Публикации

Воспитание культурно-гигиенических навыков

Воспитание культурно-гигиенических навыков

Воспитание навыков самообслуживания довольно длительный процесс, поэтому планировать работу целесообразно поквартально. Безусловно, процесс формирования почти всех навыков осуществляется постоянно и практически одновременно. Однако, на наш взгляд, есть необходимость уточнить некоторую последовательность этой работы на каждый квартал с тем, чтобы именно на эти навыки педагоги обращали наибольшее внимание.

Методические приемы, используемые при обучении культурно-гигиеническим навыкам, практически неизменны, т.к. обеспечивают механизм формирования любого навыка. Это показ с подробным объяснением действий, подробное словесное объяснение, частичный показ, указание, напоминание с указанием действия, общее напоминание, проверка выполнения действия, оценка. Эти приемы здесь не указаны, но постоянно, в зависимости от уровня освоения, они используются воспитателями при формировании культурно-гигиенических навыков. Эти приемы в предлагаемом материале не указываются. Здесь предлагаются игровые приемы, дидактические игры и игровые упражнения, перечень художественных произведений, которые помогут привлечь внимание детей к последовательности действий, будут способствовать поддержанию самостоятельности в самообслуживании.

Режимные процессы

Содержание навыков

Методические приемы



Первый квартал



Питание

Закреплять умение есть вилкой второе блюдо и гарнир, есть котлету, запеканку, отделяя вилкой кусочки по мере съедания, не дробить заранее, брать хлеб, пирожки из общей тарелки, не касаясь других кусочков руками, пережевывать пищу с закрытым ртом, пользоваться



салфеткой по мере необходимости

Игровые ситуации: «Расскажем Карлсону, как надо правильно кушать», «Зайка пригласил в гости мишку и ёжика».

Чтение: С. Капутикян «Кто скорее допьет», «Маша обедает»



Одевание-раздевание

Совершенствовать умение быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном, закреплять умение пользоваться всеми видами застежек. Узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей

Игровые упражнения: «Покажем, как нужно складывать одежду перед сном», «Покажем мишке, как складывать вещи в раздевальном шкафчике».

Чтение: И. Муравейка «Я сама»,

Н. Павлова «Чьи башмачки»,

С. Прокофьева «Сказка про башмачки»



Умывание

Закреплять навыки, полученные в младшей группе: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, мыть лицо, насухо вытирать своим полотенцем, вешать его на место, пользоваться расческой, своевременно пользоваться носовым платком

Игровые упражнения: «Поучим ВинниПуха делать пену», «Покажем Петрушке, как надо вытирать руки насухо»



Содержание в порядке одежды и обуви

Замечать непорядок в одежде, обращаться за помощью к взрослым

Показ приемов работы, объяснение, напоминание





Второй квартал



Питание

Учить полоскать рот после приема пищи. Закреплять умение пользоваться салфеткой по мере необходимости

Показ, упражнение, объяснение. Беседы: «Почему нужно полоскать рот после еды», «Как и когда мы пользуемся салфеткой»



Одевание-раздевание

Учить детей просушивать мокрую после прогулки одежду в сушильном шкафу. Закреплять навыки вежливого обращения за помощью, благодарить за оказанную помощь

Опытно-исследовательская деятельность: определение мокрой и сухой ткани.

Рассказ воспитателя «Как мы будем сушить одежду».

Игровые ситуации, закрепляющие умение обратиться за помощью и поблагодарить за нее



Умывание

Формировать умение правильно вести себя в умывальной комнате: не шуметь, не толкаться, не разбрызгивать воду. Учить перед умыванием засучивать рукава, мыть руки после пользования туалетом

Беседа «Как вести себя в умывальной комнате».

Игровое упражнение «Кто рукавчик не засучит, тот водичку не получит»



Содержание в порядке одежды и обуви

Самостоятельно, с помощью взрослого приводить в порядок внешний вид: подтянуть колготки и носки, расправить рубашку и т.д.

Рассматривание иллюстраций.

Беседа «Аккуратные дети». Игровое упражнение «Расскажем куклам, как приводить себя в порядок»



Третий квартал



Питание

Учить есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть руки внутрь или наружу

Беседа «Мы умеем кушать вилкой». Игровые упражнения с игрушечными столовыми приборами.

Сюжетно-ролевая игра «Семья»



Одевание-раздевание

Учить замечать непорядок в одежде, следить за своим внешним видом, поддерживать порядок в своем шкафу

Рассматривание иллюстраций.

Беседа «Как мы замечаем непорядок в одежде и исправляем его». Продуктивная деятельность:

наведение порядка в раздевальных шкафчиках



Умывание

Закреплять умение пользоваться индивидуальной расческой, учить отворачиваться при кашле или чихании или закрывать рот платком

Рассказ воспитателя «Что мы должны делать, когда кашляем и чихаем». Чтение: С. Прокофьева «Сказка про воронье гнездо».

Игровое упражнение «Расскажем мишке, как правильно чихать»



Содержание в порядке одежды и обуви

Закреплять навыки поддерживания аккуратного внешнего вида. Учить чистить одежду с помощью взрослого

Показ приемов работы.

Рассказ воспитателя о поддержании в порядке одежды



Четвертый квартал



Питание

Учить намазывать масло на хлеб ножом, отрезать кусочек от сосиски, мяса

Игровые упражнения с игрушечными столовыми приборами.

Сюжетно-ролевая игра «Семья»



Содержание в порядке одежды и обуви

Совершенствовать навыки аккуратности и опрятности, закреплять умение приводить в порядок одежду

Беседа «Мы уже почти большие и умеем содержать в порядке свою одежду».

Игровые упражнения: «Погладим кукольную одежду», «Почистим куклам пальто».

Продуктивная деятельность: «Наши красивые и аккуратные вещи»