Воспитание детей первой младшей группы посредством трудовой деятельности
Атаманская Е.А.
воспитатель МБДОУ д/с №48 «Вишенка»
Курдюкова И.М.
воспитатель МБДОУ д/с №48 «Вишенка»
Статья «Трудовое воспитание детей раннего возраста» подробно описывает организацию трудовой деятельности детей в возрасте раннего детства (от 2 до 3 лет) и ставит перед собой цель формирования у них положительного отношения к труду. В статье выделяются три основных вида труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе. Организация труда строится на индивидуальных поручениях, учитывая, что детей в этом возрасте больше привлекает сам процесс деятельности, нежели конечный результат. Взрослый (воспитатель) берет на себя самую сложную часть работы, оставляя ребенку посильные действия, оказывая ему помощь в овладении навыками, преодолении трудностей и исправлении ошибок.
1. Самообслуживание: Этот вид труда направлен на обслуживание себя. Статья выделяет следующие аспекты:
* Развитие навыков гигиены: Мытье рук перед едой и по мере загрязнения, вытирание лица и рук полотенцем, пользование носовым платком, салфеткой, расческой. Особое внимание уделяется постепенному переходу от действий под контролем взрослого к самостоятельным.
* Прием пищи: Держание ложки в правой руке, самостоятельное питание.
* Одевание и раздевание: Постепенное обучение сниманию и надеванию одежды и обуви, расстегиванию пуговиц и застежек, аккуратному складыванию одежды. Акцент на поэтапном обучении с учетом возраста и индивидуальных возможностей ребенка.
2. Хозяйственно-бытовой труд: Этот вид труда имеет общественную направленность, направлен на поддержание порядка в группе и на участке. Статья включает:
* Поддержание порядка: Уборка игрушек, соблюдение чистоты, правильное обращение со стульями.
* Помощь взрослым: Выполнение простых поручений, таких как уборка мусора, расстановка предметов (дощечки, хлебницы, салфетницы, ложки).
* Ознакомление с трудом взрослых: Знакомство с профессиями няни, дворника, водителя, медсестры, повара. Это формирует понимание социального значения труда.
3. Труд в природе: Этот вид труда связан с уходом за растениями и животными. В статье рассматриваются:
* Уход за растениями: Полив цветов, уход за комнатными растениями.
* Уход за животными: Подкормка птиц зимой.
* Работа с инструментами: Использование лопаток, метелок, грабель, участие в посадке растений.
Методика трудового воспитания:
Методика построена на принципах постепенности, индивидуального подхода и активного участия взрослого. Воспитатель не просто руководит процессом, но и оказывает поддержку, корректирует действия ребенка, поощряет его инициативу.
Значение трудового воспитания:
Статья подчеркивает важность трудового воспитания, ссылаясь на слова К.Д. Ушинского о том, что любовь к труду – лучшее наследство для детей. Подчеркивается необходимость систематического и последовательного включения трудовой деятельности в жизнь ребенка с раннего возраста.
В целом, статья представляет собой практическое руководство по организации трудового воспитания детей раннего возраста, акцентируя внимание на постепенном освоении навыков, развитии самостоятельности и формировании положительного отношения к труду как важной составляющей гармоничного развития личности.
Атаманская Е.А.
воспитатель МБДОУ д/с №48 «Вишенка»
Курдюкова И.М.
воспитатель МБДОУ д/с №48 «Вишенка»
Статья «Трудовое воспитание детей раннего возраста» подробно описывает организацию трудовой деятельности детей в возрасте раннего детства (от 2 до 3 лет) и ставит перед собой цель формирования у них положительного отношения к труду. В статье выделяются три основных вида труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе. Организация труда строится на индивидуальных поручениях, учитывая, что детей в этом возрасте больше привлекает сам процесс деятельности, нежели конечный результат. Взрослый (воспитатель) берет на себя самую сложную часть работы, оставляя ребенку посильные действия, оказывая ему помощь в овладении навыками, преодолении трудностей и исправлении ошибок.
1. Самообслуживание: Этот вид труда направлен на обслуживание себя. Статья выделяет следующие аспекты:
* Развитие навыков гигиены: Мытье рук перед едой и по мере загрязнения, вытирание лица и рук полотенцем, пользование носовым платком, салфеткой, расческой. Особое внимание уделяется постепенному переходу от действий под контролем взрослого к самостоятельным.
* Прием пищи: Держание ложки в правой руке, самостоятельное питание.
* Одевание и раздевание: Постепенное обучение сниманию и надеванию одежды и обуви, расстегиванию пуговиц и застежек, аккуратному складыванию одежды. Акцент на поэтапном обучении с учетом возраста и индивидуальных возможностей ребенка.
2. Хозяйственно-бытовой труд: Этот вид труда имеет общественную направленность, направлен на поддержание порядка в группе и на участке. Статья включает:
* Поддержание порядка: Уборка игрушек, соблюдение чистоты, правильное обращение со стульями.
* Помощь взрослым: Выполнение простых поручений, таких как уборка мусора, расстановка предметов (дощечки, хлебницы, салфетницы, ложки).
* Ознакомление с трудом взрослых: Знакомство с профессиями няни, дворника, водителя, медсестры, повара. Это формирует понимание социального значения труда.
3. Труд в природе: Этот вид труда связан с уходом за растениями и животными. В статье рассматриваются:
* Уход за растениями: Полив цветов, уход за комнатными растениями.
* Уход за животными: Подкормка птиц зимой.
* Работа с инструментами: Использование лопаток, метелок, грабель, участие в посадке растений.
Методика трудового воспитания:
Методика построена на принципах постепенности, индивидуального подхода и активного участия взрослого. Воспитатель не просто руководит процессом, но и оказывает поддержку, корректирует действия ребенка, поощряет его инициативу.
Значение трудового воспитания:
Статья подчеркивает важность трудового воспитания, ссылаясь на слова К.Д. Ушинского о том, что любовь к труду – лучшее наследство для детей. Подчеркивается необходимость систематического и последовательного включения трудовой деятельности в жизнь ребенка с раннего возраста.
В целом, статья представляет собой практическое руководство по организации трудового воспитания детей раннего возраста, акцентируя внимание на постепенном освоении навыков, развитии самостоятельности и формировании положительного отношения к труду как важной составляющей гармоничного развития личности.