«ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА»
Цель: формирование у детей бережного отношения к хлебу.
Программное содержание:
1. Познакомить детей с процессом выращивания хлеба.
2. Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол. 3. Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека. 4. Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания.5. Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям,вырастившим его.
Предварительная работа: беседа о сборе урожая хлеба; рассматривание иллюстраций; заучивание пословиц, чтение литературных произведений по теме; рассматривание колосьев ржи и пшеницы.
Оборудование: презентация «Хлеб-всему голова», колосья пшеницы, зерна, мука, тесто, хлеб, познавательные видеоролики «Как выращивают хлеб».
Словарная работа: чёрствый, ароматный, аппетитный хлеб, хлеборобы, жатва, комбайн, комбайнер, элеватор, хлебозавод, пекарь, хлебобулочные изделия.
ХОД НОД
Воспитатель: Ребята, о чем мы будем сейчас говорить, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый, А бывает подгорелый.
Дети: Это хлеб.
Воспитатель: Да, конечно, же – это хлеб. Сегодня мы будем говорить о хлебе.
Воспитатель: Вспомните, что вы ели сегодня на завтрак? Вчера на обед? И ужин? (Ответы детей.)
Воспитатель: Ребята, меню все время меняется, а какой продукт есть на столе и утром, и в обед и на ужин?
Воспитатель: Правильно, каждый день у нас на столе хлеб. Хлеб – это главный продукт на вашем столе.
Воспитатель: Почему говорят «Хлеб – всему голова»? (Ответы детей.)
Воспитатель: Какие пословицы о хлебе вы знаете? «Без хлеба – нет обеда» «Хлеб-батюшка, а вода-матушка»
«Береги хлеб для еды, а деньги для беды»«Хочешь есть калачи – не сиди на печи».)
Воспитатель: Ребята, назовите какой бывает хлеб? (Хлеб румяный, аппетитный, черствый, ржаной, горячий, свежий и др.)
Воспитатель: Молодцы! Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.
Воспитатель: Вы знаете, как хлеб пришел на стол? (Ответы детей.)
Воспитатель: Конечно, мы покупаем его в магазине, дома печем хлеб. Прежде чем попасть в магазин, хлеб проходит долгий путь.
Воспитатель: Скажите мне, из чего пекут хлеб?
Дети: Хлеб пекут из муки.
Воспитатель: Из чего ее получают? (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, из зерен. Из зёрен получают муку. Но, чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы – это люди, которые выращивают хлеб.
Воспитатель: Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор, который вспашет землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы.
Воспитатель: Появляются первые всходы, они питаются дождями и яркими лучами солнца, растут под привольным ветром все лето. Созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое.
Воспитатель: Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.
Физкультминутка«В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся.
Воспитатель: Ну вот, зёрна созрели. Начинается жатва - это уборка колосьев. (Дети повторяют слово хором.) На поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?
Дети: Комбайнёр.
Воспитатель: Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. Далее машины везут зерно на элеваторы (дети повторяют слово хором) – специальные сооружения для хранения зерна. Как вы думаете, куда везут зерно из элеватора?
Дети: На мельницу.
Воспитатель: Правильно, и там зерно мелют в муку.
Воспитатель: Сейчас я вам дам потрогать муку, а вы скажете, какая она на ощупь (рассыпчатая, чуть клейкая, мелкая).
Воспитатель: Ребята, а куда потом отправляют муку?
Дети: На хлебозавод, пекарню.
Воспитатель: Правильно. На хлебозаводе вымешивают тесто для хлеба. И тесто замешано, потом кладут в форму и ставят в печь. А пекут его пекари.
Воспитатель: Пекари что пекут?
Дети: Булочки, рогалики, пирожки, калачи, бублики, сушки, баранки, рулеты, батоны, лепешки, печенье, торты, пироги, сухари.
Воспитатель: А как все эти продукты называются одним словом?
Дети: Хлебобулочные изделия.
Воспитатель: Давайте поиграем с вами в замечательную игру. Вы должны быть
очень внимательными. Я буду читать вам стихотворение. Если вы услышите название продукта, который стряпают из муки, хлопайте в ладоши, если он не из муки - топайте ногами. Готовы? Начинаем!
В булочной у нас баранки,Булки, бублики, буханки, Пирожки, батоны, плюшки,И плетенки и ватрушки, Курабье, бисквит, печенье,Бутерброды, чай с вареньем,Много пряников, конфет,Пастила есть и щербет, И пирог с начинкой сладкой,И полено и помадка…Называйте, не стесняйтесь,Выбирайте, угощайтесь!
Воспитатель: Из пекарни хлеб везут в магазин, где мы его покупаем.
Воспитатель: Как необходимо обращаться с хлебом?
Дети: Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.
Воспитатель: Итак, сегодня вы узнали, легка ли дорога хлеба к нашему столу. Как вы думаете, легка? Чтобы на нашем столе всегда был свежий, душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся люди, много людей.
Рефлексия:
- Что делают хлеборобы? (засевают зерном поля, выращивают хлеб)
- Куда везут зерно с поля? (на приёмный пункт, затем на элеватор)
- Где мелют зерно? (на мукомольне)
- Люди какой профессии выпекают хлеб? (пекари)
Хлеб нужно беречь!
Хлеб наш берегите!
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте!
С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, друзья!
Воспитатель: У меня для вас сюрприз, наши уважаемые повара выпекли каравай и решили всех угостить.
Цель: формирование у детей бережного отношения к хлебу.
Программное содержание:
1. Познакомить детей с процессом выращивания хлеба.
2. Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол. 3. Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека. 4. Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания.5. Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям,вырастившим его.
Предварительная работа: беседа о сборе урожая хлеба; рассматривание иллюстраций; заучивание пословиц, чтение литературных произведений по теме; рассматривание колосьев ржи и пшеницы.
Оборудование: презентация «Хлеб-всему голова», колосья пшеницы, зерна, мука, тесто, хлеб, познавательные видеоролики «Как выращивают хлеб».
Словарная работа: чёрствый, ароматный, аппетитный хлеб, хлеборобы, жатва, комбайн, комбайнер, элеватор, хлебозавод, пекарь, хлебобулочные изделия.
ХОД НОД
Воспитатель: Ребята, о чем мы будем сейчас говорить, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый, А бывает подгорелый.
Дети: Это хлеб.
Воспитатель: Да, конечно, же – это хлеб. Сегодня мы будем говорить о хлебе.
Воспитатель: Вспомните, что вы ели сегодня на завтрак? Вчера на обед? И ужин? (Ответы детей.)
Воспитатель: Ребята, меню все время меняется, а какой продукт есть на столе и утром, и в обед и на ужин?
Воспитатель: Правильно, каждый день у нас на столе хлеб. Хлеб – это главный продукт на вашем столе.
Воспитатель: Почему говорят «Хлеб – всему голова»? (Ответы детей.)
Воспитатель: Какие пословицы о хлебе вы знаете? «Без хлеба – нет обеда» «Хлеб-батюшка, а вода-матушка»
«Береги хлеб для еды, а деньги для беды»«Хочешь есть калачи – не сиди на печи».)
Воспитатель: Ребята, назовите какой бывает хлеб? (Хлеб румяный, аппетитный, черствый, ржаной, горячий, свежий и др.)
Воспитатель: Молодцы! Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.
Воспитатель: Вы знаете, как хлеб пришел на стол? (Ответы детей.)
Воспитатель: Конечно, мы покупаем его в магазине, дома печем хлеб. Прежде чем попасть в магазин, хлеб проходит долгий путь.
Воспитатель: Скажите мне, из чего пекут хлеб?
Дети: Хлеб пекут из муки.
Воспитатель: Из чего ее получают? (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, из зерен. Из зёрен получают муку. Но, чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы – это люди, которые выращивают хлеб.
Воспитатель: Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор, который вспашет землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы.
Воспитатель: Появляются первые всходы, они питаются дождями и яркими лучами солнца, растут под привольным ветром все лето. Созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое.
Воспитатель: Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.
Физкультминутка«В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся.
Воспитатель: Ну вот, зёрна созрели. Начинается жатва - это уборка колосьев. (Дети повторяют слово хором.) На поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?
Дети: Комбайнёр.
Воспитатель: Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. Далее машины везут зерно на элеваторы (дети повторяют слово хором) – специальные сооружения для хранения зерна. Как вы думаете, куда везут зерно из элеватора?
Дети: На мельницу.
Воспитатель: Правильно, и там зерно мелют в муку.
Воспитатель: Сейчас я вам дам потрогать муку, а вы скажете, какая она на ощупь (рассыпчатая, чуть клейкая, мелкая).
Воспитатель: Ребята, а куда потом отправляют муку?
Дети: На хлебозавод, пекарню.
Воспитатель: Правильно. На хлебозаводе вымешивают тесто для хлеба. И тесто замешано, потом кладут в форму и ставят в печь. А пекут его пекари.
Воспитатель: Пекари что пекут?
Дети: Булочки, рогалики, пирожки, калачи, бублики, сушки, баранки, рулеты, батоны, лепешки, печенье, торты, пироги, сухари.
Воспитатель: А как все эти продукты называются одним словом?
Дети: Хлебобулочные изделия.
Воспитатель: Давайте поиграем с вами в замечательную игру. Вы должны быть
очень внимательными. Я буду читать вам стихотворение. Если вы услышите название продукта, который стряпают из муки, хлопайте в ладоши, если он не из муки - топайте ногами. Готовы? Начинаем!
В булочной у нас баранки,Булки, бублики, буханки, Пирожки, батоны, плюшки,И плетенки и ватрушки, Курабье, бисквит, печенье,Бутерброды, чай с вареньем,Много пряников, конфет,Пастила есть и щербет, И пирог с начинкой сладкой,И полено и помадка…Называйте, не стесняйтесь,Выбирайте, угощайтесь!
Воспитатель: Из пекарни хлеб везут в магазин, где мы его покупаем.
Воспитатель: Как необходимо обращаться с хлебом?
Дети: Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.
Воспитатель: Итак, сегодня вы узнали, легка ли дорога хлеба к нашему столу. Как вы думаете, легка? Чтобы на нашем столе всегда был свежий, душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся люди, много людей.
Рефлексия:
- Что делают хлеборобы? (засевают зерном поля, выращивают хлеб)
- Куда везут зерно с поля? (на приёмный пункт, затем на элеватор)
- Где мелют зерно? (на мукомольне)
- Люди какой профессии выпекают хлеб? (пекари)
Хлеб нужно беречь!
Хлеб наш берегите!
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте!
С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, друзья!
Воспитатель: У меня для вас сюрприз, наши уважаемые повара выпекли каравай и решили всех угостить.