ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Новизна программы заключается в том, что она предусматривает раскрытие потенциала изображения, рисунка через восприятия художественных навыков обучающихся. Применение разнообразных техник и приемов рисования актуальных в современном развитии обучающихся.
Особенностью программы является желание через световосприятие облегчить и сделать как можно более увлекательным, результативным период первого знакомства с красочными материалами, сделать доступными художественные технологии для детей школьного возраста. Данная программа создаёт условия для максимального развития личности ребенка, мотивации к познанию и творчеству.
Актуальность программы.
Дополнительной общеразвивающей программы кружка «Цвет и линия» заключается в том, что она направлена на воспитание любви к искусству, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Обучаясь по ней, ребенок совершенствует свои знания и навыки в области изобразительного искусства, а также получает возможность приблизиться к профессиональной художественной деятельности, что немаловажно для его дальнейших творческих достижений и успехов.
Педагогическая целесообразность
Данная программа включает в себя такие важные аспекты дополнительного образования, как доступность обучения, вариативность, дифференцированный подход, личностная заинтересованность обучающихся и родителей не только в результатах образования, но и в процессе воспитания.
Цели и задачи
Цель данной программы заключается в том, чтобы развивать важные творческие способности обучающихся через восприятие и видение окружающих предметов, через восприятия цвета и света, через восприятия художественных и эстетических навыков обучения.
Задачи: 1. Обучающие – познакомить с основами живописи, графики;
- познакомить с историей и современными направлениями и современными направлениями развития изобразительного и декоративно-прикладного творчества;
- научить владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
2. Развивающие – развить образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание, усидчивость;
- развить понимание света и цвета, пропорций;
- развивать пальчиковую моторику рук, глазомер.
3. Воспитывающие – приобщать обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры;
- приобщать к основам нравственного и духовного поведения и нормам гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры культуры общения;
- приобщать к гражданско – патриотическим ценностям через декоративную работу;
- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
Сроки реализации образовательной программы.
Программа рассчитана на два года обучения. Учебный материл программы распределен в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков.
Программа предусматривает групповую и индивидуальную работу с обучающимися. Индивидуальная работа проводится по двум направлениям: работа с одаренными обучающимися и работа с обучающимися, требующими дополнительного внимания для достижения лучших результатов в обучении.
Программа в основном состоит из кратковременных задач и создана для подготовки обучающихся к дальнейшему обучению. Руководитель творческого объединения должен уделить внимание обучающихся к следующему: как держать карандаш и пользоваться им, как пользоваться резинкой, кисточками, как организовывать рабочее пространство. Обучающиеся усваивают сначала выразительные средства рисунка, выбор формата и его компоновки, учатся целостному восприятию формы. Учебные занятия целесообразно проводить два раза в неделю по два академических часа (4 часа в неделю 144 часа в год). Продолжительность одного часа 45 минут для детей от 7 лет.
Индивидуальная работа с обучающимися заключается в развитии их индивидуальности, умения пользоваться приобретёнными навыками, совершенствование мастерства, подготовку к будущей профессиональной жизни.
Формы занятий: практические занятия, беседы, лекции, выставки, конкурсы, праздники, презентации, экскурсии, мастер – классы, индивидуальные, индивидуально – групповые, коллективные.
Методы обучения:
Словесные – рассказ, лекция, чтение беседы, диалог, консультация, объяснение, повторение;
Наглядные – демонстрация с использованием наглядных материалов: рисунки, плакаты, фотографии, таблицы, видеоматериалы, работа с карточками;
Практические – упражнения, мастер – классы, тренинги, соревнование, просмотр фильмов и видеоматериалов.
Типы занятий: практическая работа с источником информации; объяснение; демонстрация; консультация; конкурс; экскурсия; выставка; мастер – класс; занятие контроля и коррекции знаний, умений и навыков; дискуссия; просмотр фильмов, видеоматериалов; анализ полученных результатов.
Прогнозируемые результаты.
Обучающийся должен знать:
- название художественных материалов, инструментов, принадлежностей;
- название художественных техник и последовательность работы во время их выполнения;
- понятие о композиции, ее законов, точки схода, масштаб;
- понятия симметрии, асимметрии, равновесия, контраста, нюанса;
- основы цветоведения;
- передать характерные особенности формы и цвета предметов разными художественными средствами;
- название и назначения художественных техник, материалов и инструментов;
- правило воздушной и линейной перспективы;
- что такое композиция и правила ее построения;
- пропорции лица и тела человека;
- виды декора и декоративного искусства.
Обучающийся должен уметь:
- организовывать свое рабочее место, правильно пользоваться материалами, инструментами и принадлежностями, убирать рабочее место после выполнения заданий;
- смешивать краски, получать новые цвета и их оттенки, подбирать цвета в зависимости от эмоционального содержания образа;
- во время рисования с натуры уметь сравнивать рисунок с моделью;
- пользоваться художественными материалами и инструментами, предусмотренными программой;
- передавать характерными особенности формы и цвета предметов разными художественными средствами;
- компоновать предметы в плоскости листа
- целеустремленно анализировать предметы с натуры и последовательно строить изображение, передавая форму предмета, ее перспективные изменения, светотень и цвет;
- пользоваться художественными материалами и инструментами, предусмотренной программой;
- определять составные части строения, сравнивать и отмечать общие и отличительные признаки предмета;
- передавать характерные особенности формы и цвета предмета разными художественными средствами;
- применять в творческом объединении умения, знания и навыки в общественно полезной работе (оформление выставок, праздников, театральных представлений, стендов и т.д.)
Способы контроля достижений обучающихся:
- результативность освоения данной программы осуществляется через использование разнообразных способов проверки;
- текущий контроль знаний в процессе устного опроса (индивидуального и группового);
- текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за коллективной и индивидуальной работой;
- оценка участия в конкурсах;
- самоконтроль.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(1-2 года обучения)
№ п/п
Тема
Количество часов
I год обучения
II год обучения
всего
теория
практика
всего
теория
практика
1.
Вступительное занятие
2
2
-
2
2
-
2.
Рисунок
44
4
40
40
2
38
3.
Живопись
40
4
36
60
2
58
4.
Композиция
30
2
28
22
2
20
5.
Декоративная работа
20
2
18
12
-
12
6.
Экскурсии, выставки
4
1
3
4
1
3
7.
Итоговое занятие
4
-
4
4
-
4
Всего
144
15
129
144
9
135
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Вступительное занятие
Первый год обучения (2ч.)
Теоритические занятия: организация рабочего места, подготовка к работе, знакомство с правилами поведения обучающихся на занятиях, с материалами и рабочими инструментами, их свойства и использованием. Техника безопасности при работе с ними, пожарная безопасность. Обсуждение плана на учебный год.
Второй год обучения (2ч.)
Теоритические занятия: техника безопасности при работе с материалами и рабочими инструментами, пожарная безопасность. Обсуждение плана на учебный год.
2. Рисунок
Первый год обучения (44ч.)
Теоретические занятия: навыки работы с карандашом и резинкой, постановка руки. Как правильно затачивать карандаш.
Практические занятия: - начальные навыки работы с карандашом, знакомство с линиями, какие виды линии бывают;
- знакомство с простой формой круг;
- что такое тень – основная, падающая;
- что такое рефлекс, полутень, растушёвка – когда и ка применяется;
- применение простых геометрических форм (сочный апельсин, долька лимона, три вишни на ветке и т.д.)
- построение круглых и овальных форм (птичка, пингвин, снеговик и т.д.)
- начальные навыки работы с натуры – рисование фруктов и овощей;
- развитие зрительного воображения у детей – рисование сказочных героев
при помощи простых геометрических форм;
- понятие контура, силуэта – рисование деревьев, листьев, животных;
- понятие о ритме, рисование орнамента: узор из растительных элементов;
- понятие симметрии, асимметрии, равновесия – рисование насекомых, птиц;
- формирование навыков изображения животных – основные пропорции характерные животному;
Второй год обучения (40ч.)
Теоретические занятия: выбор формы и его компоновки, создание композиции при помощи линии и пятна.
Практические занятия: - знакомство с геометрическими формами: прямоугольник, квадрат, треугольник, конус;
- практическое использование простых геометрических форм рисуем (книги, письмо, дом и т.д.);
- использование толщины и контраста линий для передачи пространства;
- тональный рисунок: рисование домашних животных;
- линейный рисунок: создание текстур линиями и штрихами;
- силуэтный рисунок – рисование животных и птиц;
- изображение двух и трехкомпонентных фигур;
- рисование построения головы;
- построения фигуры человека;
- понятие о перспективе, основы построения;
3. Живопись
Первый год обучения (40ч.)
Теоретические занятия: навыки работы с кисточками и палитрой, знакомство с основными цветами, смешивание красок, понятие о теплой и холодной гамме.
Практические занятия: - знакомство с техникой работы красками, техника смешивание цветов на палитре (как набирать цвет, как набирать воду на кисточку);
- работа с кисточками (какие виды кисточек применяются в разных техниках живописи);
- раскрытия понятие об основных цветах на простых предметах (яблоко, груша, чашка и т.д.);
- понятие о теплой и холодной гамме на примере (осенний листок, осенний пейзаж и т.д.);
- что такое ахроматические и хроматические цвета в живописи;
- понятие света и цвета на примере простых форм (круг, апельсин, слива);
- понятие тона, полутона на примере легкого натюрморта;
- знакомство с разными техниками орнамента и плоской кисточкой;
- передача насыщенности, цветности, рефлекса в изображении композиционных форм;
Второй год обучения (60ч.)
Теоретические занятия: понятие о цветовом круге, понятие смешивание трех и двух цветов. Создание дополнительных цветов и оттенков.
Практические занятия: - передача графичности в живописи, знакомство с техникой от пятна;
- понятие в цветовой гамме в прорисовке простых предметов (чайник, чашка, кувшин);
- передача цветом состояния грусти и радости в понятии «состояние природы»;
- использование кисточки щетинки в прорисовке шерсти животных и траве;
- использование трёхцветия в изображении простых геометрических предметов;
- изображение сказочных героев по сказкам А.С. Пушкина;
- изображение динамики теплых и холодных оттенков в пейзаже;
- воздушная перспектива в изображении гор;
- изображение цветовых отношений и сочетаний цветов в природе;
- передача холодных тонов и полутонов (зима, зимний спорт, новогодний натюрморт);
- передача орнамента в живописной технике на примере (тарелка, кувшин, матрешка);
- изображение живописной открытки, заполнение всего пространства (к 9 мая, к 23 февраля, к 8 марта);
- закрепление навыков рисования фигуры человека (спорт, отдых на природе и т. д).
4. Композиция
Первый год обучения (30ч.)
Теоретические занятия: что такое композиция, понятие о целостности, контрастности, созависимости, композиционном равновесии.
Практические занятия: - примеры рисования композиционных моментов большее к меньшему (лимон с долькой, арбуз со скибкой и т. д);
- композиционное построение в построении предметов (груши на ветке, птицы в гнезде и т. д.);
- использование простых геометрических форм при создании композиции (Масленица, Пасха и т. д.);
- создание композиции по мотивам сказок и рассказов (Краденое солнце, Лев и собачка и т. д.);
- создание композиции «Зимние работы», «Рождество»;
- композиционные мотивы в росписи по кругу («Гжель», «Городецкая роспись», «Жостовская» и д. р.);
- знакомство с декоративной техникой композиции «Оверлиппинг»;
- создание композиции в светлых тонах «Цветы в вазе»;
- развитие образного мышления у детей с помощью простых геометрических форм и цвета, создание композиции на темы: «Полет в космос», «Космические фантазии»;
- знакомство с правилом золотого сечения на примере (волна, ракушка);
- создание композиции в передачи эмоционального состояния в цвете («Праздник», «Ура, каникулы» и т. д.).
Второй год обучения (22ч.)
Теоретические занятия: понятие о правилах построения статической и динамической композиции, понятие о гармоничности.
Практические занятия: - композиция и ее функции, упражнение на равновесие цветовых пятен;
- раскрытие композиции через двух, трехкомпонентное изображения натюрморта (кружка с бубликом, банка с фруктом, вазочка с конфетами, тарелка с фруктами и т. д.);
- создание композиции «Краски осени», «Осенний букет» и т. д.;
- создание динамичной композиции «Пожар в лесу», «Бушующее море»;
- выполнение композиции в холодной гамме «Зимние пейзажи», «Зимушка зима прощай»;
- передача эмоционального ощущения праздника в теплой гамме «Праздник к нам приходит»;
- формирование воображения у детей персонажей русских сказок;
- статическая композиция «Любимая мама».
5. Декоративная работа
Первый год обучения (20ч.)
Теоретические занятия: навыки работы с пластическими формами, работа в разных техниках.
Практические занятия: - создание осенней композиции из бросового материала «Осень золотая», «Три листочка» и другое;
- изготовление новогодних сувениров – пластические свойства бумаги «Ангел», «Снежинки», «Гирлянда» и другое;
- знакомство с техникой папье-маше, изготовление пасхальных яиц;
- изготовление объемной открытки – пластические свойства бумаги (с 8 марта, с 23 февраля, с 9 мая и другое);
- знакомство с техникой работы цветными мелками. Рисунок на асфальте «Мир глазами ребенка», «Солнечный денек».
Второй год обучения (12ч.)
Теоретические занятия: навыки работы графическими техниками, материалы и инструменты, и их свойства в использовании.
Практические занятия: - создание объемной композиции «Осенний вернисаж», «Краски осени» и другое;
- графическая техника граттаж, создание композиции «Зимний лес»;
- знакомство с техникой декупаж, (открытка для солдата);
- знакомство с техникой росписи пасхальных яиц «Крапанка», «Писанка»;
- изготовление сувенира для мамы, сюжет и материал по выбору;
- изготовление объемной открытки – пластические свойства бумаги «День победы»;
- знакомство с техникой коллаж «Моя семья».
6. Экскурсии, выставки.
Первый год обучения (4ч.)
Теоретические занятия: инструктаж по технике безопасности при выходе на экскурсию.
Практические занятия: экскурсии с целью наблюдения за природой. Посещение музея, городских выставок.
Второй год обучения (4ч.)
Теоретические занятия: инструктаж по технике безопасности при выходе на экскурсию.
Практические занятия: экскурсии (пленэры) с целью наблюдения за природой. Посещение музея, городских выставок.
7. Итоговые занятия
Первый год обучения (4ч.)
Практические занятия: вручение грамот, награждение лучших обучающихся.
Второй год обучения (4ч.)
Практические занятия: вручение грамот, награждение лучших обучающихся.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Перечень учебно - методического обеспечения: - методические пособия;
- наглядные пособия, выполненные учащимися и педагогом;
- учебные таблицы, изготовленные педагогом;
- творческие работы преподавателя;
- работы учащихся прошлых лет из методического фонда.
Материально – техническое обеспечение
№ п/п
Основное оборудование
Количество
Наименование мебели и оборудования
1.
Ученические столы
8 шт.
2.
Стол для учителя
2 шт.
3.
Шкаф
1 шт.
4.
Вешалка
1 шт.
5.
Стулья
18 шт.
6.
Школьная доска
1 шт.
7.
Компьютер
1 шт.
Инструменты
8.
Ножницы
17 шт.
9.
Нож канцелярский
2 шт.
10.
Кисти
68 шт.
11.
Линейка 300мм.
8 шт.
12.
Палитры
17 шт.
13.
Емкость для воды
17 шт.
14.
Клеевой пистолет
1 шт.
15.
Кувшин
2 шт.
Материалы
16.
Акварельные краски
4 набора
17.
Гуашевые краски
3 набора
18.
Простые карандаши
2 пачки
19.
Бумага акварельная
3 пачки
20.
Ватман
4 шт.
21.
Цветная бумага
3 пачки
22.
Цветной картон
2 пачки
23.
Скоч
1 шт.
24.
Клей ПВА
2 шт.
25.
Клей карандаш
8 шт.
26.
Клеевые стержни
10 шт.
27.
Свеча
2 шт.
28.
Маркер
2 шт.
28.
Мелки
2 пачки
29.
Ластик
6 шт.
30.
Бумажные салфетки
2 пачки
Список литературы
1. Г. Беда. Живопись и ее изобразительные средства. – М., 2017г.
2. Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2017 г.
3. А. А. Павлова, Е. И. Корзинова. Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2019 г.
4. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: 5-8кл. В 4 ч. - Обнинск: Титул. Ч. 1: Основы рисунка. - 1996.Ч. 2: Основы живописи. - 1996.Ч. 3: Основы композиции. - 1996. Ч. 4: Краткий словарь художественных терминов. – 1996 г.
5. Хворостов А. С. «Декоративно – прикладное искусство в школе». – М..2019 г.
6. Школа изобразительного искусства», Учебно-методическое пособие в 10 томах, МОСКВА, «Изобразительное искусство», 1989 г.
7. «Изобразительное искусство», учебник для уч-ся 5-8 классов в 4-х томах, г. ОБНИНСК, издательство «Титул», 1996 г.
8. «Живопись», МОСКВА, «Просвещение» - АО «Учебная литература», 1995г.
9. «Методика преподавания изобразительного искусства в школе», Ростовцев Н.Н., «Просвещение», 1980 г.
10. Журналы «ЮНЫЙ ХУДОЖНИК», изд-во «Молодая гвардия».
Новизна программы заключается в том, что она предусматривает раскрытие потенциала изображения, рисунка через восприятия художественных навыков обучающихся. Применение разнообразных техник и приемов рисования актуальных в современном развитии обучающихся.
Особенностью программы является желание через световосприятие облегчить и сделать как можно более увлекательным, результативным период первого знакомства с красочными материалами, сделать доступными художественные технологии для детей школьного возраста. Данная программа создаёт условия для максимального развития личности ребенка, мотивации к познанию и творчеству.
Актуальность программы.
Дополнительной общеразвивающей программы кружка «Цвет и линия» заключается в том, что она направлена на воспитание любви к искусству, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Обучаясь по ней, ребенок совершенствует свои знания и навыки в области изобразительного искусства, а также получает возможность приблизиться к профессиональной художественной деятельности, что немаловажно для его дальнейших творческих достижений и успехов.
Педагогическая целесообразность
Данная программа включает в себя такие важные аспекты дополнительного образования, как доступность обучения, вариативность, дифференцированный подход, личностная заинтересованность обучающихся и родителей не только в результатах образования, но и в процессе воспитания.
Цели и задачи
Цель данной программы заключается в том, чтобы развивать важные творческие способности обучающихся через восприятие и видение окружающих предметов, через восприятия цвета и света, через восприятия художественных и эстетических навыков обучения.
Задачи: 1. Обучающие – познакомить с основами живописи, графики;
- познакомить с историей и современными направлениями и современными направлениями развития изобразительного и декоративно-прикладного творчества;
- научить владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
2. Развивающие – развить образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание, усидчивость;
- развить понимание света и цвета, пропорций;
- развивать пальчиковую моторику рук, глазомер.
3. Воспитывающие – приобщать обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры;
- приобщать к основам нравственного и духовного поведения и нормам гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры культуры общения;
- приобщать к гражданско – патриотическим ценностям через декоративную работу;
- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
Сроки реализации образовательной программы.
Программа рассчитана на два года обучения. Учебный материл программы распределен в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков.
Программа предусматривает групповую и индивидуальную работу с обучающимися. Индивидуальная работа проводится по двум направлениям: работа с одаренными обучающимися и работа с обучающимися, требующими дополнительного внимания для достижения лучших результатов в обучении.
Программа в основном состоит из кратковременных задач и создана для подготовки обучающихся к дальнейшему обучению. Руководитель творческого объединения должен уделить внимание обучающихся к следующему: как держать карандаш и пользоваться им, как пользоваться резинкой, кисточками, как организовывать рабочее пространство. Обучающиеся усваивают сначала выразительные средства рисунка, выбор формата и его компоновки, учатся целостному восприятию формы. Учебные занятия целесообразно проводить два раза в неделю по два академических часа (4 часа в неделю 144 часа в год). Продолжительность одного часа 45 минут для детей от 7 лет.
Индивидуальная работа с обучающимися заключается в развитии их индивидуальности, умения пользоваться приобретёнными навыками, совершенствование мастерства, подготовку к будущей профессиональной жизни.
Формы занятий: практические занятия, беседы, лекции, выставки, конкурсы, праздники, презентации, экскурсии, мастер – классы, индивидуальные, индивидуально – групповые, коллективные.
Методы обучения:
Словесные – рассказ, лекция, чтение беседы, диалог, консультация, объяснение, повторение;
Наглядные – демонстрация с использованием наглядных материалов: рисунки, плакаты, фотографии, таблицы, видеоматериалы, работа с карточками;
Практические – упражнения, мастер – классы, тренинги, соревнование, просмотр фильмов и видеоматериалов.
Типы занятий: практическая работа с источником информации; объяснение; демонстрация; консультация; конкурс; экскурсия; выставка; мастер – класс; занятие контроля и коррекции знаний, умений и навыков; дискуссия; просмотр фильмов, видеоматериалов; анализ полученных результатов.
Прогнозируемые результаты.
Обучающийся должен знать:
- название художественных материалов, инструментов, принадлежностей;
- название художественных техник и последовательность работы во время их выполнения;
- понятие о композиции, ее законов, точки схода, масштаб;
- понятия симметрии, асимметрии, равновесия, контраста, нюанса;
- основы цветоведения;
- передать характерные особенности формы и цвета предметов разными художественными средствами;
- название и назначения художественных техник, материалов и инструментов;
- правило воздушной и линейной перспективы;
- что такое композиция и правила ее построения;
- пропорции лица и тела человека;
- виды декора и декоративного искусства.
Обучающийся должен уметь:
- организовывать свое рабочее место, правильно пользоваться материалами, инструментами и принадлежностями, убирать рабочее место после выполнения заданий;
- смешивать краски, получать новые цвета и их оттенки, подбирать цвета в зависимости от эмоционального содержания образа;
- во время рисования с натуры уметь сравнивать рисунок с моделью;
- пользоваться художественными материалами и инструментами, предусмотренными программой;
- передавать характерными особенности формы и цвета предметов разными художественными средствами;
- компоновать предметы в плоскости листа
- целеустремленно анализировать предметы с натуры и последовательно строить изображение, передавая форму предмета, ее перспективные изменения, светотень и цвет;
- пользоваться художественными материалами и инструментами, предусмотренной программой;
- определять составные части строения, сравнивать и отмечать общие и отличительные признаки предмета;
- передавать характерные особенности формы и цвета предмета разными художественными средствами;
- применять в творческом объединении умения, знания и навыки в общественно полезной работе (оформление выставок, праздников, театральных представлений, стендов и т.д.)
Способы контроля достижений обучающихся:
- результативность освоения данной программы осуществляется через использование разнообразных способов проверки;
- текущий контроль знаний в процессе устного опроса (индивидуального и группового);
- текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за коллективной и индивидуальной работой;
- оценка участия в конкурсах;
- самоконтроль.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(1-2 года обучения)
№ п/п
Тема
Количество часов
I год обучения
II год обучения
всего
теория
практика
всего
теория
практика
1.
Вступительное занятие
2
2
-
2
2
-
2.
Рисунок
44
4
40
40
2
38
3.
Живопись
40
4
36
60
2
58
4.
Композиция
30
2
28
22
2
20
5.
Декоративная работа
20
2
18
12
-
12
6.
Экскурсии, выставки
4
1
3
4
1
3
7.
Итоговое занятие
4
-
4
4
-
4
Всего
144
15
129
144
9
135
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Вступительное занятие
Первый год обучения (2ч.)
Теоритические занятия: организация рабочего места, подготовка к работе, знакомство с правилами поведения обучающихся на занятиях, с материалами и рабочими инструментами, их свойства и использованием. Техника безопасности при работе с ними, пожарная безопасность. Обсуждение плана на учебный год.
Второй год обучения (2ч.)
Теоритические занятия: техника безопасности при работе с материалами и рабочими инструментами, пожарная безопасность. Обсуждение плана на учебный год.
2. Рисунок
Первый год обучения (44ч.)
Теоретические занятия: навыки работы с карандашом и резинкой, постановка руки. Как правильно затачивать карандаш.
Практические занятия: - начальные навыки работы с карандашом, знакомство с линиями, какие виды линии бывают;
- знакомство с простой формой круг;
- что такое тень – основная, падающая;
- что такое рефлекс, полутень, растушёвка – когда и ка применяется;
- применение простых геометрических форм (сочный апельсин, долька лимона, три вишни на ветке и т.д.)
- построение круглых и овальных форм (птичка, пингвин, снеговик и т.д.)
- начальные навыки работы с натуры – рисование фруктов и овощей;
- развитие зрительного воображения у детей – рисование сказочных героев
при помощи простых геометрических форм;
- понятие контура, силуэта – рисование деревьев, листьев, животных;
- понятие о ритме, рисование орнамента: узор из растительных элементов;
- понятие симметрии, асимметрии, равновесия – рисование насекомых, птиц;
- формирование навыков изображения животных – основные пропорции характерные животному;
Второй год обучения (40ч.)
Теоретические занятия: выбор формы и его компоновки, создание композиции при помощи линии и пятна.
Практические занятия: - знакомство с геометрическими формами: прямоугольник, квадрат, треугольник, конус;
- практическое использование простых геометрических форм рисуем (книги, письмо, дом и т.д.);
- использование толщины и контраста линий для передачи пространства;
- тональный рисунок: рисование домашних животных;
- линейный рисунок: создание текстур линиями и штрихами;
- силуэтный рисунок – рисование животных и птиц;
- изображение двух и трехкомпонентных фигур;
- рисование построения головы;
- построения фигуры человека;
- понятие о перспективе, основы построения;
3. Живопись
Первый год обучения (40ч.)
Теоретические занятия: навыки работы с кисточками и палитрой, знакомство с основными цветами, смешивание красок, понятие о теплой и холодной гамме.
Практические занятия: - знакомство с техникой работы красками, техника смешивание цветов на палитре (как набирать цвет, как набирать воду на кисточку);
- работа с кисточками (какие виды кисточек применяются в разных техниках живописи);
- раскрытия понятие об основных цветах на простых предметах (яблоко, груша, чашка и т.д.);
- понятие о теплой и холодной гамме на примере (осенний листок, осенний пейзаж и т.д.);
- что такое ахроматические и хроматические цвета в живописи;
- понятие света и цвета на примере простых форм (круг, апельсин, слива);
- понятие тона, полутона на примере легкого натюрморта;
- знакомство с разными техниками орнамента и плоской кисточкой;
- передача насыщенности, цветности, рефлекса в изображении композиционных форм;
Второй год обучения (60ч.)
Теоретические занятия: понятие о цветовом круге, понятие смешивание трех и двух цветов. Создание дополнительных цветов и оттенков.
Практические занятия: - передача графичности в живописи, знакомство с техникой от пятна;
- понятие в цветовой гамме в прорисовке простых предметов (чайник, чашка, кувшин);
- передача цветом состояния грусти и радости в понятии «состояние природы»;
- использование кисточки щетинки в прорисовке шерсти животных и траве;
- использование трёхцветия в изображении простых геометрических предметов;
- изображение сказочных героев по сказкам А.С. Пушкина;
- изображение динамики теплых и холодных оттенков в пейзаже;
- воздушная перспектива в изображении гор;
- изображение цветовых отношений и сочетаний цветов в природе;
- передача холодных тонов и полутонов (зима, зимний спорт, новогодний натюрморт);
- передача орнамента в живописной технике на примере (тарелка, кувшин, матрешка);
- изображение живописной открытки, заполнение всего пространства (к 9 мая, к 23 февраля, к 8 марта);
- закрепление навыков рисования фигуры человека (спорт, отдых на природе и т. д).
4. Композиция
Первый год обучения (30ч.)
Теоретические занятия: что такое композиция, понятие о целостности, контрастности, созависимости, композиционном равновесии.
Практические занятия: - примеры рисования композиционных моментов большее к меньшему (лимон с долькой, арбуз со скибкой и т. д);
- композиционное построение в построении предметов (груши на ветке, птицы в гнезде и т. д.);
- использование простых геометрических форм при создании композиции (Масленица, Пасха и т. д.);
- создание композиции по мотивам сказок и рассказов (Краденое солнце, Лев и собачка и т. д.);
- создание композиции «Зимние работы», «Рождество»;
- композиционные мотивы в росписи по кругу («Гжель», «Городецкая роспись», «Жостовская» и д. р.);
- знакомство с декоративной техникой композиции «Оверлиппинг»;
- создание композиции в светлых тонах «Цветы в вазе»;
- развитие образного мышления у детей с помощью простых геометрических форм и цвета, создание композиции на темы: «Полет в космос», «Космические фантазии»;
- знакомство с правилом золотого сечения на примере (волна, ракушка);
- создание композиции в передачи эмоционального состояния в цвете («Праздник», «Ура, каникулы» и т. д.).
Второй год обучения (22ч.)
Теоретические занятия: понятие о правилах построения статической и динамической композиции, понятие о гармоничности.
Практические занятия: - композиция и ее функции, упражнение на равновесие цветовых пятен;
- раскрытие композиции через двух, трехкомпонентное изображения натюрморта (кружка с бубликом, банка с фруктом, вазочка с конфетами, тарелка с фруктами и т. д.);
- создание композиции «Краски осени», «Осенний букет» и т. д.;
- создание динамичной композиции «Пожар в лесу», «Бушующее море»;
- выполнение композиции в холодной гамме «Зимние пейзажи», «Зимушка зима прощай»;
- передача эмоционального ощущения праздника в теплой гамме «Праздник к нам приходит»;
- формирование воображения у детей персонажей русских сказок;
- статическая композиция «Любимая мама».
5. Декоративная работа
Первый год обучения (20ч.)
Теоретические занятия: навыки работы с пластическими формами, работа в разных техниках.
Практические занятия: - создание осенней композиции из бросового материала «Осень золотая», «Три листочка» и другое;
- изготовление новогодних сувениров – пластические свойства бумаги «Ангел», «Снежинки», «Гирлянда» и другое;
- знакомство с техникой папье-маше, изготовление пасхальных яиц;
- изготовление объемной открытки – пластические свойства бумаги (с 8 марта, с 23 февраля, с 9 мая и другое);
- знакомство с техникой работы цветными мелками. Рисунок на асфальте «Мир глазами ребенка», «Солнечный денек».
Второй год обучения (12ч.)
Теоретические занятия: навыки работы графическими техниками, материалы и инструменты, и их свойства в использовании.
Практические занятия: - создание объемной композиции «Осенний вернисаж», «Краски осени» и другое;
- графическая техника граттаж, создание композиции «Зимний лес»;
- знакомство с техникой декупаж, (открытка для солдата);
- знакомство с техникой росписи пасхальных яиц «Крапанка», «Писанка»;
- изготовление сувенира для мамы, сюжет и материал по выбору;
- изготовление объемной открытки – пластические свойства бумаги «День победы»;
- знакомство с техникой коллаж «Моя семья».
6. Экскурсии, выставки.
Первый год обучения (4ч.)
Теоретические занятия: инструктаж по технике безопасности при выходе на экскурсию.
Практические занятия: экскурсии с целью наблюдения за природой. Посещение музея, городских выставок.
Второй год обучения (4ч.)
Теоретические занятия: инструктаж по технике безопасности при выходе на экскурсию.
Практические занятия: экскурсии (пленэры) с целью наблюдения за природой. Посещение музея, городских выставок.
7. Итоговые занятия
Первый год обучения (4ч.)
Практические занятия: вручение грамот, награждение лучших обучающихся.
Второй год обучения (4ч.)
Практические занятия: вручение грамот, награждение лучших обучающихся.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Перечень учебно - методического обеспечения: - методические пособия;
- наглядные пособия, выполненные учащимися и педагогом;
- учебные таблицы, изготовленные педагогом;
- творческие работы преподавателя;
- работы учащихся прошлых лет из методического фонда.
Материально – техническое обеспечение
№ п/п
Основное оборудование
Количество
Наименование мебели и оборудования
1.
Ученические столы
8 шт.
2.
Стол для учителя
2 шт.
3.
Шкаф
1 шт.
4.
Вешалка
1 шт.
5.
Стулья
18 шт.
6.
Школьная доска
1 шт.
7.
Компьютер
1 шт.
Инструменты
8.
Ножницы
17 шт.
9.
Нож канцелярский
2 шт.
10.
Кисти
68 шт.
11.
Линейка 300мм.
8 шт.
12.
Палитры
17 шт.
13.
Емкость для воды
17 шт.
14.
Клеевой пистолет
1 шт.
15.
Кувшин
2 шт.
Материалы
16.
Акварельные краски
4 набора
17.
Гуашевые краски
3 набора
18.
Простые карандаши
2 пачки
19.
Бумага акварельная
3 пачки
20.
Ватман
4 шт.
21.
Цветная бумага
3 пачки
22.
Цветной картон
2 пачки
23.
Скоч
1 шт.
24.
Клей ПВА
2 шт.
25.
Клей карандаш
8 шт.
26.
Клеевые стержни
10 шт.
27.
Свеча
2 шт.
28.
Маркер
2 шт.
28.
Мелки
2 пачки
29.
Ластик
6 шт.
30.
Бумажные салфетки
2 пачки
Список литературы
1. Г. Беда. Живопись и ее изобразительные средства. – М., 2017г.
2. Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2017 г.
3. А. А. Павлова, Е. И. Корзинова. Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2019 г.
4. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: 5-8кл. В 4 ч. - Обнинск: Титул. Ч. 1: Основы рисунка. - 1996.Ч. 2: Основы живописи. - 1996.Ч. 3: Основы композиции. - 1996. Ч. 4: Краткий словарь художественных терминов. – 1996 г.
5. Хворостов А. С. «Декоративно – прикладное искусство в школе». – М..2019 г.
6. Школа изобразительного искусства», Учебно-методическое пособие в 10 томах, МОСКВА, «Изобразительное искусство», 1989 г.
7. «Изобразительное искусство», учебник для уч-ся 5-8 классов в 4-х томах, г. ОБНИНСК, издательство «Титул», 1996 г.
8. «Живопись», МОСКВА, «Просвещение» - АО «Учебная литература», 1995г.
9. «Методика преподавания изобразительного искусства в школе», Ростовцев Н.Н., «Просвещение», 1980 г.
10. Журналы «ЮНЫЙ ХУДОЖНИК», изд-во «Молодая гвардия».