Котлярова Наталья Михайловна
воспитатель
МБДОУ г. Иркутска детский сад №20 «Росинка»
Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процессу усвоения знаний, умений, навыков. Работая в детском саду, я стремлюсь искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является детское экспериментирование. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, я что он дает детям реальные представления о различных сторонах, изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами со средой обитания. Очень важно, что в процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимо давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование. Как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года-практически единственным способом познания мира. В своей работе с детьми второй младшей группы я использую игры-эксперименты такие как: «Сухой песок-сыпучий»., «Куда исчезла вода?», «Песочная страна», «Домик для птичек», «Песок может двигаться», «Держит форму или рассыпается», которые помогают закрепить представления детей о свойствах песка, развивать любознательность и активизировать речь детей. Эти игры я использую, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной деятельности. Моим воспитанникам очень нравятся эти игры, поэтому они с удовольствием демонстрируют эти знания своими родным и близким.
Самые занимательные опыты, понравившиеся детям - «Тонет - не тонет», «Отражаем», «Пузырьки», «Волшебная кисточка», помогли узнать воспитанникам свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес; что вода отражает окружающие предметы; что некоторые предметы тонут, а некоторые остаются на поверхности).
Для формирования основ экологического сознания и для расширения представлений о загрязнении воздуха, и закрепления понимания о его необходимости, мы проводим с детьми игры-эксперименты – «Где живет воздух?», «Король ветров», «Сжатый воздух». Благодаря этим опытам дошкольники обогатили представления о явлениях природы, систематизировали знания о значении воздуха для жизни, использование свойств воздуха человеком.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Увидев проявление интереса детей к этой деятельности, мы создали в игровой комнате мини-лабораторию для проведения экспериментов. Работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты и эксперименты, наблюдения по различной тематике. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Овладения дошкольниками различными способами познания способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности. Лаборатория создается для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения
воспитатель
МБДОУ г. Иркутска детский сад №20 «Росинка»
Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процессу усвоения знаний, умений, навыков. Работая в детском саду, я стремлюсь искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является детское экспериментирование. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, я что он дает детям реальные представления о различных сторонах, изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами со средой обитания. Очень важно, что в процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимо давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование. Как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года-практически единственным способом познания мира. В своей работе с детьми второй младшей группы я использую игры-эксперименты такие как: «Сухой песок-сыпучий»., «Куда исчезла вода?», «Песочная страна», «Домик для птичек», «Песок может двигаться», «Держит форму или рассыпается», которые помогают закрепить представления детей о свойствах песка, развивать любознательность и активизировать речь детей. Эти игры я использую, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной деятельности. Моим воспитанникам очень нравятся эти игры, поэтому они с удовольствием демонстрируют эти знания своими родным и близким.
Самые занимательные опыты, понравившиеся детям - «Тонет - не тонет», «Отражаем», «Пузырьки», «Волшебная кисточка», помогли узнать воспитанникам свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес; что вода отражает окружающие предметы; что некоторые предметы тонут, а некоторые остаются на поверхности).
Для формирования основ экологического сознания и для расширения представлений о загрязнении воздуха, и закрепления понимания о его необходимости, мы проводим с детьми игры-эксперименты – «Где живет воздух?», «Король ветров», «Сжатый воздух». Благодаря этим опытам дошкольники обогатили представления о явлениях природы, систематизировали знания о значении воздуха для жизни, использование свойств воздуха человеком.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Увидев проявление интереса детей к этой деятельности, мы создали в игровой комнате мини-лабораторию для проведения экспериментов. Работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты и эксперименты, наблюдения по различной тематике. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Овладения дошкольниками различными способами познания способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности. Лаборатория создается для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения