Антипина Мария Ильинична
Воспитатель
МБДОУ ЦРР Д\сад №33 «Теремок»
Г.Якутск
НОД по обучению грамоте «Знакомство со звуком «ш» и буквой Ш». (конспект разработан с использованием развивающих игр Воскобовича)
Цель: познакомить детей со звуком « ш » и буквой «Ш»;
Задачи:
Соотносить букву -Ш- со звуком –ш-.
Развивать фонематический слух, внимание, координацию речи и движения, мелкую моторику рук
Продолжать знакомить с играми Воскобовича
Формировать доброжелательность и самостоятельность.
Оборудование:
игровое пособие по обучению чтению В.Воскобовича
Шнур затейник; Квадрат двухцветный , Филимон Коттерфильд
Ход занятия
- Добрый день! Уважаемые зрители!
Начинаем выступление! Цирковое представление!
В цирке очень хорошо. Всюду празднично, светло!
Здесь звенит веселый смех! Приглашает в гости всех.
-Ребята! Я очень рада видеть вас .Ребята а вы любите цирк? У нас сегодня цирковое представление и я приглашаю вас занять свои места в зрительном зале.(Садятся на ковер)
В: Под звуки марша, под свет синих прожекторов на арену друг за другом выходят артисты-акробаты и выстраиваются в ряд.
Начинается программа.
Этот номер трудный самый!
На арене – акробаты,
Лучшие в мире циркачи!
В: Ребята, вы узнали этого артиста-акробата? Кто это?
Д: Это Арлекин.
В: Какая любимая песенка Арлекина? Помогайте Арлекину петь.
Д: А-а-а.
В: А этого акробата вы узнали? Поможем ему спеть его любимую песенку.
Д: Это Орлекин и его любимая песенка О-о-о.
В: Следующий акробат. Кто же это? И какая его любимая песенка?
Д: Это Урлекин и его песенка У-у-у.
В: Зазвучали фанфары и вот перед каждым артистом появились волшебные сундучки. Открывает свой сундучок Арлекин и на зрителей посыпались: ананасы, апельсины. Что еще? ( Дети продолжают).
В: Что может появиться из сундучка Орлекина?
Д: облако, обруч и т.д.
В: Открывает свой сундучок Урлекин. Что же появилось из его сундучка?
В: На арену выходит новый артист. А узнать его поможет стихотворение. Подумайте, какой звук встречается в ней чаще других? ( Дети слушают).
Шмель и шершень шумно жили
На машине швейной шили
Шубки, шапочки, штаны
Небывалой ширины
Д: Звук «ш».
В: Давайте произнесем звук «ш» все вместе. Когда мы его произносим, язык за верхними зубами, зубы сближены, а губы
округлены. Значит во рту есть преграда для его произношения.
Как вы думаете звук «ш» - гласный или согласный?
Д: согласный.
В: Твердый или мягкий это звук?
Д: Твердый.
В: Каким цветом мы будем его обозначать?
Д: Синим.
В: Верно. Это согласный твердый звук. И этот звук никогда не бывает мягким.
А сейчас давайте поиграем в игру «Придумай слова»? Вы будете придумывать слова со звукам –ш-, но звук может быть в начале слова, в конце или в середине слова.
Шарик, шишка, мышка, широкий, камыш.
( На доске выставляется буква Ш).
Посмотри на букву Ша
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Е
В. Ребята, чем отличаются звуки от букв?
В. А сейчас антракт.
( Дети встают )
Физминутка.
По дорожке мы пойдем
В цирк с тобою попадем
Руки вверх, руки вниз
Не спеши , не торопись
Выше руки поднимай
Дружно, весело шагай!
Внимание! Сейчас вы увидите необычное музыкальное представление.
В: В нашем представлении могут принимать участие и зрители.
Давайте произнесем и прохлопаем ,протопаем чистоговорки.
Ша –ша - ша – на столе стоит лапша.
Шу – шу – шу – мы поели всю лапшу.
Ши – ши – ши – мы теперь сидим в тиши.
Шо – шо – шо – в цирке хорошо.
В. Вы были внимательными и справились с заданием.На этом наше представление не заканчивается (Проходят в спальню)
Перед вами выступит Филимон Коттерфильд. Небывалые трюки! Опасные виражи! Дикие змеи становятся ручными! Змея бросается на щит и шипит . Но Филимон Коттерфильд взмахивает жезлом и змея послушно ползет. Но в корзине так много змей, что без нашей помощи Коттерфильду не справиться. Поможем? (ДА)
Возьмите змею это шнур-затейник ,щит это- игровое поле и слушайте внимательно. Начинаем работу с верхнего левого угла. (Дети вышивают при помощи шнура затейника букву Ш)
-Выныриваем
-2 шага вниз. Огибаем
-2 шага вправо. Огибаем
-1 шаг наверх, Огибаем
-1 шаг вниз, огибаем
-2 шага вправо. Огибаем
2 шага верх . Нырнули
Молодцы ребята!
В: Представление продолжается (проходят в группу)
У наших циркачей есть волшебный головной убор. А чтобы узнать что это вы должны разгадать загадку.
Кто-то свяжет, кто сошьёт,
Ту, что на голове живёт,
И в мороз не заменима,
Уши вам согреет в зиму.
(Шапка.)
В: Ребята давайте с вами разберем слово Шапка. Подойдите к столам , где стоят коробочки(Дети начинают работу)
Какой первый звук?
Д: -ш-;
В: Это какой звук гласный или согласный, и каким цветом мы будем его обозначать?
Д: Согласный, синим.
В: Молодцы! Какой второй звук в этом слове?
Д: -а-;
В: Это какой звук гласный или согласный, и каким цветом мы будем его обозначать? И.т.д.
В: Ребята, сколько звуков в этом слове, давайте посчитаем?
Д: 5;
В: Ребята, сколько слогов в этом слове?
Д: 2;
В: Давайте с вами проверим. Ваня прохлопай. Яна протопай. Аня подставь кулачек к подбородку. Саша простучи.
В: Молодцы! А какое есть самое главное правила по подсчёту слогов в слове?
Д: Сколько гласных, столько и слогов.
В: Я вам предлагаю придумать предложение со словом ШАПКА , которое состоит из трех предложений. Кто хочет выйти и нарисовать схему? (Дети придумывают предложение из 3-х слов. Серёжа надел шапку).
В: Молодцы ребята, вы справились и с этим заданием.
Л: Представление закончилось.
Расставаний приходит пора,
Но не будем грустить на прощанье,
Новой встрече мы рады всегда.
Цирк чудес говорит «до свиданья».
-А мы на прощание сложим для наших гостей из волшебных квадратиков звезду счастья и удачи. (дети складывают из квадрата Воскобовича звёздочки-дарят гостям)
В: Ребята, с каким звуком и буквой вы сегодня познакомились? Какое задание для вас было самым сложным, а какое самое лёгкое? А какое самое интересное? Молодцы!
-Ребята, вы сегодня были активны и веселы, со всеми занятиями справились. Я предлагаю взять интервью у наших гостей, понравилось ли им наше цирковое представление и что им запомнилось больше всего
Воспитатель
МБДОУ ЦРР Д\сад №33 «Теремок»
Г.Якутск
НОД по обучению грамоте «Знакомство со звуком «ш» и буквой Ш». (конспект разработан с использованием развивающих игр Воскобовича)
Цель: познакомить детей со звуком « ш » и буквой «Ш»;
Задачи:
Соотносить букву -Ш- со звуком –ш-.
Развивать фонематический слух, внимание, координацию речи и движения, мелкую моторику рук
Продолжать знакомить с играми Воскобовича
Формировать доброжелательность и самостоятельность.
Оборудование:
игровое пособие по обучению чтению В.Воскобовича
Шнур затейник; Квадрат двухцветный , Филимон Коттерфильд
Ход занятия
- Добрый день! Уважаемые зрители!
Начинаем выступление! Цирковое представление!
В цирке очень хорошо. Всюду празднично, светло!
Здесь звенит веселый смех! Приглашает в гости всех.
-Ребята! Я очень рада видеть вас .Ребята а вы любите цирк? У нас сегодня цирковое представление и я приглашаю вас занять свои места в зрительном зале.(Садятся на ковер)
В: Под звуки марша, под свет синих прожекторов на арену друг за другом выходят артисты-акробаты и выстраиваются в ряд.
Начинается программа.
Этот номер трудный самый!
На арене – акробаты,
Лучшие в мире циркачи!
В: Ребята, вы узнали этого артиста-акробата? Кто это?
Д: Это Арлекин.
В: Какая любимая песенка Арлекина? Помогайте Арлекину петь.
Д: А-а-а.
В: А этого акробата вы узнали? Поможем ему спеть его любимую песенку.
Д: Это Орлекин и его любимая песенка О-о-о.
В: Следующий акробат. Кто же это? И какая его любимая песенка?
Д: Это Урлекин и его песенка У-у-у.
В: Зазвучали фанфары и вот перед каждым артистом появились волшебные сундучки. Открывает свой сундучок Арлекин и на зрителей посыпались: ананасы, апельсины. Что еще? ( Дети продолжают).
В: Что может появиться из сундучка Орлекина?
Д: облако, обруч и т.д.
В: Открывает свой сундучок Урлекин. Что же появилось из его сундучка?
В: На арену выходит новый артист. А узнать его поможет стихотворение. Подумайте, какой звук встречается в ней чаще других? ( Дети слушают).
Шмель и шершень шумно жили
На машине швейной шили
Шубки, шапочки, штаны
Небывалой ширины
Д: Звук «ш».
В: Давайте произнесем звук «ш» все вместе. Когда мы его произносим, язык за верхними зубами, зубы сближены, а губы
округлены. Значит во рту есть преграда для его произношения.
Как вы думаете звук «ш» - гласный или согласный?
Д: согласный.
В: Твердый или мягкий это звук?
Д: Твердый.
В: Каким цветом мы будем его обозначать?
Д: Синим.
В: Верно. Это согласный твердый звук. И этот звук никогда не бывает мягким.
А сейчас давайте поиграем в игру «Придумай слова»? Вы будете придумывать слова со звукам –ш-, но звук может быть в начале слова, в конце или в середине слова.
Шарик, шишка, мышка, широкий, камыш.
( На доске выставляется буква Ш).
Посмотри на букву Ша
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Е
В. Ребята, чем отличаются звуки от букв?
В. А сейчас антракт.
( Дети встают )
Физминутка.
По дорожке мы пойдем
В цирк с тобою попадем
Руки вверх, руки вниз
Не спеши , не торопись
Выше руки поднимай
Дружно, весело шагай!
Внимание! Сейчас вы увидите необычное музыкальное представление.
В: В нашем представлении могут принимать участие и зрители.
Давайте произнесем и прохлопаем ,протопаем чистоговорки.
Ша –ша - ша – на столе стоит лапша.
Шу – шу – шу – мы поели всю лапшу.
Ши – ши – ши – мы теперь сидим в тиши.
Шо – шо – шо – в цирке хорошо.
В. Вы были внимательными и справились с заданием.На этом наше представление не заканчивается (Проходят в спальню)
Перед вами выступит Филимон Коттерфильд. Небывалые трюки! Опасные виражи! Дикие змеи становятся ручными! Змея бросается на щит и шипит . Но Филимон Коттерфильд взмахивает жезлом и змея послушно ползет. Но в корзине так много змей, что без нашей помощи Коттерфильду не справиться. Поможем? (ДА)
Возьмите змею это шнур-затейник ,щит это- игровое поле и слушайте внимательно. Начинаем работу с верхнего левого угла. (Дети вышивают при помощи шнура затейника букву Ш)
-Выныриваем
-2 шага вниз. Огибаем
-2 шага вправо. Огибаем
-1 шаг наверх, Огибаем
-1 шаг вниз, огибаем
-2 шага вправо. Огибаем
2 шага верх . Нырнули
Молодцы ребята!
В: Представление продолжается (проходят в группу)
У наших циркачей есть волшебный головной убор. А чтобы узнать что это вы должны разгадать загадку.
Кто-то свяжет, кто сошьёт,
Ту, что на голове живёт,
И в мороз не заменима,
Уши вам согреет в зиму.
(Шапка.)
В: Ребята давайте с вами разберем слово Шапка. Подойдите к столам , где стоят коробочки(Дети начинают работу)
Какой первый звук?
Д: -ш-;
В: Это какой звук гласный или согласный, и каким цветом мы будем его обозначать?
Д: Согласный, синим.
В: Молодцы! Какой второй звук в этом слове?
Д: -а-;
В: Это какой звук гласный или согласный, и каким цветом мы будем его обозначать? И.т.д.
В: Ребята, сколько звуков в этом слове, давайте посчитаем?
Д: 5;
В: Ребята, сколько слогов в этом слове?
Д: 2;
В: Давайте с вами проверим. Ваня прохлопай. Яна протопай. Аня подставь кулачек к подбородку. Саша простучи.
В: Молодцы! А какое есть самое главное правила по подсчёту слогов в слове?
Д: Сколько гласных, столько и слогов.
В: Я вам предлагаю придумать предложение со словом ШАПКА , которое состоит из трех предложений. Кто хочет выйти и нарисовать схему? (Дети придумывают предложение из 3-х слов. Серёжа надел шапку).
В: Молодцы ребята, вы справились и с этим заданием.
Л: Представление закончилось.
Расставаний приходит пора,
Но не будем грустить на прощанье,
Новой встрече мы рады всегда.
Цирк чудес говорит «до свиданья».
-А мы на прощание сложим для наших гостей из волшебных квадратиков звезду счастья и удачи. (дети складывают из квадрата Воскобовича звёздочки-дарят гостям)
В: Ребята, с каким звуком и буквой вы сегодня познакомились? Какое задание для вас было самым сложным, а какое самое лёгкое? А какое самое интересное? Молодцы!
-Ребята, вы сегодня были активны и веселы, со всеми занятиями справились. Я предлагаю взять интервью у наших гостей, понравилось ли им наше цирковое представление и что им запомнилось больше всего