Гаева Юлия Александровна,
Преподаватель истории,
Чукотский северо-западный техникум
Города Билибино ЧАО
ВАЖНОСНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ В СПО
Всему человечеству известно, что жизнь каждого индивида не начинается и не заканчивается школой. Человек растет и развивается как до нее, так и после. Но человеческая жизнь, уже давно неразрывно связана со школьным обучением, которое должно подготовить ребенка к взрослой и осознанной жизни. Ведь жизнь каждого - это встреча с трудностями, проблемами, неожиданностями, новые для него процессы, взаимоотношения людей и вещей, выбор профессии, создание семьи и многое другое. Именно поэтому школа должна не только обучать знаниям по предметам, но и готовить маленького человека к большой жизни. В связи с этим школьные программы обучения терпят многие изменения. В них вводят новые стандарты, по которым учитель должен не только обучить ребенка, но и воспитать в нем личность. Личность, которая могла бы решить многие проблемы и задачи, встретившиеся ей в жизни. Личность, которая могла бы мыслить и размышлять сама, без чьей-то помощи. Сама делать выбор, сама находить решения, сама искать ответы и формулировать вопросы. Что бы ребенок в школе и вне ее стен мог сформулировать чего он хочет, мог быть самостоятельным гражданином своей станы. [1]
Поэтому, какие бы изменения не происходили с течением времени. Какие бы новые требования к человеку не диктовала жизнь, все это будет проникать в школу, как в одну из главных ступеней развития ребенка. Поэтому формирование культуры проблемной деятельности учащихся всегда было и остается одной из главных общеобразовательных, а так же воспитательных задач. Следовательно, из этого можно сделать вывод, что проблемное обучение, которое учит детей икать пути решения, выхода, делать выводы, добиваться поставленных целей, является важной стороной подготовки ребенка к взрослой жизни. [3]
Процесс проблемного обучения, будет достигать успеха естественно при контакте учителя и учеников, который происходит непосредственно на уроке. Но важной особенностью тут так же является умение учителя заинтересовать обучающегося. Постановка проблемы, которую нужно решить, из-за которой нужно много думать и логически подбирая цепочку фактов подходить к ответу, часто заинтересовывает не только ребенка, но и взрослого. В этом случаи дети сами работают над информацией, пропуская ее через свой мозг, так она не только лучше запоминается им, но они так же прослеживают причинно - следственную связь, которую так важно видеть в событиях взрослой жизни. [2]
Идея проблемного обучения не является новой. Ее изучали важнейшие педагоги прошлого. В 20 столетии эти идеи получили бурное развитие в образовательной практике. Нужно отметить, что значительный вклад в раскрытие проблемного обучения был внесен такими людьми как: Н.Ф. Талызина, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, П.Я. Гальперин и многие другие. В XX веке идеи проблемного обучения получили широкое распространение в образовательной практике. В зарубежной педагогике концепция проблемного обучения развивалась под влиянием идей Джона Дьюи. Как утверждал Джон Дьюи в своей работе «Как мы мыслим», мышление – это и есть решение проблем. Так же существенную роль в развитии теории проблемного обучения сыграла концепция американского психолога Джерома Брунера. Особое внимание он уделял структуре и организации проблемного обучения, готовности ученика и его мотивации. В отечественной же педагогике идеями проблемного обучения в середине столетия занимались М.А. Данилов и В. П. Есипов, они сформулировали правила активации процесса обучения. Так же ими были выявлены принципы организации проблемного обучения, такие как: вести учащихся к общению, не давать им готовые определения, знакомить учеников с методами науки, развивать способности к самостоятельному мышлению и творчеству.[4,c.489]. Так же большое значение в становление теории проблемного обучения имели работы психологов, которые подчеркивали в своих работах важность вывода о том, что умственное развитие ребенка, характеризуется не только объемом и качеством усвоенных знаний, но и структурой различных мыслительных процессов. К таким психологам можно отнести С.А. Рубинштейна, Н.А. Мечинскую, Т.В. Кудрявцева. К раскрытию роли проблемной ситуации в обучении относиться работы А.М. Матюшкина.
Нужно понимать, что одной из задач школы является именно сформировать из ребенка гармонично развитую личность. И современная педагогика усиленно исследует все вопросы, связанные с развитием личности при взаимодействии учащегося со школой. Они давно пришли к выводу и осознанию, что высший показатель развитости личности в школьном процессе, это умение ее свободно мыслить, размышлять, находить выходы и решать самостоятельно учебные задачи. [5]
Тогда же перед нами возникает вопрос, в чем же состоит суть этого проблемного обучения? Если бы мы сейчас оказались на уроке и перед нами встал такой вопрос, нам бы нужно было спросить, самого ученика. Спросить так, чтобы ученик сам додумался и довел свои мысли до истины. Что же в его понимании проблема, что будет происходить с ним, когда перед ним возникнет какая-то трудность? Ученик в это время начнет думать, мыслить и поймет, чтобы ответить ему на вопросы, нужно подумать, нужно понять, что для него проблема, нужно найти ход ее решения. Вот именно это мыслительный процесс и нахождение решения, ответа на поставленный вопрос, является частью проблемного обучения. Еще в древности, около 2,5 тысяч лет назад, Сократ применял этот способ на своих учениках. Впоследствии Платон описал это в одном из своих трудов, рассказывая, как к Сократу пришел его ученик. Ученик интересовался у Сократа, как ему научиться быть мудрым, в ответ ученик получил лишь вопрос, а не ожидаемый ответ. Сократ задал ему вопрос так, чтобы ему было над, чем подумать, над, чем поразмыслить. Что для тебя мудрость!? Что ты действительно хочешь? Череда таких вопрос, которые заставляют думать и находить вопросы, отсеивать лишние получило название сократических или эвристических, то есть развивающих. [6]В современных условиях, при обучении ученики уже не бегут за учителем как раньше, чтобы узнать что-то новое, чтобы задать как можно больше вопрос. Сейчас ученики вынуждены учиться, их отправляют родители, родителей заставляет государство, а государство принятая конституция. В этой цепочке мы не увидим детского интереса или желания получить знания. И сегодня формирование тех познавательных вопросов лежит на плечах учителя. Именно он должен заинтересовать ребенка, именно он должен привести его к этой мыли, дать ему понять, как интересно находить ответы на вопросы, как интересно самому составлять логические цепочки из его мыслей. Так что на сегодняшний день проблемное обучение, это искусственно созданное явление. И его не смогут заменить новые информационные технологии, но они смогут ему помочь. [2]
Во время урока учитель должен сам создавать проблемную ситуацию, то есть ту ситуацию, при которой умственная деятельность учеников достигает апогея активности. Он сам начинает сопоставлять все имеющиеся у него в голове знания, для ее разрешения и нахождения выхода. Учитель должен создавать такие ситуации, которые будут вызывать противоречия у учеников. Это как в русском языке спросить так ли действует это правило и написать слово исключение, которое еще не известно ученикам. У них будет точная уверенность, что правило запрещает так писать, и возникнет вопрос, в чем же дело? Почему учитель написал слово неправильно на их взгляд. И вот в момент истины, познания, когда они поймут, что если это на самом деле правильно, то есть какие-то исключения из этого правила и они с ним столкнулись. Ученики в этом случаи сами уже смогут сформулировать правило, произнеся его до конца со всеми его исключениями. Или взять пример по физике, когда учитель объяснял закон, при котором не может осуществляться то или иное действие. На уроке учитель снова напоминает его ребятам, спрашивая, так ли? Они, конечно же, помнят, что это действие должно по закону, который они изучали сработать, но вот учитель показал опыт и он не сработал. Почему? В чем причина? Ведь в учебнике точно написано, что должен работать, а не работает. Так может, появились новые условия, которые отменяют этот закон, может в самом законе вы не слышали слово «всегда», «при любых обстоятельствах». Именно эти проблемные ситуации заставляют учеников мыслить и находить ответы на вопросы, плюс к этому материал, данный, в такие ситуации хорошо запоминается и усваивается учениками, что не маловажно для педагога4]Такой способ обучения очень важен на уроках истории. Урок истории сам по своей структуре всегда наполнен не только информацией, но важной задачей поиска причинно - следственных связей. У ребенка не будет твердой положительной оценки, если он будет заучивать материал. На любом уроке истории учитель, не может не спросить: из какой династии этот царь? Тут ребенок должен будет вспомнить все имеющиеся династии. Сразу же возникнет вопрос, а кто первый царь? Кто последний? Года начала царствования каждой династии? Почему та или иная династия прервалась? К чему это привело? Если ребенок начинает рассказывать дальше и называет период истории, в котором правил данный царь, то к этому вопросу автоматически идет череда других: Рамки данного периода истории? Причины его возникновения? Причины его завершения? Последствия этого периода? По факту ребенок только сказал два предложения, а на каждый из них не менее пяти обязательных вопросов. Вопросов, которые нужно обязательно знать. А данные знания можно либо взять из предыдущих параграфов, предыдущего года обучения или сделать выводы самому! Не легкая задача. Но именно такие предметы как история учат наших детей видеть в дальнейшем последствия их действий, почему тот или иной человек так поступил, к чему может привести данное действие? Но есть еще одна задача взрослой жизни. Это решение проблем. Взрослый человек не только видит причинно - следственные связи, но и ежедневно решает различные вопросы накопившихся проблем. Именно навык решения проблемных задач должна привить школа. А урок истории как один из способов эффективного использования проблемного обучения и обучения ребенка именно этой задаче. Урок истории один из тех дисциплин, где чаще всего используется проблемное обучение, даже если не ставилось задач его применения. Всегда важно, спросить ребенка, а как нужно было поступить в данной ситуации? В чем ошибка политики данного правителя? В эти моменты ребенок старается анализировать. В Учебниках нет точных ответов на эти вопросы. Детям нужно находить на них ответы самим? Вспоминать теорию. Сравнивать ее с другими правителями. Предполагать к чему бы это могло привести. Как это можно было предотвратить. Учитель на уроке истории опрашивает на учеников череду важных проблем, они занимаются поиском вместе, группами или индивидуально. Делают выводы. Такая система учит и приучает ребенка с детства находить выходы, решать проблемы. Выйдя из школы, которая активно применяла проблемное обучение на уроках, ученик не столкнется с трудностями решения бытовых проблем уже взрослой жизни. Поступления, выбора профессии и так далее. Так же нужно подметить, что если на уроках не будет проблемного обучения, то ситуация скажется негативно и ее последствием будет ребенок, которой не умеет решать элементарных жизненных задач, которому придется все равно этому учится, но уже методом проб и ошибок. Можно сделать вывод, что применение проблемного обучения на уроках истории просто необходимо. Необходимо научить ребенка искать и вопросы и ответы самостоятельно. Без причинно - следственных связей в истории никуда, мы это доказали, а их не возможно проследить без проблемного обучения. Таким образом, крепкие исторические знания напрямую зависят от метода преподавания истории. И если один из этих методов будет проблемное обучение, то школа и родители могут рассчитывать на крепкие знания в этой области, которые так актуальны в нашем современном мире и системе образования!
Список литературы
1. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. – М. : Педагогика, 1986. – 239 с.
2. Баксанский, О.Е. Проблемное обучение: обоснование и реализация [Текст]/ О.Е. Баксанский, М.В. Чистова // Наука и школа. – 2000. – № 1. – С. 19-25.
3. Баксанский, О.Е. Проблемное обучение: обоснование и реализация / О.Е. Баксанский, М.В. Чистова // Наука и школа. – 2000. – №1. – С. 19-25.
4. Люсев, В.Н. Проблемное обучение как метод, интригующий образовательную и производственную деятельность [Текст] / В.Н. Люсев, А.В. Мишин // Известия Президентского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2012. – Вып. № 28.
5. Бохан, М.И. Применение методики проблемного обучения для формирования коммуникативных навыков на уроках литературы [Электронный ресурс] / М.И. Бохан // Концепт. – 2013. – Т. 5. – С. 296–300. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2013/54060.htm.
6. Брызгалова, С.И. Проблемное обучение в начальной школе [Текст] : учеб. пособие / С.И. Брязгалова. – Изд. 2-е, испр. и доп . – Калининград : Калинингр. ун-т, 1998. – 91 с.
Преподаватель истории,
Чукотский северо-западный техникум
Города Билибино ЧАО
ВАЖНОСНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ В СПО
Всему человечеству известно, что жизнь каждого индивида не начинается и не заканчивается школой. Человек растет и развивается как до нее, так и после. Но человеческая жизнь, уже давно неразрывно связана со школьным обучением, которое должно подготовить ребенка к взрослой и осознанной жизни. Ведь жизнь каждого - это встреча с трудностями, проблемами, неожиданностями, новые для него процессы, взаимоотношения людей и вещей, выбор профессии, создание семьи и многое другое. Именно поэтому школа должна не только обучать знаниям по предметам, но и готовить маленького человека к большой жизни. В связи с этим школьные программы обучения терпят многие изменения. В них вводят новые стандарты, по которым учитель должен не только обучить ребенка, но и воспитать в нем личность. Личность, которая могла бы решить многие проблемы и задачи, встретившиеся ей в жизни. Личность, которая могла бы мыслить и размышлять сама, без чьей-то помощи. Сама делать выбор, сама находить решения, сама искать ответы и формулировать вопросы. Что бы ребенок в школе и вне ее стен мог сформулировать чего он хочет, мог быть самостоятельным гражданином своей станы. [1]
Поэтому, какие бы изменения не происходили с течением времени. Какие бы новые требования к человеку не диктовала жизнь, все это будет проникать в школу, как в одну из главных ступеней развития ребенка. Поэтому формирование культуры проблемной деятельности учащихся всегда было и остается одной из главных общеобразовательных, а так же воспитательных задач. Следовательно, из этого можно сделать вывод, что проблемное обучение, которое учит детей икать пути решения, выхода, делать выводы, добиваться поставленных целей, является важной стороной подготовки ребенка к взрослой жизни. [3]
Процесс проблемного обучения, будет достигать успеха естественно при контакте учителя и учеников, который происходит непосредственно на уроке. Но важной особенностью тут так же является умение учителя заинтересовать обучающегося. Постановка проблемы, которую нужно решить, из-за которой нужно много думать и логически подбирая цепочку фактов подходить к ответу, часто заинтересовывает не только ребенка, но и взрослого. В этом случаи дети сами работают над информацией, пропуская ее через свой мозг, так она не только лучше запоминается им, но они так же прослеживают причинно - следственную связь, которую так важно видеть в событиях взрослой жизни. [2]
Идея проблемного обучения не является новой. Ее изучали важнейшие педагоги прошлого. В 20 столетии эти идеи получили бурное развитие в образовательной практике. Нужно отметить, что значительный вклад в раскрытие проблемного обучения был внесен такими людьми как: Н.Ф. Талызина, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, П.Я. Гальперин и многие другие. В XX веке идеи проблемного обучения получили широкое распространение в образовательной практике. В зарубежной педагогике концепция проблемного обучения развивалась под влиянием идей Джона Дьюи. Как утверждал Джон Дьюи в своей работе «Как мы мыслим», мышление – это и есть решение проблем. Так же существенную роль в развитии теории проблемного обучения сыграла концепция американского психолога Джерома Брунера. Особое внимание он уделял структуре и организации проблемного обучения, готовности ученика и его мотивации. В отечественной же педагогике идеями проблемного обучения в середине столетия занимались М.А. Данилов и В. П. Есипов, они сформулировали правила активации процесса обучения. Так же ими были выявлены принципы организации проблемного обучения, такие как: вести учащихся к общению, не давать им готовые определения, знакомить учеников с методами науки, развивать способности к самостоятельному мышлению и творчеству.[4,c.489]. Так же большое значение в становление теории проблемного обучения имели работы психологов, которые подчеркивали в своих работах важность вывода о том, что умственное развитие ребенка, характеризуется не только объемом и качеством усвоенных знаний, но и структурой различных мыслительных процессов. К таким психологам можно отнести С.А. Рубинштейна, Н.А. Мечинскую, Т.В. Кудрявцева. К раскрытию роли проблемной ситуации в обучении относиться работы А.М. Матюшкина.
Нужно понимать, что одной из задач школы является именно сформировать из ребенка гармонично развитую личность. И современная педагогика усиленно исследует все вопросы, связанные с развитием личности при взаимодействии учащегося со школой. Они давно пришли к выводу и осознанию, что высший показатель развитости личности в школьном процессе, это умение ее свободно мыслить, размышлять, находить выходы и решать самостоятельно учебные задачи. [5]
Тогда же перед нами возникает вопрос, в чем же состоит суть этого проблемного обучения? Если бы мы сейчас оказались на уроке и перед нами встал такой вопрос, нам бы нужно было спросить, самого ученика. Спросить так, чтобы ученик сам додумался и довел свои мысли до истины. Что же в его понимании проблема, что будет происходить с ним, когда перед ним возникнет какая-то трудность? Ученик в это время начнет думать, мыслить и поймет, чтобы ответить ему на вопросы, нужно подумать, нужно понять, что для него проблема, нужно найти ход ее решения. Вот именно это мыслительный процесс и нахождение решения, ответа на поставленный вопрос, является частью проблемного обучения. Еще в древности, около 2,5 тысяч лет назад, Сократ применял этот способ на своих учениках. Впоследствии Платон описал это в одном из своих трудов, рассказывая, как к Сократу пришел его ученик. Ученик интересовался у Сократа, как ему научиться быть мудрым, в ответ ученик получил лишь вопрос, а не ожидаемый ответ. Сократ задал ему вопрос так, чтобы ему было над, чем подумать, над, чем поразмыслить. Что для тебя мудрость!? Что ты действительно хочешь? Череда таких вопрос, которые заставляют думать и находить вопросы, отсеивать лишние получило название сократических или эвристических, то есть развивающих. [6]В современных условиях, при обучении ученики уже не бегут за учителем как раньше, чтобы узнать что-то новое, чтобы задать как можно больше вопрос. Сейчас ученики вынуждены учиться, их отправляют родители, родителей заставляет государство, а государство принятая конституция. В этой цепочке мы не увидим детского интереса или желания получить знания. И сегодня формирование тех познавательных вопросов лежит на плечах учителя. Именно он должен заинтересовать ребенка, именно он должен привести его к этой мыли, дать ему понять, как интересно находить ответы на вопросы, как интересно самому составлять логические цепочки из его мыслей. Так что на сегодняшний день проблемное обучение, это искусственно созданное явление. И его не смогут заменить новые информационные технологии, но они смогут ему помочь. [2]
Во время урока учитель должен сам создавать проблемную ситуацию, то есть ту ситуацию, при которой умственная деятельность учеников достигает апогея активности. Он сам начинает сопоставлять все имеющиеся у него в голове знания, для ее разрешения и нахождения выхода. Учитель должен создавать такие ситуации, которые будут вызывать противоречия у учеников. Это как в русском языке спросить так ли действует это правило и написать слово исключение, которое еще не известно ученикам. У них будет точная уверенность, что правило запрещает так писать, и возникнет вопрос, в чем же дело? Почему учитель написал слово неправильно на их взгляд. И вот в момент истины, познания, когда они поймут, что если это на самом деле правильно, то есть какие-то исключения из этого правила и они с ним столкнулись. Ученики в этом случаи сами уже смогут сформулировать правило, произнеся его до конца со всеми его исключениями. Или взять пример по физике, когда учитель объяснял закон, при котором не может осуществляться то или иное действие. На уроке учитель снова напоминает его ребятам, спрашивая, так ли? Они, конечно же, помнят, что это действие должно по закону, который они изучали сработать, но вот учитель показал опыт и он не сработал. Почему? В чем причина? Ведь в учебнике точно написано, что должен работать, а не работает. Так может, появились новые условия, которые отменяют этот закон, может в самом законе вы не слышали слово «всегда», «при любых обстоятельствах». Именно эти проблемные ситуации заставляют учеников мыслить и находить ответы на вопросы, плюс к этому материал, данный, в такие ситуации хорошо запоминается и усваивается учениками, что не маловажно для педагога4]Такой способ обучения очень важен на уроках истории. Урок истории сам по своей структуре всегда наполнен не только информацией, но важной задачей поиска причинно - следственных связей. У ребенка не будет твердой положительной оценки, если он будет заучивать материал. На любом уроке истории учитель, не может не спросить: из какой династии этот царь? Тут ребенок должен будет вспомнить все имеющиеся династии. Сразу же возникнет вопрос, а кто первый царь? Кто последний? Года начала царствования каждой династии? Почему та или иная династия прервалась? К чему это привело? Если ребенок начинает рассказывать дальше и называет период истории, в котором правил данный царь, то к этому вопросу автоматически идет череда других: Рамки данного периода истории? Причины его возникновения? Причины его завершения? Последствия этого периода? По факту ребенок только сказал два предложения, а на каждый из них не менее пяти обязательных вопросов. Вопросов, которые нужно обязательно знать. А данные знания можно либо взять из предыдущих параграфов, предыдущего года обучения или сделать выводы самому! Не легкая задача. Но именно такие предметы как история учат наших детей видеть в дальнейшем последствия их действий, почему тот или иной человек так поступил, к чему может привести данное действие? Но есть еще одна задача взрослой жизни. Это решение проблем. Взрослый человек не только видит причинно - следственные связи, но и ежедневно решает различные вопросы накопившихся проблем. Именно навык решения проблемных задач должна привить школа. А урок истории как один из способов эффективного использования проблемного обучения и обучения ребенка именно этой задаче. Урок истории один из тех дисциплин, где чаще всего используется проблемное обучение, даже если не ставилось задач его применения. Всегда важно, спросить ребенка, а как нужно было поступить в данной ситуации? В чем ошибка политики данного правителя? В эти моменты ребенок старается анализировать. В Учебниках нет точных ответов на эти вопросы. Детям нужно находить на них ответы самим? Вспоминать теорию. Сравнивать ее с другими правителями. Предполагать к чему бы это могло привести. Как это можно было предотвратить. Учитель на уроке истории опрашивает на учеников череду важных проблем, они занимаются поиском вместе, группами или индивидуально. Делают выводы. Такая система учит и приучает ребенка с детства находить выходы, решать проблемы. Выйдя из школы, которая активно применяла проблемное обучение на уроках, ученик не столкнется с трудностями решения бытовых проблем уже взрослой жизни. Поступления, выбора профессии и так далее. Так же нужно подметить, что если на уроках не будет проблемного обучения, то ситуация скажется негативно и ее последствием будет ребенок, которой не умеет решать элементарных жизненных задач, которому придется все равно этому учится, но уже методом проб и ошибок. Можно сделать вывод, что применение проблемного обучения на уроках истории просто необходимо. Необходимо научить ребенка искать и вопросы и ответы самостоятельно. Без причинно - следственных связей в истории никуда, мы это доказали, а их не возможно проследить без проблемного обучения. Таким образом, крепкие исторические знания напрямую зависят от метода преподавания истории. И если один из этих методов будет проблемное обучение, то школа и родители могут рассчитывать на крепкие знания в этой области, которые так актуальны в нашем современном мире и системе образования!
Список литературы
1. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. – М. : Педагогика, 1986. – 239 с.
2. Баксанский, О.Е. Проблемное обучение: обоснование и реализация [Текст]/ О.Е. Баксанский, М.В. Чистова // Наука и школа. – 2000. – № 1. – С. 19-25.
3. Баксанский, О.Е. Проблемное обучение: обоснование и реализация / О.Е. Баксанский, М.В. Чистова // Наука и школа. – 2000. – №1. – С. 19-25.
4. Люсев, В.Н. Проблемное обучение как метод, интригующий образовательную и производственную деятельность [Текст] / В.Н. Люсев, А.В. Мишин // Известия Президентского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2012. – Вып. № 28.
5. Бохан, М.И. Применение методики проблемного обучения для формирования коммуникативных навыков на уроках литературы [Электронный ресурс] / М.И. Бохан // Концепт. – 2013. – Т. 5. – С. 296–300. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2013/54060.htm.
6. Брызгалова, С.И. Проблемное обучение в начальной школе [Текст] : учеб. пособие / С.И. Брязгалова. – Изд. 2-е, испр. и доп . – Калининград : Калинингр. ун-т, 1998. – 91 с.