Воспитание культурно-гигиенических навыков
Воспитание навыков самообслуживания довольно длительный процесс, поэтому планировать работу целесообразно поквартально. Безусловно, процесс формирования почти всех навыков осуществляется постоянно и практически одновременно. Однако, на наш взгляд, есть необходимость уточнить некоторую последовательность этой работы на каждый квартал с тем, чтобы именно на эти навыки педагоги обращали наибольшее внимание.
Методические приемы, используемые при обучении культурно-гигиеническим навыкам, практически неизменны, т.к. обеспечивают механизм формирования любого навыка. Это показ с подробным объяснением действий, подробное словесное объяснение, частичный показ, указание, напоминание с указанием действия, общее напоминание, проверка выполнения действия, оценка. Эти приемы здесь не указаны, но постоянно, в зависимости от уровня освоения, они используются воспитателями при формировании культурно-гигиенических навыков. Эти приемы в предлагаемом материале не указываются. Здесь предлагаются игровые приемы, дидактические игры и игровые упражнения, перечень художественных произведений, которые помогут привлечь внимание детей к последовательности действий, будут способствовать поддержанию самостоятельности в самообслуживании.
Режимные процессы
Содержание навыков
Методические приемы
Первый квартал
Питание
Закреплять умение есть вилкой второе блюдо и гарнир, есть котлету, запеканку, отделяя вилкой кусочки по мере съедания, не дробить заранее, брать хлеб, пирожки из общей тарелки, не касаясь других кусочков руками, пережевывать пищу с закрытым ртом, пользоваться
салфеткой по мере необходимости
Игровые ситуации: «Расскажем Карлсону, как надо правильно кушать», «Зайка пригласил в гости мишку и ёжика».
Чтение: С. Капутикян «Кто скорее допьет», «Маша обедает»
Одевание-раздевание
Совершенствовать умение быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном, закреплять умение пользоваться всеми видами застежек. Узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей
Игровые упражнения: «Покажем, как нужно складывать одежду перед сном», «Покажем мишке, как складывать вещи в раздевальном шкафчике».
Чтение: И. Муравейка «Я сама»,
Н. Павлова «Чьи башмачки»,
С. Прокофьева «Сказка про башмачки»
Умывание
Закреплять навыки, полученные в младшей группе: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, мыть лицо, насухо вытирать своим полотенцем, вешать его на место, пользоваться расческой, своевременно пользоваться носовым платком
Игровые упражнения: «Поучим ВинниПуха делать пену», «Покажем Петрушке, как надо вытирать руки насухо»
Содержание в порядке одежды и обуви
Замечать непорядок в одежде, обращаться за помощью к взрослым
Показ приемов работы, объяснение, напоминание
Второй квартал
Питание
Учить полоскать рот после приема пищи. Закреплять умение пользоваться салфеткой по мере необходимости
Показ, упражнение, объяснение. Беседы: «Почему нужно полоскать рот после еды», «Как и когда мы пользуемся салфеткой»
Одевание-раздевание
Учить детей просушивать мокрую после прогулки одежду в сушильном шкафу. Закреплять навыки вежливого обращения за помощью, благодарить за оказанную помощь
Опытно-исследовательская деятельность: определение мокрой и сухой ткани.
Рассказ воспитателя «Как мы будем сушить одежду».
Игровые ситуации, закрепляющие умение обратиться за помощью и поблагодарить за нее
Умывание
Формировать умение правильно вести себя в умывальной комнате: не шуметь, не толкаться, не разбрызгивать воду. Учить перед умыванием засучивать рукава, мыть руки после пользования туалетом
Беседа «Как вести себя в умывальной комнате».
Игровое упражнение «Кто рукавчик не засучит, тот водичку не получит»
Содержание в порядке одежды и обуви
Самостоятельно, с помощью взрослого приводить в порядок внешний вид: подтянуть колготки и носки, расправить рубашку и т.д.
Рассматривание иллюстраций.
Беседа «Аккуратные дети». Игровое упражнение «Расскажем куклам, как приводить себя в порядок»
Третий квартал
Питание
Учить есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть руки внутрь или наружу
Беседа «Мы умеем кушать вилкой». Игровые упражнения с игрушечными столовыми приборами.
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Одевание-раздевание
Учить замечать непорядок в одежде, следить за своим внешним видом, поддерживать порядок в своем шкафу
Рассматривание иллюстраций.
Беседа «Как мы замечаем непорядок в одежде и исправляем его». Продуктивная деятельность:
наведение порядка в раздевальных шкафчиках
Умывание
Закреплять умение пользоваться индивидуальной расческой, учить отворачиваться при кашле или чихании или закрывать рот платком
Рассказ воспитателя «Что мы должны делать, когда кашляем и чихаем». Чтение: С. Прокофьева «Сказка про воронье гнездо».
Игровое упражнение «Расскажем мишке, как правильно чихать»
Содержание в порядке одежды и обуви
Закреплять навыки поддерживания аккуратного внешнего вида. Учить чистить одежду с помощью взрослого
Показ приемов работы.
Рассказ воспитателя о поддержании в порядке одежды
Четвертый квартал
Питание
Учить намазывать масло на хлеб ножом, отрезать кусочек от сосиски, мяса
Игровые упражнения с игрушечными столовыми приборами.
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Содержание в порядке одежды и обуви
Совершенствовать навыки аккуратности и опрятности, закреплять умение приводить в порядок одежду
Беседа «Мы уже почти большие и умеем содержать в порядке свою одежду».
Игровые упражнения: «Погладим кукольную одежду», «Почистим куклам пальто».
Продуктивная деятельность: «Наши красивые и аккуратные вещи»
Воспитание навыков самообслуживания довольно длительный процесс, поэтому планировать работу целесообразно поквартально. Безусловно, процесс формирования почти всех навыков осуществляется постоянно и практически одновременно. Однако, на наш взгляд, есть необходимость уточнить некоторую последовательность этой работы на каждый квартал с тем, чтобы именно на эти навыки педагоги обращали наибольшее внимание.
Методические приемы, используемые при обучении культурно-гигиеническим навыкам, практически неизменны, т.к. обеспечивают механизм формирования любого навыка. Это показ с подробным объяснением действий, подробное словесное объяснение, частичный показ, указание, напоминание с указанием действия, общее напоминание, проверка выполнения действия, оценка. Эти приемы здесь не указаны, но постоянно, в зависимости от уровня освоения, они используются воспитателями при формировании культурно-гигиенических навыков. Эти приемы в предлагаемом материале не указываются. Здесь предлагаются игровые приемы, дидактические игры и игровые упражнения, перечень художественных произведений, которые помогут привлечь внимание детей к последовательности действий, будут способствовать поддержанию самостоятельности в самообслуживании.
Режимные процессы
Содержание навыков
Методические приемы
Первый квартал
Питание
Закреплять умение есть вилкой второе блюдо и гарнир, есть котлету, запеканку, отделяя вилкой кусочки по мере съедания, не дробить заранее, брать хлеб, пирожки из общей тарелки, не касаясь других кусочков руками, пережевывать пищу с закрытым ртом, пользоваться
салфеткой по мере необходимости
Игровые ситуации: «Расскажем Карлсону, как надо правильно кушать», «Зайка пригласил в гости мишку и ёжика».
Чтение: С. Капутикян «Кто скорее допьет», «Маша обедает»
Одевание-раздевание
Совершенствовать умение быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном, закреплять умение пользоваться всеми видами застежек. Узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей
Игровые упражнения: «Покажем, как нужно складывать одежду перед сном», «Покажем мишке, как складывать вещи в раздевальном шкафчике».
Чтение: И. Муравейка «Я сама»,
Н. Павлова «Чьи башмачки»,
С. Прокофьева «Сказка про башмачки»
Умывание
Закреплять навыки, полученные в младшей группе: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, мыть лицо, насухо вытирать своим полотенцем, вешать его на место, пользоваться расческой, своевременно пользоваться носовым платком
Игровые упражнения: «Поучим ВинниПуха делать пену», «Покажем Петрушке, как надо вытирать руки насухо»
Содержание в порядке одежды и обуви
Замечать непорядок в одежде, обращаться за помощью к взрослым
Показ приемов работы, объяснение, напоминание
Второй квартал
Питание
Учить полоскать рот после приема пищи. Закреплять умение пользоваться салфеткой по мере необходимости
Показ, упражнение, объяснение. Беседы: «Почему нужно полоскать рот после еды», «Как и когда мы пользуемся салфеткой»
Одевание-раздевание
Учить детей просушивать мокрую после прогулки одежду в сушильном шкафу. Закреплять навыки вежливого обращения за помощью, благодарить за оказанную помощь
Опытно-исследовательская деятельность: определение мокрой и сухой ткани.
Рассказ воспитателя «Как мы будем сушить одежду».
Игровые ситуации, закрепляющие умение обратиться за помощью и поблагодарить за нее
Умывание
Формировать умение правильно вести себя в умывальной комнате: не шуметь, не толкаться, не разбрызгивать воду. Учить перед умыванием засучивать рукава, мыть руки после пользования туалетом
Беседа «Как вести себя в умывальной комнате».
Игровое упражнение «Кто рукавчик не засучит, тот водичку не получит»
Содержание в порядке одежды и обуви
Самостоятельно, с помощью взрослого приводить в порядок внешний вид: подтянуть колготки и носки, расправить рубашку и т.д.
Рассматривание иллюстраций.
Беседа «Аккуратные дети». Игровое упражнение «Расскажем куклам, как приводить себя в порядок»
Третий квартал
Питание
Учить есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть руки внутрь или наружу
Беседа «Мы умеем кушать вилкой». Игровые упражнения с игрушечными столовыми приборами.
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Одевание-раздевание
Учить замечать непорядок в одежде, следить за своим внешним видом, поддерживать порядок в своем шкафу
Рассматривание иллюстраций.
Беседа «Как мы замечаем непорядок в одежде и исправляем его». Продуктивная деятельность:
наведение порядка в раздевальных шкафчиках
Умывание
Закреплять умение пользоваться индивидуальной расческой, учить отворачиваться при кашле или чихании или закрывать рот платком
Рассказ воспитателя «Что мы должны делать, когда кашляем и чихаем». Чтение: С. Прокофьева «Сказка про воронье гнездо».
Игровое упражнение «Расскажем мишке, как правильно чихать»
Содержание в порядке одежды и обуви
Закреплять навыки поддерживания аккуратного внешнего вида. Учить чистить одежду с помощью взрослого
Показ приемов работы.
Рассказ воспитателя о поддержании в порядке одежды
Четвертый квартал
Питание
Учить намазывать масло на хлеб ножом, отрезать кусочек от сосиски, мяса
Игровые упражнения с игрушечными столовыми приборами.
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Содержание в порядке одежды и обуви
Совершенствовать навыки аккуратности и опрятности, закреплять умение приводить в порядок одежду
Беседа «Мы уже почти большие и умеем содержать в порядке свою одежду».
Игровые упражнения: «Погладим кукольную одежду», «Почистим куклам пальто».
Продуктивная деятельность: «Наши красивые и аккуратные вещи»