Публикации

Инклюзивное образование

Инклюзивное образование направлено на совместное обучение здоровых детей и детей с нарушениями в развитии. Главным принципом такого образования является создание необходимых условий для обеспечения образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, при которых каждый ученик имеет равную ценность и равные права.Устранение преград при получении совместного образования приводит к слиянию общественной среды здоровых людей и инвалидов и, таким образом, изменяется восприятие к детям с диагностированными нарушениями здоровья: инвалидность рассматривается как особенность ребенка, а не порок.

Инклюзивное образование регламентируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Министерством просвещения РФ утверждены адаптированные образовательные программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом «включенное образование» теперь является обязательной частью образовательной системы. Поставлена цель обеспечить детей с нарушениями здоровья возможностью получения качественного образования, которое в дальнейшем позволит им интегрироваться в обществе и стать его полноценным участником. Но на данном этапе реализация принципов инклюзивного образования имеет ряд трудностей. Общество ещё не подготовлено к восприятию детей с ограниченными возможностями здоровья. Не всегда вовремя диагностируются отклонения в развитии детей, упускаются возможности их своевременного лечения и корректировки. Система социальной помощи и обеспечения лиц с особенностями здоровья не является полноценной, имеет недочеты, требующие доработки. В образовательных учреждениях недостаточно узких специалистов для реализации инклюзивного образования. Преподаватели проходят курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Но большинство педагогов не имеют достаточно опыта работы с детьми-инвалидами и детьми с особенностями в развитии, они не готовы вовлекать учащихся с ограниченными возможностями здоровья в совместный образовательный процесс с обычными детьми. Так, недостаток опыта вызывает трудности проводить уроки в одном классе для детей с разным уровнем интеллекта, разными психическими особенностями и психологическим состоянием.

Тем не менее, каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья должен иметь шанс реализовать свое право на образование и получить необходимую ему специализированную помощь. Очень многие несовершеннолетние жители России имеют ту или иную форму отклонения в развитии. Дети с нарушениями интеллектуального, психического, физического развития различной степени нуждаются в специально адаптированных условиях жизни. Весьма часто требуется посторонняя помощь детям с нарушениями умственного развития, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройствами психики.

Для реализации инклюзивного образовательного процесса необходимо соответствующее материально-техническое оснащение, адаптированное для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для таких детей оборудуют специальные учебные кабинеты, спортивные зоны, мастерские для практических занятий, библиотеки, средства обучения и дидактический материал. В образовательных учреждениях для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата у входа в школу устанавливают пандусы. Для слабовидящих детей в зданиях наклеивают специальные дорожки ярко-желтого цвета. Чтобы слабовидящим учащимся комфортно существовать в окружающей среде, на стенах и дверях размещают таблички со шрифтом Брайля. Благодаря выпуклым точкам на поверхности таблички дети с нарушениями зрения могут прочитать информацию.

Я считаю, что главной проблемой в инклюзивном образовании является вовлечение ребенка с нарушением здоровья в социум. Лев Семенович Выготский отмечал значимость создания образовательной системы, включающей совместное обучение детей с ограниченными возможностями и детей с нормальным развитием. Такое совместное взаимодействие подготавливает ребенка с нарушениями здоровья к настоящей жизни.

Важным условием успешной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья является создание позитивного психологического климата в инклюзивной образовательной среде. Так, например, результаты исследования лаборатории социальной работы Национального научно-практического центра коррекционной педагогики (ННПЦ КП) в 2014 году выявили абсолютную неготовность здоровых детей и их родителей к реализации инклюзивного подхода школах. Была проведена работа по внедрению инклюзивного образования, экспериментальными площадками являлись школы г. Караганда и г. Алматы. Исследования показали стабильную положительную динамику формирования позитивного климата в классе. Это указывает на необходимость воспитания толерантного отношения у здоровых детей к другим детям с нарушениями здоровья, которые отличаются от них. Для формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями в инклюзивной среде, можно использовать тренинг-программу авторами которой являются российские ученые: Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова (для подросткового возраста) и цикл занятий для учащихся 1-4-х классов разработчиками которого являются: А. Алешина и Е. Худенко.

Инклюзивный подход в образовании включает в себя разнообразие социального взаимодействия: общественный труд, общение, досуг. Практика показывает, что дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья способны обучаться в театральных детских творческих объединениях, заниматься танцами, музыкой, рисованием, посещать спортивные секции, принимать участие в различных в конкурсах и олимпиадах. Такие занятия помогают детям с нарушением здоровья преодолеть психологический дискомфорт, избавиться от чувства неполноценности и чувствовать себя на равных со здоровыми ребятами. Инклюзивные внеклассные мероприятия, совместные игры, квесты, викторины, шоу, где каждый ребенок может проявить свои таланты, направлены на создание комфортной и доброжелательной атмосферы в коллективе для всех участников.

Закон об образовании предоставляет активные ресурсы, открывающие новые возможности для качественного улучшения учебно-воспитательной системы инклюзивного образования детей с нарушениями здоровья. Таким образом, для успешной адаптации и социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе необходимо принимать целенаправленные серьезные шаги. Нужно вовлекать детей с нарушениями здоровья в процесс образования в качестве равноправных и равноценных участников. Социализировать «особенных детей» в современный социум, приобщая к фундаментальной базе цивилизации и культуры. Создавать для таких детей ситуации успеха, которые развивают уверенность в собственных силах и возможностях, повышают мотивацию к принятию дальнейших активных действий. Прививать умения принимать себя и свои недостатки. Научиться быть гордым своими достоинствами.

Мировой социум признает равные права и возможности в реализации этих прав людей с инвалидностью наравне с остальными гражданами. Задача государства и общества – сделать так, чтобы все дети могли получить образование и жить максимально полноценно, вне зависимости от возможностей здоровья.