Публикации

Правовой календарь "Путешествие в страну прав ребёнка"

Муниципальное бюджетное учреждение культуры г.о. Самара «ЦСДБ»

6+

«Путешествие в страну прав ребенка»

Правовой календарь

Подготовила:

Ведущий библиотекарь

Михайлова Е.С.

2024

Цель: Формировать основы правового сознания младших школьников, гражданской позиции, правовой и нравственной культуры обучающихся учащихся.

Задачи:

- познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребёнка;

- помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел учащийся знакомиться с правами.

Ребята, вы знаете, что люди появились на Земле давным-давно, тысячи лет назад? Тогда же появились и главные вопросы:

- На что люди имеют право и на что не имеют?

- Так появилась книга «Всеобщая декларация прав человека», в которой записано всё, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии.

Но эту книгу взрослые написали для себя. А заботясь о детях, написали вторую книгу - «Конвенция о правах ребенка». Чтобы стать полноправным членом общества, нужно знать свои права.

Конвенция о правах ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг, и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребенка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Но, часто не зная законов, мы не можем в полной мере воспользоваться своими правами. Каждый может оказаться в такой ситуации, когда родителей не будет рядом и придётся самому позаботиться о себе. Поэтому, чтобы защищать свои права, вы должны их знать.

- А для этого мы отправимся в путешествие по правовым островам.

- Ну что ж, теперь можно отправляться в путешествие!

1. Остров «Человек родился»

Давайте посмотрим, что есть на этом острове? (свидетельства о рождение)

Дети: - «Документ, свидетельство о рождение» - Молодцы, ребята! Теперь давайте разберёмся для чего нужно нам свидетельство о рождении!

- Дети, имена - это слова, но слова особые.

Они значат очень многое. На Руси верили в могущество имен и к выбору относились очень внимательно. После рождения вы получили первый в своей жизни документ - Свидетельство о рождении (показать ребятам документ).

Сейчас у каждого из вас есть свидетельство о рождении, а когда вы станете взрослыми, то вам выдадут другой документ. Какой?

Дети: Паспорт.

- Верно! Обращаться друг к другу надо ласково по имени. И, конечно, недопустимо называть человека грубым словом, давать ему кличку - это нарушает его право на имя.

- А теперь я проверю, кто из вас знает свое имя, фамилию и отчество. Называем по очереди. (Ответы детей).

Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

- Смотрим какой следующий у нас остров в билете и полетели!

2.Остров «Дети планеты Земля»

Зачитывается отрывок небольшого рассказа Андрея Усачёва «Приключения маленького человечка»

Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашёнными данной Декларацией, независимо от:

·национальности, языка, расы, пола, религии;

·социального происхождения, политических учреждений, богатства или бедности;

·Величины и мирового значения его страны.

Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски.

3.Остров «Дружная семья»

- Ребята, что вы видите на этом острове? (картинка СЕМЬЯ)

- А теперь, ребята, скажите, с кем вы живете?

Дети: с мамой, с папой. - Да, с родителями;

- А как, одним словом, можно назвать вас и ваших родителей? Дети: Семья.

– В книге прав ребенка записано, что каждый ребенок имеет право проживать в семье со своими родителями, имеет право на любовь и понимание со стороны родителей, семьи. Дети обязаны с уважением относиться к своим родителям и другим членам семьи.

Уважайте и любите своих близких: родителей, братьев и сестёр, бабушек и дедушек. Именно они первыми придут вам на помощь, когда будет трудно, они всегда поймут и простят.

Продолжаем дальше!

4.Остров «Дети в школу собирайтесь»

- Ребята, посмотрите, что вы видите на этом острове (картинка КНИГИ)?

Ответы детей - Молодцы, ребята! Это книги!

Все дети имеют право, на бесплатное образование, начиная с детского сада, чтобы вырасти очень умными, полноценными гражданами страны.

Дети обязаны учиться в соответствии со своим физическим и умственным развитием.

На сегодня учёба – это одна из самых главных ваших обязанностей.От того, какие знания и в каком объёме вы получите за годы учёбы в школе, зависит ваша дальнейшая жизнь: выбор профессии, материальное благосостояние.

Сейчас я проверю ваши знания, перед вами задание:

Игра «Права в сказках»

1. Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на… (получение бесплатного образования)

2. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право на… (пользоваться учреждениями культуры)

3. Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино… (иметь имущество в собственности)

4. Когда Буратино, лиса Алиса, кот Базилио отправились в Страну Дураков, они воспользовались правом на… (свободы передвижения)

5. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому - по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и о работнике его Балде»)

6. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. («Волк и семеро козлят»)

7. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна-лягушка».)

8. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить её на части, но не сумевшим это сделать. В итоге - богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба».)

5.Остров «В библиотеке»

Игра «Герои книг имеют право»

Каждая команда получает по листочку со списком художественных произведений и с текстом статей главы 2 Конституции. Команды должны напротив каждого произведения указать, какое право (из перечисленных в списке) в нём затрагивается.

1.Бр. Гримм «Бременские музыканты»

2.В. Гаршин «Лягушка-путешественница»

3.Три поросёнка

4.К. Чуковский «Доктор Айболит»

5.Х.К. Андерсен «Гадкий утёнок»

Статьи из Декларации:

Статья 2

Каждый человек, независимо от пола, различия в цвете кожи, языка, места рождения и проживания, обладает всеми правами и свободами.

Статья 12

Никто не имеет права оскорбить твоё доброе имя, вмешиваться в личную жизнь других людей, входить без разрешения в чужой дом, читать чужие письма.

Статья 20

Все люди имеют право на свободу мирных собраний, добровольно объединяться в группы и союзы.

Статья 25

Каждый человек имеет право на обеспечение пищей, одеждой, жильем, медицинской помощью. Право на особую помощь имеют дети.

Статья 13

Ты имеешь право свободно передвигаться по своей стране, выбирать себе место жительства, свободно выезжать из своей страны и возвращаться обратно.

1.Ш. Перро «Золушка»

2.Дж. Родари «Чиполлино»

3.А. Толстой «Золотой ключик»

4.А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

5.Теремок

Статьи из Декларации:

Статья 24

Каждый человек имеет право на хорошие условия работы, отдых и оплачиваемый отпуск. Рабочий день не должен быть слишком длинным.

Статья 20

Все люди имеют право на свободу мирных собраний, добровольно объединяться в группы и союзы.

Статья 15

Ты имеешь право на гражданство, то есть принадлежность к какой-либо стране. Никто не может лишить тебя этого права, как и права изменить своё гражданство.

Статья 9

Никто не имеет права заключить человека в тюрьму без обоснованной причины, выслать его из страны. Каждый имеет право на справедливый суд.

Статья 5

Никто не имеет права подвергать другого пыткам, жестокому обращению, унижать и обижать его.

1.Х.К. Андерсен «Дюймовочка»

2.Д.Н. Мамин – Сибиряк «Серая шейка»

3.Сказка Лиса, заяц и петух

4.С. Маршак «Двенадцать месяцев»

5.Р.Э. Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена»



Статьи из Декларации:

Статья 17

Каждый человек имеет право владеть имуществом. Никто не может отобрать у него принадлежащие ему вещи.

Статья 19

У каждого человека есть право иметь собственное мнение и свободно говорить о том, что он думает.

Статья 14

Ты имеешь право уехать в другую страну и искать там защиту от преследований.

Статья 24

Каждый человек имеет право на хорошие условия работы, отдых и оплачиваемый отпуск. Рабочий день не должен быть слишком длинным.

Статья 3

Ты, как и каждый человек, имеешь право на жизнь и свободу. Никто не имеет права обижать и преследовать другого.

6.Остров «Ребёнок заболел»

– Ребята, посмотрите, что это такое (игрушечная аптечка, муляжи лекарств, игрушечный автомобиль скорой медицинской помощи)?

Ответы детей

- В книге о правах ребенка указано, что в нашей стране все дети имеют право на бесплатную медицинскую помощь.

- Скажите, пожалуйста, из какой сказки этот герой (ответы).

Что нужно сделать, если вы вдруг заболели?

Ну, а чтобы не болеть, что для этого надо делать? (относиться бережно к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, побольше есть овощей и фруктов).

7.Остров «Нельзя обижать детей»

Зачитывается отрывок небольшого рассказа Андрея Усачёва «Приключения маленького человечка»

Никто не имеет права обижать другого человека, унижать его и жестоко наказывать.



Игра «Правовой статус ребёнка»

Ребята должны объяснить свои права и с какого возраста они выполнимы.

1. Могу начать обучение вождению автомобиля с 16 лет

2. Могу иметь свою фирму с 14 лет, но ответственность за банкротство и долги несут родители

3. Могу жениться или выходить замуж с 16 лет, но только с согласия родителей

4.Могу иметь сотовый телефон на своё имя с 16 лет на своё имя, и то с письменного согласия родителей

5. Могу поменять имя с 14 лет

6. Могу стать полностью дееспособным с 18 лет

7. Могу заработать с 14 лет

8. Могу управлять мопедом с 15 лет

9. Могу рассчитываться пластиковыми картами с 14 лет

10. Могу быть президентом РФ с 25 лет

11. Могу иметь банковский счёт с рождения

12. Меня могут осудить за совершение преступления с 14 лет

13. Могу водить автомобиль с 18 лет

14. Могу быть избран депутатом Государственной думы Федерального Собрания РФ с 21 года

15. Могу управлять автобусом или грузовым автомобилем с 20 лет

16. Могу сдавать кровь с 18 лет

17. Могу иметь имя и гражданство с рождения

18. Могу быть привлечён к уголовной ответственности с 14 лет

Игра «Юридический словарь»

1. Как называется основной закон государства? (Конституция)

2. Назовите основные государственные символы. (Герб, флаг, гимн)

3. Кто является единственным источником власти в нашем государстве по Конституции РФ? (Народ)

4. Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами РФ? (Президент)

5. Документ, который удостоверяет личность? (Паспорт)

6. Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности (Гражданин)

7.Какой нормативный документ защищает ваши права? (Конвенция о правах ребёнка)

10. Когда отмечается День России? (12 июня)

11. Общее право всех граждан. (Равенство)

Каждый человек имеет не только права, но и обязанности перед обществом и должен вести себя так, чтобы его права и свобода не мешали правам и свободам других людей

Использованные интернет-сайты:

1.Я в мире прав//Урок РФ. - URL: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/igrovaya_programma_%C2%ABya_v_mire_prav%C2%BBklassnij_chas__dlya_191342.html. – (дата обращения 10.11.2024)

2.Права детей//Инфоурок. - URL: https://infourok.ru/vneklassnoe-meropriyatie-po-teme-prava-detey-3938570.html. - (дата обращения 10.11.2024)

3.Права детей//Пед-копилка. – URL: https://ped-kopilka.ru/blogs/olga-nikolaevna-franceva/scenarii-poznavatelnoi-igry-dlja-uchaschihsja-5-6-klasov-na-temu-prava-detei.htmlю. - (дата обращения 10.11.2024)

4.Права ребенка//Открытый урок. Первое сентября. - URL: https://urok.1sept.ru/articles/556066. - (дата обращения 10.11.2024)

5.Права ребенка//Копилка уроков. - URL: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/meropriyatia/vospitatelnoe_meropriiatie_prava_rebenka. - (дата обращения 10.11.2024)