Публикации

Программа "Цвет и линия"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Новизна программы заключается в том, что она предусматривает раскрытие потенциала изображения, рисунка через восприятия художественных навыков обучающихся. Применение разнообразных техник и приемов рисования актуальных в современном развитии обучающихся.

Особенностью программы является желание через световосприятие облегчить и сделать как можно более увлекательным, результативным период первого знакомства с красочными материалами, сделать доступными художественные технологии для детей школьного возраста. Данная программа создаёт условия для максимального развития личности ребенка, мотивации к познанию и творчеству.

Актуальность программы.

Дополнительной общеразвивающей программы кружка «Цвет и линия» заключается в том, что она направлена на воспитание любви к искусству, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Обучаясь по ней, ребенок совершенствует свои знания и навыки в области изобразительного искусства, а также получает возможность приблизиться к профессиональной художественной деятельности, что немаловажно для его дальнейших творческих достижений и успехов.

Педагогическая целесообразность

Данная программа включает в себя такие важные аспекты дополнительного образования, как доступность обучения, вариативность, дифференцированный подход, личностная заинтересованность обучающихся и родителей не только в результатах образования, но и в процессе воспитания.

Цели и задачи

Цель данной программы заключается в том, чтобы развивать важные творческие способности обучающихся через восприятие и видение окружающих предметов, через восприятия цвета и света, через восприятия художественных и эстетических навыков обучения.

Задачи: 1. Обучающие – познакомить с основами живописи, графики;

- познакомить с историей и современными направлениями и современными направлениями развития изобразительного и декоративно-прикладного творчества;

- научить владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.

2. Развивающие – развить образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание, усидчивость;

- развить понимание света и цвета, пропорций;

- развивать пальчиковую моторику рук, глазомер.

3. Воспитывающие – приобщать обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры;

- приобщать к основам нравственного и духовного поведения и нормам гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры культуры общения;

- приобщать к гражданско – патриотическим ценностям через декоративную работу;

- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.

Сроки реализации образовательной программы.

Программа рассчитана на два года обучения. Учебный материл программы распределен в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков.

Программа предусматривает групповую и индивидуальную работу с обучающимися. Индивидуальная работа проводится по двум направлениям: работа с одаренными обучающимися и работа с обучающимися, требующими дополнительного внимания для достижения лучших результатов в обучении.

Программа в основном состоит из кратковременных задач и создана для подготовки обучающихся к дальнейшему обучению. Руководитель творческого объединения должен уделить внимание обучающихся к следующему: как держать карандаш и пользоваться им, как пользоваться резинкой, кисточками, как организовывать рабочее пространство. Обучающиеся усваивают сначала выразительные средства рисунка, выбор формата и его компоновки, учатся целостному восприятию формы. Учебные занятия целесообразно проводить два раза в неделю по два академических часа (4 часа в неделю 144 часа в год). Продолжительность одного часа 45 минут для детей от 7 лет.

Индивидуальная работа с обучающимися заключается в развитии их индивидуальности, умения пользоваться приобретёнными навыками, совершенствование мастерства, подготовку к будущей профессиональной жизни.

Формы занятий: практические занятия, беседы, лекции, выставки, конкурсы, праздники, презентации, экскурсии, мастер – классы, индивидуальные, индивидуально – групповые, коллективные.

Методы обучения:

Словесные – рассказ, лекция, чтение беседы, диалог, консультация, объяснение, повторение;

Наглядные – демонстрация с использованием наглядных материалов: рисунки, плакаты, фотографии, таблицы, видеоматериалы, работа с карточками;

Практические – упражнения, мастер – классы, тренинги, соревнование, просмотр фильмов и видеоматериалов.

Типы занятий: практическая работа с источником информации; объяснение; демонстрация; консультация; конкурс; экскурсия; выставка; мастер – класс; занятие контроля и коррекции знаний, умений и навыков; дискуссия; просмотр фильмов, видеоматериалов; анализ полученных результатов.

Прогнозируемые результаты.

Обучающийся должен знать:

- название художественных материалов, инструментов, принадлежностей;

- название художественных техник и последовательность работы во время их выполнения;

- понятие о композиции, ее законов, точки схода, масштаб;

- понятия симметрии, асимметрии, равновесия, контраста, нюанса;

- основы цветоведения;

- передать характерные особенности формы и цвета предметов разными художественными средствами;

- название и назначения художественных техник, материалов и инструментов;

- правило воздушной и линейной перспективы;

- что такое композиция и правила ее построения;

- пропорции лица и тела человека;

- виды декора и декоративного искусства.

Обучающийся должен уметь:

- организовывать свое рабочее место, правильно пользоваться материалами, инструментами и принадлежностями, убирать рабочее место после выполнения заданий;

- смешивать краски, получать новые цвета и их оттенки, подбирать цвета в зависимости от эмоционального содержания образа;

- во время рисования с натуры уметь сравнивать рисунок с моделью;

- пользоваться художественными материалами и инструментами, предусмотренными программой;

- передавать характерными особенности формы и цвета предметов разными художественными средствами;

- компоновать предметы в плоскости листа

- целеустремленно анализировать предметы с натуры и последовательно строить изображение, передавая форму предмета, ее перспективные изменения, светотень и цвет;

- пользоваться художественными материалами и инструментами, предусмотренной программой;

- определять составные части строения, сравнивать и отмечать общие и отличительные признаки предмета;

- передавать характерные особенности формы и цвета предмета разными художественными средствами;

- применять в творческом объединении умения, знания и навыки в общественно полезной работе (оформление выставок, праздников, театральных представлений, стендов и т.д.)

Способы контроля достижений обучающихся:

- результативность освоения данной программы осуществляется через использование разнообразных способов проверки;

- текущий контроль знаний в процессе устного опроса (индивидуального и группового);

- текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за коллективной и индивидуальной работой;

- оценка участия в конкурсах;

- самоконтроль.



УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(1-2 года обучения)

№ п/п

Тема

Количество часов

I год обучения

II год обучения

всего

теория

практика

всего

теория

практика

1.

Вступительное занятие

2

2

-

2

2

-

2.

Рисунок

44

4

40

40

2

38

3.

Живопись

40

4

36

60

2

58

4.

Композиция

30

2

28

22

2

20

5.

Декоративная работа

20

2

18

12

-

12

6.

Экскурсии, выставки

4

1

3

4

1

3

7.

Итоговое занятие

4

-

4

4

-

4

Всего

144

15

129

144

9

135



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Вступительное занятие

Первый год обучения (2ч.)

Теоритические занятия: организация рабочего места, подготовка к работе, знакомство с правилами поведения обучающихся на занятиях, с материалами и рабочими инструментами, их свойства и использованием. Техника безопасности при работе с ними, пожарная безопасность. Обсуждение плана на учебный год.

Второй год обучения (2ч.)

Теоритические занятия: техника безопасности при работе с материалами и рабочими инструментами, пожарная безопасность. Обсуждение плана на учебный год.

2. Рисунок

Первый год обучения (44ч.)

Теоретические занятия: навыки работы с карандашом и резинкой, постановка руки. Как правильно затачивать карандаш.

Практические занятия: - начальные навыки работы с карандашом, знакомство с линиями, какие виды линии бывают;

- знакомство с простой формой круг;

- что такое тень – основная, падающая;

- что такое рефлекс, полутень, растушёвка – когда и ка применяется;

- применение простых геометрических форм (сочный апельсин, долька лимона, три вишни на ветке и т.д.)

- построение круглых и овальных форм (птичка, пингвин, снеговик и т.д.)

- начальные навыки работы с натуры – рисование фруктов и овощей;

- развитие зрительного воображения у детей – рисование сказочных героев

при помощи простых геометрических форм;

- понятие контура, силуэта – рисование деревьев, листьев, животных;

- понятие о ритме, рисование орнамента: узор из растительных элементов;

- понятие симметрии, асимметрии, равновесия – рисование насекомых, птиц;

- формирование навыков изображения животных – основные пропорции характерные животному;

Второй год обучения (40ч.)

Теоретические занятия: выбор формы и его компоновки, создание композиции при помощи линии и пятна.

Практические занятия: - знакомство с геометрическими формами: прямоугольник, квадрат, треугольник, конус;

- практическое использование простых геометрических форм рисуем (книги, письмо, дом и т.д.);

- использование толщины и контраста линий для передачи пространства;

- тональный рисунок: рисование домашних животных;

- линейный рисунок: создание текстур линиями и штрихами;

- силуэтный рисунок – рисование животных и птиц;

- изображение двух и трехкомпонентных фигур;

- рисование построения головы;

- построения фигуры человека;

- понятие о перспективе, основы построения;

3. Живопись

Первый год обучения (40ч.)

Теоретические занятия: навыки работы с кисточками и палитрой, знакомство с основными цветами, смешивание красок, понятие о теплой и холодной гамме.

Практические занятия: - знакомство с техникой работы красками, техника смешивание цветов на палитре (как набирать цвет, как набирать воду на кисточку);

- работа с кисточками (какие виды кисточек применяются в разных техниках живописи);

- раскрытия понятие об основных цветах на простых предметах (яблоко, груша, чашка и т.д.);

- понятие о теплой и холодной гамме на примере (осенний листок, осенний пейзаж и т.д.);

- что такое ахроматические и хроматические цвета в живописи;

- понятие света и цвета на примере простых форм (круг, апельсин, слива);

- понятие тона, полутона на примере легкого натюрморта;

- знакомство с разными техниками орнамента и плоской кисточкой;

- передача насыщенности, цветности, рефлекса в изображении композиционных форм;

Второй год обучения (60ч.)

Теоретические занятия: понятие о цветовом круге, понятие смешивание трех и двух цветов. Создание дополнительных цветов и оттенков.

Практические занятия: - передача графичности в живописи, знакомство с техникой от пятна;

- понятие в цветовой гамме в прорисовке простых предметов (чайник, чашка, кувшин);

- передача цветом состояния грусти и радости в понятии «состояние природы»;

- использование кисточки щетинки в прорисовке шерсти животных и траве;

- использование трёхцветия в изображении простых геометрических предметов;

- изображение сказочных героев по сказкам А.С. Пушкина;

- изображение динамики теплых и холодных оттенков в пейзаже;

- воздушная перспектива в изображении гор;

- изображение цветовых отношений и сочетаний цветов в природе;

- передача холодных тонов и полутонов (зима, зимний спорт, новогодний натюрморт);

- передача орнамента в живописной технике на примере (тарелка, кувшин, матрешка);

- изображение живописной открытки, заполнение всего пространства (к 9 мая, к 23 февраля, к 8 марта);

- закрепление навыков рисования фигуры человека (спорт, отдых на природе и т. д).

4. Композиция

Первый год обучения (30ч.)

Теоретические занятия: что такое композиция, понятие о целостности, контрастности, созависимости, композиционном равновесии.

Практические занятия: - примеры рисования композиционных моментов большее к меньшему (лимон с долькой, арбуз со скибкой и т. д);

- композиционное построение в построении предметов (груши на ветке, птицы в гнезде и т. д.);

- использование простых геометрических форм при создании композиции (Масленица, Пасха и т. д.);

- создание композиции по мотивам сказок и рассказов (Краденое солнце, Лев и собачка и т. д.);

- создание композиции «Зимние работы», «Рождество»;

- композиционные мотивы в росписи по кругу («Гжель», «Городецкая роспись», «Жостовская» и д. р.);

- знакомство с декоративной техникой композиции «Оверлиппинг»;

- создание композиции в светлых тонах «Цветы в вазе»;

- развитие образного мышления у детей с помощью простых геометрических форм и цвета, создание композиции на темы: «Полет в космос», «Космические фантазии»;

- знакомство с правилом золотого сечения на примере (волна, ракушка);

- создание композиции в передачи эмоционального состояния в цвете («Праздник», «Ура, каникулы» и т. д.).

Второй год обучения (22ч.)

Теоретические занятия: понятие о правилах построения статической и динамической композиции, понятие о гармоничности.

Практические занятия: - композиция и ее функции, упражнение на равновесие цветовых пятен;

- раскрытие композиции через двух, трехкомпонентное изображения натюрморта (кружка с бубликом, банка с фруктом, вазочка с конфетами, тарелка с фруктами и т. д.);

- создание композиции «Краски осени», «Осенний букет» и т. д.;

- создание динамичной композиции «Пожар в лесу», «Бушующее море»;

- выполнение композиции в холодной гамме «Зимние пейзажи», «Зимушка зима прощай»;

- передача эмоционального ощущения праздника в теплой гамме «Праздник к нам приходит»;

- формирование воображения у детей персонажей русских сказок;

- статическая композиция «Любимая мама».

5. Декоративная работа

Первый год обучения (20ч.)

Теоретические занятия: навыки работы с пластическими формами, работа в разных техниках.

Практические занятия: - создание осенней композиции из бросового материала «Осень золотая», «Три листочка» и другое;

- изготовление новогодних сувениров – пластические свойства бумаги «Ангел», «Снежинки», «Гирлянда» и другое;

- знакомство с техникой папье-маше, изготовление пасхальных яиц;

- изготовление объемной открытки – пластические свойства бумаги (с 8 марта, с 23 февраля, с 9 мая и другое);

- знакомство с техникой работы цветными мелками. Рисунок на асфальте «Мир глазами ребенка», «Солнечный денек».

Второй год обучения (12ч.)

Теоретические занятия: навыки работы графическими техниками, материалы и инструменты, и их свойства в использовании.

Практические занятия: - создание объемной композиции «Осенний вернисаж», «Краски осени» и другое;

- графическая техника граттаж, создание композиции «Зимний лес»;

- знакомство с техникой декупаж, (открытка для солдата);

- знакомство с техникой росписи пасхальных яиц «Крапанка», «Писанка»;

- изготовление сувенира для мамы, сюжет и материал по выбору;

- изготовление объемной открытки – пластические свойства бумаги «День победы»;

- знакомство с техникой коллаж «Моя семья».

6. Экскурсии, выставки.

Первый год обучения (4ч.)

Теоретические занятия: инструктаж по технике безопасности при выходе на экскурсию.

Практические занятия: экскурсии с целью наблюдения за природой. Посещение музея, городских выставок.

Второй год обучения (4ч.)

Теоретические занятия: инструктаж по технике безопасности при выходе на экскурсию.

Практические занятия: экскурсии (пленэры) с целью наблюдения за природой. Посещение музея, городских выставок.

7. Итоговые занятия

Первый год обучения (4ч.)

Практические занятия: вручение грамот, награждение лучших обучающихся.

Второй год обучения (4ч.)

Практические занятия: вручение грамот, награждение лучших обучающихся.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Перечень учебно - методического обеспечения: - методические пособия;

- наглядные пособия, выполненные учащимися и педагогом;

- учебные таблицы, изготовленные педагогом;

- творческие работы преподавателя;

- работы учащихся прошлых лет из методического фонда.

Материально – техническое обеспечение

№ п/п

Основное оборудование

Количество

Наименование мебели и оборудования

1.

Ученические столы

8 шт.

2.

Стол для учителя

2 шт.

3.

Шкаф

1 шт.

4.

Вешалка

1 шт.

5.

Стулья

18 шт.

6.

Школьная доска

1 шт.

7.

Компьютер

1 шт.

Инструменты

8.

Ножницы

17 шт.

9.

Нож канцелярский

2 шт.

10.

Кисти

68 шт.

11.

Линейка 300мм.

8 шт.

12.

Палитры

17 шт.

13.

Емкость для воды

17 шт.

14.

Клеевой пистолет

1 шт.

15.

Кувшин

2 шт.

Материалы

16.

Акварельные краски

4 набора

17.

Гуашевые краски

3 набора

18.

Простые карандаши

2 пачки

19.

Бумага акварельная

3 пачки

20.

Ватман

4 шт.

21.

Цветная бумага

3 пачки

22.

Цветной картон

2 пачки

23.

Скоч

1 шт.

24.

Клей ПВА

2 шт.

25.

Клей карандаш

8 шт.

26.

Клеевые стержни

10 шт.

27.

Свеча

2 шт.

28.

Маркер

2 шт.

28.

Мелки

2 пачки

29.

Ластик

6 шт.

30.

Бумажные салфетки

2 пачки

Список литературы

1. Г. Беда. Живопись и ее изобразительные средства. – М., 2017г.

2. Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2017 г.

3. А. А. Павлова, Е. И. Корзинова. Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2019 г.

4. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: 5-8кл. В 4 ч. - Обнинск: Титул. Ч. 1: Основы рисунка. - 1996.Ч. 2: Основы живописи. - 1996.Ч. 3: Основы композиции. - 1996. Ч. 4: Краткий словарь художественных терминов. – 1996 г.

5. Хворостов А. С. «Декоративно – прикладное искусство в школе». – М..2019 г.

6. Школа изобразительного искусства», Учебно-методическое пособие в 10 томах, МОСКВА, «Изобразительное искусство», 1989 г.

7. «Изобразительное искусство», учебник для уч-ся 5-8 классов в 4-х томах, г. ОБНИНСК, издательство «Титул», 1996 г.

8. «Живопись», МОСКВА, «Просвещение» - АО «Учебная литература», 1995г.

9. «Методика преподавания изобразительного искусства в школе», Ростовцев Н.Н., «Просвещение», 1980 г.

10. Журналы «ЮНЫЙ ХУДОЖНИК», изд-во «Молодая гвардия».