения?

7. Рефлексия.

Дополни фразу:

- Я узнал на уроке …

- На уроке я научился…

- Самое трудное на уроке было…

- Самое интересное на уроке было…