Разновозрастные группы в детском саду
Жизнь – это борьба, и готовиться к ней нужно с детства. Товарищи воспитывают гораздо лучше, чем родители, ибо им не свойственна жалость.
Андре Моруа "О воспитании детей"
Долгое время в системе дошкольного образования было принято разделять детей на группы по возрастам. Однако такой принцип не давал возможности малышам развиваться самостоятельно, а также проявлять свои способности. Очень редко родители переводили своего ребенка в более старшую группу, чтобы раньше отдать чадо в школу. Сегодня же возможности изменились. Разновозрастные группы в детском саду позволяют повысить эффективность обучения в дошкольном учреждении, позволяют проявить характер ребенка.
Особенности разновозрастной группы
Основной особенностью разновозрастной группы является то, что в нее входят дети от 3 до 6 лет. При этом занятия в разновозрастной группе происходит одновременно со всеми детьми, а вернее разложены на этапы, что позволяет сориентировать детей на развивающее обучение. Сами занятия могут иметь несколько алгоритмов:
Алгоритм 1. Начинаются занятия с детьми старшего возраста, продолжаются с включением детей средней возрастной категории, а затем уже подключаются и малыши.
Алгоритм 2. Занятия начинаются с игры, которая подходит самым маленьким, а затем уже переходят к упражнениям большей сложности и более информационно насыщенному блоку.
При этом на протяжении всех занятий в возрастной группе в процессе решения тех или иных задач участвуют все дети. Разница лишь в нагрузке и объеме заданий, а также их сложности. Такое построение занятий в разновозрастной группе дает возможность сориентироваться, как нужно осваивать те или иные навыки или знания. Малыши видят, как стараются дети постарше, а дети 6 лет не забывают знания, которые уже были привиты. При этом в ситуации с первым алгоритмом младшие дети изначально могут сформировать в своем сознании чувство ответственности. А вот второй алгоритм формирует творчество. Поэтому следует практиковать оба алгоритма, что позволяет сделать процесс обучения и воспитания более насыщенным и эффективным.
Преимущества занятий в разновозрастной группе
1. Развивающее обучение. Видя пример старших детей в группе, остальные стараются им подражать, осваивая при этом важную информацию с легкостью. При этом педагоги могут выявить способности детей, которые лучше и быстрее схватывают материал. Соответственно, такие дети могут раньше идти в школу, а также заниматься в специализированных классах.
2. Саморазвитие. Стремление наследовать поведение и поступки детей постарше приучают к самостоятельности, организованности. При этом старшие дети стараются быть примером, а соответственно, также контролируют свои действия, стараются показать свои знания, навыки, выполнить задание лучше.
3. Взаимопомощь. При формировании группы из детей разного возраста педагоги понимают, что сами дети будут стараться помочь друг другу. Это позволяет повысить эффективность обучения, формирует у детей ощущение того, что вместе легче решать любые задачи. В такой группе дети не обижают друг друга, а стараются всячески помогать.
4. Ответственность. Взаимодействие детей старшего, среднего и младшего возраста является важным фактором при работе в группах. Занятия в группах проводятся преимущественно по принципу командной игры, что не просто дает знания, но и формирует чувство ответственности.
5. Получение разносторонних знаний. Дети разных возрастов во время занятий обмениваются мнениями, впечатлениями, а не просто демонстрируют знания. Это дает возможность гармонично всесторонне развиваться.
6. Занятия с учетом умственных и психологических особенностей, а не возраста. При формировании групп с каждым ребенком индивидуально проводит беседу с малышом, чтобы понять уровень его развития. После определенных тестов формируются группы. Это позволяет распланировать на дальнейшее занятия с различным уровнем сложности.
7. Индивидуальный подход к ребенку. Поскольку группы в детском саду небольшие, то во время занятий удается уделить внимание каждому ребенку. А учитывая разницу в возрасте, проявляется индивидуальность детей.
8. Разносторонняя социализация. Разновозрастная группа позволяет построить различные варианты общения. Так, ребенок строит связи «ребенок-взрослый», где воспитатель выполняет роль наставника и учителя. Также формируется связь «сверстник-сверстник», где появляется опыт общения с себе равным. Третей формой общения выступает «малыш – старший ребенок» и соответственно «младший – старший». Такие варианты общения позволяют оценить различные возможности социализации, дает больше возможностей личностного развития.
В разновозрастных группах используют фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации учебного процесса, которые позволяют разным образом формировать взаимоотношения педагога с детьми и детей между собой.
Наиболее эффективным, сочетанием разных форм работы (коллективная работа, работа с подгруппой и индивидуальные занятия).
Более общие учебные задачи лучше решать на фронтальных занятиях, а конкретные (сообщение нового материала, закрепление, расширение и уточнение знаний) — на занятиях с одной подгруппой.
Давайте рассмотрим различные варианты организации учебной деятельности в разновозрастной группе.
1. Вся группа занимается одним видом деятельности.
Эта форма подходит для:
- введения в тему;
- объявления общих правил и условий;
- поэтапных шагов;
- деятельности, связанной с языком и речью (наблюдение, изучение, игра-драматизация и т.д.). Необходимо, чтобы и тема, и процесс ее рассмотрения были уместны для определенного возраста.
2. Вся группа занимается одним видом деятельности, но сложность задания соответствует возрасту. Это часто подходит для художественной деятельности и для групповых работ. На совместных занятиях большое значение имеет постановка педагогом общих заданий всей группе, но разной степени сложности для возрастных подгрупп. Например:
-аппликация «грибы»: 3-4-летние наклеивают детали, вырезанные заранее воспитателем; 4-5-летние вырезают предварительно нарисованные детали и наклеивают их.
3. Одновременное занятие, но виды деятельности у младшей и старшей подгрупп – разные. Старшие дети рисуют, клеят или мастерят, младшие слушают рассказы, учат стихи, играют в дидактическую игру. Старшие дети используют ранее полученные знания и умения для самостоятельной работы.
Этот вид организации учебной деятельности предусматривает одновременную работу подгрупп по одному разделу программы, но с разным программным содержанием. Например, на первом этапе организуются игровые действия детей младшей группы в специально созданной среде (подчиненной теме занятия) под присмотром помощника учителя или учителя и проводится организованное занятие для детей средней группы. После выполнения заданий подгруппы меняются местами.
4. Занятие проводится только с одной подгруппой. Практика показывает, что по определенным направлениям и темам (в чтении, письме и частично в сравнении и счете) продуктивнее всего обучение в одной возрастной группе или при одинаковом уровне развития детей. В смешанной группе, где в распоряжении детей имеется только одно помещение, подгруппе, которая учится, к сожалению, будут мешать играющие. В этом случае особенно важен помощник воспитателя, который должен заняться младшими детьми.
5. Занятие со ступенчатым началом. На первом этапе роботу начинают дети средней группы: изучается новая тема, выполняются индивидуальные задания.
На втором этапе занятия в работе задействуют детей младшей группы. С ними работает педагог, старшие дети работают в парах. На третьем этапе одновременно работают все дети, которые, например, участвуют в заключительной беседе.
6. Занятие со ступенчатым (поэтапным) окончанием.
Начало деятельности общее для всех малышей: игровая ситуация, вопрос познавательной поисковой направленности, организационный момент. На втором этапе дети младшей группы участвуют в общем занятии в течение 15-20 минут: активное участие, пассивное слушание, предметная деятельность, работа вместе со старшими детьми. После этого младшие дети завершают работу. На третьем этапе в разных видах деятельности участвуют дети средней группы: заключительная беседа, диалог, при этом не следует забывать, что общая продолжительность деятельности детей средней группы составляет 20-25 минуты. Такая форма организации занятий обеспечивает правильное выполнение режима дня в разновозрастной группе, глубокое усвоение знаний, влияет на успешное решение образовательных задач.
Изучая современную методику, пришла к выводу, что в большей степени использовать групповую (в практике работы дошкольных учреждений эту форму часто называют подгрупповой) работу с детьми.
Как считают многие практики, ведущей формой организации обучения должна стать групповая, которая обеспечивает высокую активность детей, устанавливает обратную связь, учитывает продвижение каждого.
Технология проведения групповых занятий может быть разной. Иногда на занятии присутствуют сразу все подгруппы. В этих случаях педагог должен продумать, как разместить детей. Каждая подгруппа должна сидеть компактно, но в какой-то степени автономно, на некотором расстоянии от других, потому что на таком занятии уже не будет абсолютной тишины: «внутри подгруппы» дети общаются, переговариваются, взаимодействуют.
Воспитатель, организовывая учебно-воспитательный процесс в разновозрастной группе, должен задействовать каждого воспитанника группы к активному участию в образовательном процессе, независимо от возраста, пола и индивидуальных особенностей.
Организация педагогического процесса должна быть ориентирована не только на общие задачи воспитания (программы, методические указания), а главным образом на ребенка, его потребности, интересы, уровень развития.
При организации работы в разновозрастной группе необходимо учитывать следующее:
- Педагог, организовывая учебный процесс в разновозрастной группе, должен четко определить цель, задачи, содержание, хорошо владеть методикой проведения занятий с детьми в разновозрастной группе.
- Программные требования дифференцируются для каждой возрастной подгруппы за счет разных способов выполнения определенного задания.
- На фронтальных занятиях лучше решать более общие учебные задачи, а более конкретные – на занятиях с одной подгруппой детей.
- Основной формой работы в разновозрастной группе остаются занятия (комплексные, комбинированные, общие). При проведении комплексных занятий в разновозрастной группе надо следить за тем, чтобы деятельность детей одной подгруппы не отвлекала детей другой подгруппы. Общие занятия целесообразно проводить при условии одинаковой или близкой темы для детей всех возрастных подгрупп, учитывая возможности детей и уровень их самостоятельности.
- Материал, подготовленный к занятию, должен содержать общие элементы
для детей всех подгрупп, что дает возможность объединить воспитанников для проведения игр, выполнения определенных заданий.
- Выполнение заданий в разновозрастной группе осуществляется двумя путями: под непосредственным руководством педагога, с помощью дидактических игр и дидактических материалов (самостоятельная работа детей).
- При организации учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать индивидуальные, возрастные и половые особенности детей дошкольного возраста.
Для организации учебного процесса в разновозрастной группе очень важно постоянное сотрудничество учителя и помощника учителя. Для этого нужно обговорить планируемые цели, нужные виды деятельности и подходящее для них время, а также правильно распределить обязанности. Приветствуется и помощь родителей или коллег, особенно при проведении мероприятий, поездок и других проектов. Работа ещё более результативна, если её цели и основные идеи заранее обсуждены и все задания распределены между людьми.
Таким образом, организовать жизнь детей в условиях разновозрастной группы мини-центра так, чтобы сделать ее спокойной и яркой, содержательной и интересной, тесно увязав повседневную жизнь с обучением, игрой, трудом – важнейшая задача воспитателя. А умелое использование всех положительных сторон совместного воспитания детей разного возраста будет содействовать формированию в коллективе правильных взаимоотношений, интереса детей к совместным играм, общим занятием, коллективной трудовой деятельности.
Жизнь – это борьба, и готовиться к ней нужно с детства. Товарищи воспитывают гораздо лучше, чем родители, ибо им не свойственна жалость.
Андре Моруа "О воспитании детей"
Долгое время в системе дошкольного образования было принято разделять детей на группы по возрастам. Однако такой принцип не давал возможности малышам развиваться самостоятельно, а также проявлять свои способности. Очень редко родители переводили своего ребенка в более старшую группу, чтобы раньше отдать чадо в школу. Сегодня же возможности изменились. Разновозрастные группы в детском саду позволяют повысить эффективность обучения в дошкольном учреждении, позволяют проявить характер ребенка.
Особенности разновозрастной группы
Основной особенностью разновозрастной группы является то, что в нее входят дети от 3 до 6 лет. При этом занятия в разновозрастной группе происходит одновременно со всеми детьми, а вернее разложены на этапы, что позволяет сориентировать детей на развивающее обучение. Сами занятия могут иметь несколько алгоритмов:
Алгоритм 1. Начинаются занятия с детьми старшего возраста, продолжаются с включением детей средней возрастной категории, а затем уже подключаются и малыши.
Алгоритм 2. Занятия начинаются с игры, которая подходит самым маленьким, а затем уже переходят к упражнениям большей сложности и более информационно насыщенному блоку.
При этом на протяжении всех занятий в возрастной группе в процессе решения тех или иных задач участвуют все дети. Разница лишь в нагрузке и объеме заданий, а также их сложности. Такое построение занятий в разновозрастной группе дает возможность сориентироваться, как нужно осваивать те или иные навыки или знания. Малыши видят, как стараются дети постарше, а дети 6 лет не забывают знания, которые уже были привиты. При этом в ситуации с первым алгоритмом младшие дети изначально могут сформировать в своем сознании чувство ответственности. А вот второй алгоритм формирует творчество. Поэтому следует практиковать оба алгоритма, что позволяет сделать процесс обучения и воспитания более насыщенным и эффективным.
Преимущества занятий в разновозрастной группе
1. Развивающее обучение. Видя пример старших детей в группе, остальные стараются им подражать, осваивая при этом важную информацию с легкостью. При этом педагоги могут выявить способности детей, которые лучше и быстрее схватывают материал. Соответственно, такие дети могут раньше идти в школу, а также заниматься в специализированных классах.
2. Саморазвитие. Стремление наследовать поведение и поступки детей постарше приучают к самостоятельности, организованности. При этом старшие дети стараются быть примером, а соответственно, также контролируют свои действия, стараются показать свои знания, навыки, выполнить задание лучше.
3. Взаимопомощь. При формировании группы из детей разного возраста педагоги понимают, что сами дети будут стараться помочь друг другу. Это позволяет повысить эффективность обучения, формирует у детей ощущение того, что вместе легче решать любые задачи. В такой группе дети не обижают друг друга, а стараются всячески помогать.
4. Ответственность. Взаимодействие детей старшего, среднего и младшего возраста является важным фактором при работе в группах. Занятия в группах проводятся преимущественно по принципу командной игры, что не просто дает знания, но и формирует чувство ответственности.
5. Получение разносторонних знаний. Дети разных возрастов во время занятий обмениваются мнениями, впечатлениями, а не просто демонстрируют знания. Это дает возможность гармонично всесторонне развиваться.
6. Занятия с учетом умственных и психологических особенностей, а не возраста. При формировании групп с каждым ребенком индивидуально проводит беседу с малышом, чтобы понять уровень его развития. После определенных тестов формируются группы. Это позволяет распланировать на дальнейшее занятия с различным уровнем сложности.
7. Индивидуальный подход к ребенку. Поскольку группы в детском саду небольшие, то во время занятий удается уделить внимание каждому ребенку. А учитывая разницу в возрасте, проявляется индивидуальность детей.
8. Разносторонняя социализация. Разновозрастная группа позволяет построить различные варианты общения. Так, ребенок строит связи «ребенок-взрослый», где воспитатель выполняет роль наставника и учителя. Также формируется связь «сверстник-сверстник», где появляется опыт общения с себе равным. Третей формой общения выступает «малыш – старший ребенок» и соответственно «младший – старший». Такие варианты общения позволяют оценить различные возможности социализации, дает больше возможностей личностного развития.
В разновозрастных группах используют фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации учебного процесса, которые позволяют разным образом формировать взаимоотношения педагога с детьми и детей между собой.
Наиболее эффективным, сочетанием разных форм работы (коллективная работа, работа с подгруппой и индивидуальные занятия).
Более общие учебные задачи лучше решать на фронтальных занятиях, а конкретные (сообщение нового материала, закрепление, расширение и уточнение знаний) — на занятиях с одной подгруппой.
Давайте рассмотрим различные варианты организации учебной деятельности в разновозрастной группе.
1. Вся группа занимается одним видом деятельности.
Эта форма подходит для:
- введения в тему;
- объявления общих правил и условий;
- поэтапных шагов;
- деятельности, связанной с языком и речью (наблюдение, изучение, игра-драматизация и т.д.). Необходимо, чтобы и тема, и процесс ее рассмотрения были уместны для определенного возраста.
2. Вся группа занимается одним видом деятельности, но сложность задания соответствует возрасту. Это часто подходит для художественной деятельности и для групповых работ. На совместных занятиях большое значение имеет постановка педагогом общих заданий всей группе, но разной степени сложности для возрастных подгрупп. Например:
-аппликация «грибы»: 3-4-летние наклеивают детали, вырезанные заранее воспитателем; 4-5-летние вырезают предварительно нарисованные детали и наклеивают их.
3. Одновременное занятие, но виды деятельности у младшей и старшей подгрупп – разные. Старшие дети рисуют, клеят или мастерят, младшие слушают рассказы, учат стихи, играют в дидактическую игру. Старшие дети используют ранее полученные знания и умения для самостоятельной работы.
Этот вид организации учебной деятельности предусматривает одновременную работу подгрупп по одному разделу программы, но с разным программным содержанием. Например, на первом этапе организуются игровые действия детей младшей группы в специально созданной среде (подчиненной теме занятия) под присмотром помощника учителя или учителя и проводится организованное занятие для детей средней группы. После выполнения заданий подгруппы меняются местами.
4. Занятие проводится только с одной подгруппой. Практика показывает, что по определенным направлениям и темам (в чтении, письме и частично в сравнении и счете) продуктивнее всего обучение в одной возрастной группе или при одинаковом уровне развития детей. В смешанной группе, где в распоряжении детей имеется только одно помещение, подгруппе, которая учится, к сожалению, будут мешать играющие. В этом случае особенно важен помощник воспитателя, который должен заняться младшими детьми.
5. Занятие со ступенчатым началом. На первом этапе роботу начинают дети средней группы: изучается новая тема, выполняются индивидуальные задания.
На втором этапе занятия в работе задействуют детей младшей группы. С ними работает педагог, старшие дети работают в парах. На третьем этапе одновременно работают все дети, которые, например, участвуют в заключительной беседе.
6. Занятие со ступенчатым (поэтапным) окончанием.
Начало деятельности общее для всех малышей: игровая ситуация, вопрос познавательной поисковой направленности, организационный момент. На втором этапе дети младшей группы участвуют в общем занятии в течение 15-20 минут: активное участие, пассивное слушание, предметная деятельность, работа вместе со старшими детьми. После этого младшие дети завершают работу. На третьем этапе в разных видах деятельности участвуют дети средней группы: заключительная беседа, диалог, при этом не следует забывать, что общая продолжительность деятельности детей средней группы составляет 20-25 минуты. Такая форма организации занятий обеспечивает правильное выполнение режима дня в разновозрастной группе, глубокое усвоение знаний, влияет на успешное решение образовательных задач.
Изучая современную методику, пришла к выводу, что в большей степени использовать групповую (в практике работы дошкольных учреждений эту форму часто называют подгрупповой) работу с детьми.
Как считают многие практики, ведущей формой организации обучения должна стать групповая, которая обеспечивает высокую активность детей, устанавливает обратную связь, учитывает продвижение каждого.
Технология проведения групповых занятий может быть разной. Иногда на занятии присутствуют сразу все подгруппы. В этих случаях педагог должен продумать, как разместить детей. Каждая подгруппа должна сидеть компактно, но в какой-то степени автономно, на некотором расстоянии от других, потому что на таком занятии уже не будет абсолютной тишины: «внутри подгруппы» дети общаются, переговариваются, взаимодействуют.
Воспитатель, организовывая учебно-воспитательный процесс в разновозрастной группе, должен задействовать каждого воспитанника группы к активному участию в образовательном процессе, независимо от возраста, пола и индивидуальных особенностей.
Организация педагогического процесса должна быть ориентирована не только на общие задачи воспитания (программы, методические указания), а главным образом на ребенка, его потребности, интересы, уровень развития.
При организации работы в разновозрастной группе необходимо учитывать следующее:
- Педагог, организовывая учебный процесс в разновозрастной группе, должен четко определить цель, задачи, содержание, хорошо владеть методикой проведения занятий с детьми в разновозрастной группе.
- Программные требования дифференцируются для каждой возрастной подгруппы за счет разных способов выполнения определенного задания.
- На фронтальных занятиях лучше решать более общие учебные задачи, а более конкретные – на занятиях с одной подгруппой детей.
- Основной формой работы в разновозрастной группе остаются занятия (комплексные, комбинированные, общие). При проведении комплексных занятий в разновозрастной группе надо следить за тем, чтобы деятельность детей одной подгруппы не отвлекала детей другой подгруппы. Общие занятия целесообразно проводить при условии одинаковой или близкой темы для детей всех возрастных подгрупп, учитывая возможности детей и уровень их самостоятельности.
- Материал, подготовленный к занятию, должен содержать общие элементы
для детей всех подгрупп, что дает возможность объединить воспитанников для проведения игр, выполнения определенных заданий.
- Выполнение заданий в разновозрастной группе осуществляется двумя путями: под непосредственным руководством педагога, с помощью дидактических игр и дидактических материалов (самостоятельная работа детей).
- При организации учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать индивидуальные, возрастные и половые особенности детей дошкольного возраста.
Для организации учебного процесса в разновозрастной группе очень важно постоянное сотрудничество учителя и помощника учителя. Для этого нужно обговорить планируемые цели, нужные виды деятельности и подходящее для них время, а также правильно распределить обязанности. Приветствуется и помощь родителей или коллег, особенно при проведении мероприятий, поездок и других проектов. Работа ещё более результативна, если её цели и основные идеи заранее обсуждены и все задания распределены между людьми.
Таким образом, организовать жизнь детей в условиях разновозрастной группы мини-центра так, чтобы сделать ее спокойной и яркой, содержательной и интересной, тесно увязав повседневную жизнь с обучением, игрой, трудом – важнейшая задача воспитателя. А умелое использование всех положительных сторон совместного воспитания детей разного возраста будет содействовать формированию в коллективе правильных взаимоотношений, интереса детей к совместным играм, общим занятием, коллективной трудовой деятельности.