ПРАВИЛЬНОЕ РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ЗВУКООБРАЗОВАНИЕ
Поступление в школу представляет собой ключевой этап в жизни ребенка, играя значительную роль в формировании его личности. С началом школьного обучения завершается период дошкольного детства и начинается этап школьного возраста. Приход в школу влечет за собой изменения в образе жизни ребенка, формирует новые отношения с окружающими, а также порождает новые задачи и формы деятельности.
В дошкольном возрасте основной деятельностью является игра, тогда как в школьном возрасте акцент смещается на учебную деятельность. Для успешного выполнения школьных обязанностей крайне важно, чтобы к концу дошкольного периода дети достигли определенного уровня физического и психического развития.
Одним из важнейших элементов здорового образа жизни является физиологически правильное, рациональное дыхание, которое способствует сохранению и укреплению здоровья. Поэтому во всех оздоровительных системах огромное внимание уделяется овладению, навыкам правильного дыхания, которое является залогом физического и психического здоровья.
Речевое дыхание — это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности. Как известно, произношение звуков тесно связано с дыханием.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Педагоги детского сада уделяют пристальное внимание формированию речевого дыхания у детей, как базы для правильного развития не только звукопроизношения, но и всей речи в целом.
Начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Правильное физиологическоедыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить звуки родной речи.
Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5—10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Мы предлагаем применять дыхательную гимнастику, которая влияет не только на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике и лечению заболеваний лор-органов. Ребятишки с огромным удовольствием выполняют эту полезную дыхательную гимнастику.
Дятел
Пестрый дятел тук да тук,
Слышим мы знакомый звук.
Это с той зеленой ели
Раздается громкий стук.
Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице — сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательным пальцем (5—6 раз).
Василек
Распустился наш цветок —
Ярко-синий василек.
Ну, пойдем скорей гулять,
Аромат его вдыхать!
Сделать по 8—10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем — через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.
Бычок
Вышел на лужок бычок
С черным пятнышком бочок.
Ты уж не бодайся,
С нами занимайся!
Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук [м], одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
Замочек
Дверь с тобой мы закрываем,
На замочек запираем.
Не успели мы закрыться,
Кто-то в дверь уже стучится.
При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа.
Гномик
Наш веселый добрый гном
Часто размышляет.
Звуки «ба-бо-бу» и «гм-м-м»
Вслух он повторяет.
Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести «ба-бо-бу» и «гм-м-м».
Доктор
Горлышко свое мы
Доктору покажем.
Чтобы все увидел —
«А-а-а» ему мы скажем.
Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка, произнести «а-а-а» (5—6 раз).
Необходимо помнить, что при проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.
Таким образом, если Вы хотите научить ребёнка красивой, чёткой, с хорошей дикцией, речи, или вам, взрослому человеку, совершенно необходима для работы хорошо поставленная речь? Тогда вам не обойтись без специальных игр на развитие речевого дыхания.
Список литературы
1. Шапкова Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Шапковой Л.В.
2. Галанов А.С. Игры которые лечат (для детей от 5 до 7 лет). — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 96 с.
3. Картушина, М.Ю. Быть здоровыми хотим : оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада / М. Ю. Картушина . – Москва: Сфера, 2004. – 384 с.
4. Интернет-ресурс: Логопед. Развитие речи. Нейродефектолог. Психолог.
Поступление в школу представляет собой ключевой этап в жизни ребенка, играя значительную роль в формировании его личности. С началом школьного обучения завершается период дошкольного детства и начинается этап школьного возраста. Приход в школу влечет за собой изменения в образе жизни ребенка, формирует новые отношения с окружающими, а также порождает новые задачи и формы деятельности.
В дошкольном возрасте основной деятельностью является игра, тогда как в школьном возрасте акцент смещается на учебную деятельность. Для успешного выполнения школьных обязанностей крайне важно, чтобы к концу дошкольного периода дети достигли определенного уровня физического и психического развития.
Одним из важнейших элементов здорового образа жизни является физиологически правильное, рациональное дыхание, которое способствует сохранению и укреплению здоровья. Поэтому во всех оздоровительных системах огромное внимание уделяется овладению, навыкам правильного дыхания, которое является залогом физического и психического здоровья.
Речевое дыхание — это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности. Как известно, произношение звуков тесно связано с дыханием.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Педагоги детского сада уделяют пристальное внимание формированию речевого дыхания у детей, как базы для правильного развития не только звукопроизношения, но и всей речи в целом.
Начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Правильное физиологическоедыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить звуки родной речи.
Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5—10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания.
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Мы предлагаем применять дыхательную гимнастику, которая влияет не только на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике и лечению заболеваний лор-органов. Ребятишки с огромным удовольствием выполняют эту полезную дыхательную гимнастику.
Дятел
Пестрый дятел тук да тук,
Слышим мы знакомый звук.
Это с той зеленой ели
Раздается громкий стук.
Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице — сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательным пальцем (5—6 раз).
Василек
Распустился наш цветок —
Ярко-синий василек.
Ну, пойдем скорей гулять,
Аромат его вдыхать!
Сделать по 8—10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем — через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.
Бычок
Вышел на лужок бычок
С черным пятнышком бочок.
Ты уж не бодайся,
С нами занимайся!
Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук [м], одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
Замочек
Дверь с тобой мы закрываем,
На замочек запираем.
Не успели мы закрыться,
Кто-то в дверь уже стучится.
При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа.
Гномик
Наш веселый добрый гном
Часто размышляет.
Звуки «ба-бо-бу» и «гм-м-м»
Вслух он повторяет.
Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести «ба-бо-бу» и «гм-м-м».
Доктор
Горлышко свое мы
Доктору покажем.
Чтобы все увидел —
«А-а-а» ему мы скажем.
Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка, произнести «а-а-а» (5—6 раз).
Необходимо помнить, что при проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.
Таким образом, если Вы хотите научить ребёнка красивой, чёткой, с хорошей дикцией, речи, или вам, взрослому человеку, совершенно необходима для работы хорошо поставленная речь? Тогда вам не обойтись без специальных игр на развитие речевого дыхания.
Список литературы
1. Шапкова Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Шапковой Л.В.
2. Галанов А.С. Игры которые лечат (для детей от 5 до 7 лет). — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 96 с.
3. Картушина, М.Ю. Быть здоровыми хотим : оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада / М. Ю. Картушина . – Москва: Сфера, 2004. – 384 с.
4. Интернет-ресурс: Логопед. Развитие речи. Нейродефектолог. Психолог.