Публикации

Занятие-экскурсия в мини-музей "Золотая Хохлома"

«Приобщение детей к народному творчеству хохломской росписи»

Характеристика проекта "Золотая хохлома"

-По доминирующему методу: информационно-исследовательский, творческий;

-По характеру содержания: включает ребенка и его семью;

-По характеру участия ребенка в проекте: ребенок-исполнитель;

-По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы в контакте с семьями воспитанников;

-По составу участников: групповой и фронтальный;

-По продолжительности: краткосрочный (2 недели)

Участники проекта:

-воспитатель МАДОУ «Умка» г. Ноябрьска, Копылова Екатерина Сергеевна

-воспитанники разновозрастной группы

-родители воспитанников разновозрастной группы.

Цель:

-Приобщить детей к культуре родного народа, через знакомство с одним из народных промыслов России - хохломской росписью.

Задачи:

-Развивать эстетический вкус детей;

-Учить детей узнавать и отличать хохломскую роспись от других;

-Учить детей выполнять декоративные узоры хохломской росписи, используя основные элементы и приемы декоративного рисования;

-Активизировать познавательную активность детей;

-Обогатить предметно-развивающую среду группы.

Проблема проекта:

-Многие дети старшего дошкольного возраста не знают все элементы хохломской росписи, ее основные цвета и предметы быта, на которых изображена хохломская роспись.

Актуальность проекта:

Интерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.

Нельзя не отметить роль народной культуры и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

Нравственно-патриотическому воспитанию детей отводится недостаточно времени в рамках образовательной деятельности в детском саду. В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства и с народными традициями.

Это и побудило провести целенаправленную работу по воспитанию детей на материале народного искусства, на основе чего и был создан данный проект. В нем рассматривается воспитательное значение народного искусства, на основе такого народного промысла, как хохлома.

План реализации проекта:

1 этап - подготовительный

Подбор для рассматривания альбомов, фотографий, иллюстраций народного промысла "Хохлома"

Подбор методической литературы для знакомства детей с историей хохломы.

Подбор стихов и частушек о хохломе.

2 этап - основной

-Игровая деятельность.

Дидактические игры: "Обведи элемент", "Обведи и раскрась", "Русские узоры", "Продолжи рисунок".

Цель: развивать интерес у детей к хохломской росписи, обогащать словарный запас новыми терминами, развивать связную речь, расширять кругозор.

-Художественно-речевая деятельность.

Цель: формировать у детей понятие - хохломская роспись, расширять словарный запас, воспитывать интерес к народно-прикладному искусству.

Чтение стихов и частушек о хохломе.

Чтение отрывка из книги Н. Бедник "Хохлома" (об истории хохломской росписи).

Консультации для родителей: "Народные промыслы", "Искусство золотой хохломы".

Беседы с детьми: "Золотая хохлома", "Декоративно-прикладное искусство России".

-Художественно - эстетическая деятельность.

Цель: развивать творческие способности детей, прививать аккуратность в работе, воспитывать любовь к народному промыслу.

Конкурс рисунков с родителями "Хохломские узоры".

Цель: развивать творческий потенциал воспитанников и поддержка детской инициативы.

Организация выставки детских работ "Я рисую хохлому - оторваться не могу".

Цель: развивать интерес детей к хохломской росписи.

Просмотр видеоролика "Ремесло: хохлома".

Цель: познакомить детей с историей хохломы и хохломской росписью.

-Продуктивная деятельность.

Рисование: "Мы - народные умельцы", "В гостях у хохломы".

Фотовитрина "Искусство глазами детей".

Цель: учить видеть красоту и гармонию хохломской росписи.

3 этап - заключительный

-Изготовить дидактические игры "подбери узор", "с какой росписи птица?", с целью закрепления элементов хохломской росписи.

-Конкурс рисунков "Хохломские узоры" (вместе с родителями)

-Выставка в группе "Я рисую Хохлому - оторваться не могу".

Методы и приемы работы над проектом:

-Беседы о хохломе как росписи и хохломских мастерах;

-Использование иллюстраций, аудио и видеозаписей;

-Обогащение и стимулирование детского творчества;

-Использование фольклора (разучивание стихов).

Возможные риски:

-Неготовность детей, быстрая утеря интереса к проекту;

-Неактивность родителей, их нежелание участвовать в совместных мероприятиях;

-Загруженность педагогов другой деятельностью.

Пути преодоления рисков:

проект включены инновационные формы работы с детьми, они разнообразны и, как правило, представлены в игровой форме. Это стимулирует познавательную и двигательную активность детей.

-Предусмотрено построение мероприятий от теоретических форм работы к практической, когда родители осознают значимость совместной деятельности.

-На этапе подготовки проекта проведена коррекция перспективного планирования воспитателей.

Предполагаемые результаты:

-Развитие художественных способностей и творческого воображения у детей;

-Ознакомление с историей создания хохломской росписи;

- Обобщение знаний детей о декоративно-прикладном искусстве. Развитие у детей познавательного интереса к русскому народному творчеству, продолжить знакомство детей с декоративно-прикладным искусством – хохломской, городецкой росписью, семеновской матрешкой;

- Ознакомление с возникновением ремесла на Руси; формирование интереса к изделиям русских мастеров, ознакомление с основными ремеслами Руси;

- Вызвать интерес к народной культуре и традициям;

- Обогащение активного словаря детей; развивать речь детей в процессе ознакомления с народным творчеством, традициями, фольклором;

- Воспитывать чувство уважения к национальной культуре;

-Появление интереса к истории России;

-Формирование у детей патриотических чувств.