Вонсович Ольга Анатольевна,
методист
Лигостаева Татьяна Валентиновна,
заместитель директора по УВР
МАУ ДО «СЮТ», г. Новоуральск
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С СОВРЕМЕННЫМИ ЦИФРОВЫМИ СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация: в статье представлена технология интеграции декоративно-прикладного творчества с современными цифровыми средствами обучения, что, несомненно, заслуживает внимания, так как сочетание традиций и новаторства в современном образовании детей повышает интерес к обучению, расширяет их компетенции.
Ключевые слова: дополнительная общеразвивающая программа, художественная направленность, дизайнобразование, современное оборудование.
Текст статьи. Современная система образования направлена на формирование у обучающегося потребности в непрерывном самостоятельном и творческом саморазвитии, что дает возможность делать занятия декоративным творчеством актуальными в учебной деятельности, используя систему, основанную на художественном проектировании (или дизайне). Очевидно, что декоративно-прикладное творчество является основой для содержания дополнительных общеразвивающих программ (далее ДОП) художественной направленности. Современные условия диктуют изменения стратегии, так как умения и навыки в конкретной области декоративно-прикладного творчества – это только средство познания технологий работы с различными материалами и инструментами по освоению набора универсальных навыков (учитывая уровень предполагаемой работы): творческий поиск, работа над эскизами, разработка технологического маршрута по созданию изделия и др. Именно на это направлены планируемые предметные результаты ДОП. В век технического прогресса, робототехники и компьютерных технологий, стандарта и унификации изделия, особое значение приобретают изделия, выполненные вручную. Наиболее выигрышно они будут смотреться, если при их создании будут использованы современные цифровые технологии, то есть произойдет процесс интеграции различных материалов, инструментов, технологий. Например, в декоративно-прикладном творчестве применять режущие плоттеры, универсальные электрические и пневматические ручные инструменты мастерских, 3D принтеры, 3D сканеры, станки с ЧПУ для резьбы по дереву, фрезерные, гравировальные станки.
Отличительной особенностью дополнительных общеразвивающих программ художественной направленности Муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных техников» (МАУ ДО «СЮТ») города Новоуральска от уже существующих является наличие интеграционных связей между различными видами декоративно-прикладного творчества и дифференцированным принципом построения содержания программ от стартового до продвинутого уровней.
При этом надо понимать, что образовательная деятельность должна включать содержание, направленное на развитие воображения обучающегося, которое позволит представить образ будущего изделия, обладающего определенным функционалом. Без знаний о материале, его свойствах, без умений и навыков по его художественной обработке невозможно проектировать дизайн программ. Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма – характерные черты творческого труда.
Модель организации творческой деятельности на основе интеграции декоративно-прикладного творчества и современного оборудования представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Организации творческой деятельности на основе интеграции
При организации деятельности в данном направлении используется системно-деятельностный подход, работа организуется на основе личностно-ориентированной модели образования и воспитания с использованием определенных методик и технологий. Без знаний о материале, его свойствах, без умений и навыков по его художественной обработке невозможно проектировать дизайн дополнительных программ.
Именно поэтому в программах продвинутого уровня, ориентирующихся на декоративно-прикладное творчество, чрезвычайно важно использовать интеграцию традиционных видов работы по обработке различных материалов с новейшими цифровыми средствами, применяемыми в обучении. Все это позволяет сформировать достаточно широкий спектр универсальных компетенций у обучающихся.
Перспектива использования современного оборудования в декоративно-прикладном творчестве вызывает большой интерес у обучающихся МАУ ДО «СЮТ». Например, лазерный станок, который обслуживает специалист лаборатории 2D, 3D-моделирования, позволяет оптимизировать образовательную и технологическую деятельность. При этом станок используется как инструмент для художественной обработки материалов: выжигание, гравировка, вырезание деталей, обработка краёв. Программа «ArtCAM» располагает всей необходимой функциональностью для производства широкого спектра продукции, независимо от сложности эскиза. «ArtCAM» подберет из своей базы данных стратегию обработки, которая идеально подойдет для изготовления изделия на станке с ЧПУ. Средства работы с векторной графикой и текстами позволяют быстро создавать большое разнообразие изделий с различными формами, легко добавлять к векторным эскизам любой текст и придавать ему желаемую форму, располагая его вдоль выделенных кривых, масштабируя и деформируя.
Процесс изготовления декора в «ArtCAM» можно представить в схеме, приведенной на рисунке 2.
Рисунок 2. Процесс изготовления декора в «ArtCAM»
На основании опыта интеграции декоративно-прикладного творчества с современными цифровыми технологиями выявлены преимущества: экономия времени, облегчение труда, экономия материала (раскладка деталей, крой).
В МАУ ДО «СЮТ» в 2024/2025 учебном году обновлены 4 разноуровневые программы с внесением в них интегрированных модулей на основе использования высокотехнологичного инструментария.
Таким образом, обучающимся по ДОП художественной направленности в области декоративно-прикладного творчества на основе интеграции с современным оборудованием предоставляется возможность импровизировать, находить новые решения, рождая неожиданные повороты в творчестве.
Литература
Тихонов Е.В. Интеграция направлений в системе дополнительного образования // Вестник науки и образования. 2019. №16 (70). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-napravleniy-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата обращения: 29.03.2024).