Публикации

Проект в подготовительной группе на тему: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Содержание





1.Введение

·Тип проекта

·Актуальность

·Цель проекта

·Задачи проекта

·Участники проекта

·Срок реализации

3

3

3

3

4

4

4

2.Планируемые результаты

5

3. Критерии эффективности проекта

5

4. Схема реализации проекта

6

5. Результаты работы в ходе реализации проекта

6

Список литературы

10

















































Актуальность

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.

Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.

Актуальность заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить способы, методы и приёмы формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:

• понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);

• уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

• осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;

признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);

• рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;

• применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях;

• определить способы приобщения родителей к работе по формированию финансовой грамотности детей;

• привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.

Этап работы над темой: 01.09.2022- 31.05.2023

Формы работы с детьми:

• совместная деятельность воспитателя с детьми

• индивидуальная работа с детьми

• свободная самостоятельная деятельность детей.

• дидактические игры

• сюжетно-ролевые игры

• чтение художественной литературы

• просмотр мультфильмов, видеофильмов, презентаций

• художественное слово

• беседы

• продуктивная деятельность

Для изучения темы самообразования взята программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», которая состоит из четырех блоков (разделов, связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

Основные подходы к финансовой грамотности дошкольника

формирование первичных финансовых навыков (привычек) через ритуальные действия;

• закрепление разумных материальных потребностей;

формирование у ребенка определенных психологических установок на то или иное «финансовое поведение»через базовые нравственные понятия: о добре - зле, красивом – некрасивом, о хорошем – плохом.

• в процессе повседневной деятельности группы закреплять экономические знания детей, полученные ранее (например, собираясь с детьми на прогулку, обратить их внимание на необходимость выключать свет в помещении и показать при этом, что колесико счетчика электроэнергии начинает крутится медленнее, в разных видах труда в рамках самостоятельной деятельности детей (помогая сервировать, аккуратно обращаться со столовыми приборами, выключать воду после мытья рук, не оставлять пищу в тарелке и куски хлеба на столах и т. п.

Формы работы с родителями:

• анкетирование родителей

• консультации

• индивидуальные и групповые беседы

оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)

• привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.

• проведение встреч-обсуждений по теме самообразования.

Используемые технологии: игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные.

Планируемый результат для воспитанников:

знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;

• знают российские деньги;

• знают несколько современных профессий, содержание их деятельности;

• в случае поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;

• бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий;

• проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведет хозяйство.).

Родители:

• повышен интерес родителей к совместной работе по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Воспитатели:

оформление собственных методических разработок (обобщение опыта работы);

• повышение качества воспитательно–образовательного процесса;

• участие в педсоветах, семинарах;

• повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по теме самообразования;

• пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы.

Продукты педагогической деятельности в рамках проекта по теме:

• Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей

• Презентация отчета по теме проекта на педсовете ДОУ

• Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях.

оформление развивающей предметно-пространственной среды группы

План проекта

I этап

Организационно-диагностический (теоретический)

II этап

Практический

Формы работы

Месяц

Форма работы с родителями

Форма работы с детьми

Результат (продукт деятельности)

Сентябрь

Выбор и определение темы проекта

Планирование работы по теме проекта.

Изучение примерной парциальной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».

Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

1. Вводная беседа с рассматриванием иллюстраций

2. "Знакомство с феечкой Копеечкой"

3. Проект «Школа феечки Копеечки» ( на протяжении года)

• Рассматривание альбомов, тематических карточек по теме «Профессии».

• Организация дежурства по столовой.

• Рисование «Мои добрые дела».

• Привлечение детей к наведению порядка в уголке игрушек.

• Подвижная игра «Выбор профессии».

• Чтение и обсуждение сказки К. Д. Ушинского «Два плуга».

• Беседа о труде.

• Час загадок.

• Занятие –беседа на тему: «Летний день – год кормит».

• Дидактическое упражнение «Заготовим на зиму фрукты, овощи».

Беседа: «Кто построил новый дом».

• Дидактическая игра «Уважай/чужой труд».

• Дидактическая игра «Парочки-детский сад» (автор - Е. В. Бабина).

Оформление фото-альбома «Все работы хороши!» (кем работают мои папа и мама).

Пополнение информационной зоны развивающей предметно-пространственной среды (художественная литература экономического содержания) Оформление копилки (кошелька) добрых дел.

Октябрь

Родительское собрание: включить в повестку дня знакомство с темой самообразования. Приложение № 1

Анкета для

родителей «Мой ребенок и финансовая грамота»Приложение № 2

Ссылки для родителей на сайты и интернет-ресурсы по теме самообразования, информирование через мессендежеры.

Рисование «Как я помогаю близким».

Чтение стихотворений о труде и профессиях.

Дидактическое упражнение «Какие ошибки допустил художник?».

Беседа «Что ты сделала вчера дома и как, чтобы помочь маме, бабушке или папе?

Беседа «Хлеб – всему голова».

Просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино»

Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Заплатка».

Дидактическая игра «Идем в поликлинику» (автор - Ю. К. Калашникова).

Дидактическая игра «Цепочка ассоциаций» (автор - С. С. Пашкова).

Ноябрь

Консультация: «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет»

• Рассказ воспитателя «О царице экономики и ее помощниках».

• Беседа с детьми с правилами экономии.

• Чтение сказки Ш. Перро «Кот в сапогах».

• Сюжетно-дидактическая игра «Магазин».

• Экскурсия в магазин.

• Рисование «Экскурсия в магазин».

Составление описательных рассказов на тему: «Моя любимая игрушка».

• Просмотр презентации «Полезные экономические навыки и привычки в быту» Формирование и оформление методической копилки - разработки конспектов.

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: занимательно-экономическая зона (кроссворды, лабиринты, головоломки и др.)

Подбор и разработка игр, способствующих экономическому развитию

Встреча «Дети и деньги»

Пополнение педагогической копилки демонстр.

материалом

(приобретение настольно-печатных игр).

Декабрь

Консультация «Должен ли ребенок иметь карманные деньги?»Приложение № 3

• Заучивание пословиц об экономии и бережливости (по выбору воспитателя).

• Беседа о том, что не все продается и покупается за деньги.

• Беседа «Откуда берутся деньги и на что они тратятся?»

• Игра-эстафета «Хорошо-плохо». Создание картотеки дидактических игр.

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: деятельностно-экономическая зона (дидактические игры).

Январь

Рекомендация «Учите видеть связь между трудом и деньгами»

• Рассказ воспитателя об истории денег.

• Презентация о Гознаке.

• Чтение русской народной сказки «Волшебное кольцо».

• Рисование «Монеты моей страны».

Пополнение педагогической копилки демонстрационным материалом (приобретение настольно-печатных игр).

Февраль

Рекомендация «Учите ребенка выбирать и покупать товар»

• Пересказ сказки Братьев Гримм «Горшок каши».

• Экономический КВН.

• Чтение книги Э. Успенского и И. Агрона «Бизнес крокодила Гены» (гл. 4 «Банк»).

• Сюжетно – дидактическая игра «Банк».

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: деятельностно-экономическая зона (игрушки-предметы для с. р. и).

Март

Консультация «Дошкольник и экономика». Приложение № 4

• Литературная викторина по русским народным сказкам.

• Просмотр мультфильма «Каникулы в Простоквашино».

• Сюжетно-дидактическая игра «Ателье».

• Пополнение педагогической копилки демонстрационным

• материалом

• Приобретение методической литературы, раздаточного материала

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: деятельностно-экономическая зона (игрушки-предметы для с. р. и).

• Создание картотеки арифметических задач. Пополнение РППС

группы дидактическими играми.

Апрель

Оформление стендовой информации для родителей по теме самообразования

• «Веселая ярмарка (рассада цветов, овощей).

• Беседа о рекламе.

• Заучивание стихотворения из книг Э. Успенского и И. Агрона «О рекламе».

• Рисование «Моя любимая реклама».

• Игра-соревнование «Кто больше назовет примеров необычного применения вещей».

• Викторина для детей «О какой сказке идет речь?».



• Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы дидактическими играми.

• создание лэпбука "Финансовая грамотность"

• Создание альбома «Реклама для детей».

Май

Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги»

Итоговое родительское собрание:включить в повестку дня: результаты работы с детьми по теме самообразования.

•Открытый просмотр НОД на тему: «Путешествие в страну экономики».

• Просмотр видеофильма «Где делают настоящие деньги?»



Подготовка отчета по теме самообразования.

Список литературы

1. Аменд А. Ф., Саламатов А. А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 55.

2. Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 103.

3. Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с. 8.

4. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. –Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.

5.Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. –Волгоград: Учитель, 2008г.

6. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11. с. 75.

7. Открытия Феечки Копеечки. Авторская программа с региональным компонентом для детей дошкольного возраста. /Василюк С. Ю., Вихарева М. Б., Истомина Е. А. и др---Пермь, 201ё9.-158 с.

8. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики,или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. –

9. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.

10. Смоленцева А. А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 63.

11. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. М., 2018.: Банк России, Министерство образования и науки Российской Федерации

12. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Сборник методических материалов на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет.

13. Ягунова Н. М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 128.