Публикации

Использование буктрейлер –технологии в дошкольных учреждениях

Краткая аннотация

Данная работа посвящена вопросу о роли коротких видеороликов по мотивам книг в работе современного воспитателя. Рассматриваются проблемы чтения, продвижение культуры семейного чтения. Представлен опыт работы по созданию творческого продукта - буктрейлера с детьми старшего дошкольного возраста на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 112 «Родничок» г. Сыктывкара. Приводится классификация буктрейлеров, представлены и описаны основные этапы создания буктрейлера, даются практические советы по созданию роликов.

Введение

Актуальность данной работы связана с тем, что в последние годы заметно изменился (резко понизился) статус чтения, стали совсем другими способы работы с печатным текстом, изменился перечень привлекательных для чтения детей книг, поменялись мотивы и стимулы чтения, а главное, изменилось отношение к чтению. «Современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением», - подчёркивается в Национальной программе поддержки развития чтения до 2020 года. Активизировать работу по приобщению детей к чтению необходимо, ведь детская книга важное средство социально-коммуникативного и познавательного развития, она помогает решить задачи, определённые в ФГОС ДО: обеспечивает усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, способствует развитию общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками, развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

Приобщение дошкольников к книге и чтению осуществляют не только наш детский сад, но и другие социальные институты, главный из них - семья. ФГОС ДО определяет сотрудничество педагогов ДОУ с семьями воспитанников как один из основных принципов дошкольного образования. Такое взаимодействие обеспечивает приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества. Чтение относится к важным социокультурным практикам, без которых не может состояться полноценная личность и детский сад должен создать среду для читательского развития детей и для их родителей как организаторов семейного чтения.

К сожалению, многочисленные исследования доказывают, что семья перестает быть средой, стимулирующей чтение ребёнка. Детям мало читают в семье, но ещё хуже то, что они не видят читающих родителей, им некому подражать в столь важной развивающей деятельности как чтение.



Буктрейлер – современный способ рекламы книги

Дошкольное учреждение может оказать помощь семье в формировании дошкольников как читателей, ведь здесь работают специалисты, владеющие методиками приобщения детей к книге, а мини-библиотека в нашем детском саду может стать центром читательского развития детей, объединяющим в привлекательных формах работу педагогов и родителей.

Как создать условия, чтобы учесть все перечисленные позитивные эмоции у ребёнка по отношению к процессу чтения? Эффективным средством решения этой задачи, с нашей точки зрения, можно рассматривать такую инновационную форму работы со старшими дошкольниками, как создание материала по анонсированию книги для привлечения внимания ребёнка к чтению художественного произведения – это буктрейлер.

Буктрейлер – это…

  • короткий видеоролик по мотивам книги;
  • видео аннотация книги;
  • ролик-миниатюра, тизер (teaser), который включает в себя самые яркие и узнаваемые моменты книги, визуализирует её содержание.
  • это новый жанр рекламно-иллюстративного характера, объединяющий литературу, визуальное искусство, электронные и интернет- технологии.

Цель таких роликов – пропаганда чтения (рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать читателя), привлечение внимания к книге при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. В ролике продолжительностью не более 3 минут информация о книге подается так, что сразу хочется взять её и почитать. Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой. Большинство буктрейлеров выкладываются на популярные видеохостинги, что способствует их активному распространению в сети Интернет.

Основная его задача – рассказать о книге, заинтересовать читателя, создать мотивационную интригу, которая станет толчком для возникновения интереса у ребёнка к сюжету художественного произведения.

Для практикующих педагогов-дошкольников такая форма работы может рассматриваться как интересный опыт взаимодействия с дошкольниками и их родителями в процессе создания творческого продукта, что является не только средством приобщения ребёнка к чтению и средством развития личности ребёнка, но и является средством саморазвития педагога.

В этой связи такая форма работы с дошкольниками, как реализация деятельности по созданию буктрейлера, представляет интерес в условиях дошкольного учреждения.

Цель: способствовать формированию устойчивого интереса дошкольников к книге, художественной литературе через создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и семьей посредством использования технологии «Буктрейлер».

Задачи:

· внедрить в педагогическую практику буктрейлер технологию (видеоролик) для популяризации чтения художественной литературы в семьях воспитанников;

  • повысить эффективность работы по приобщению дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, работников библиотеки, детей, родителей;
  • развивать у детей старшего дошкольного возраста умение договариваться о совместной деятельности и ее конечном продукте, распределять обязанности между собой, умение работать в команде;
  • пополнить фонд всех мини-библиотек дошкольной организации литературой: библиотеки методического кабинета, обеспечивающей реализацию ООП; групповых библиотек, удовлетворяющих интересы детей; библиотеки взаимообмена «Почитай-ка» для семейного чтения;
  • установить взаимодействие с городской Пушкинской библиотекой, расширить возможности доступа к книге у педагогов, родителей, детей;
  • провести серию детско-родительских мероприятий о книге, квесты, встреч с детскими писателями, музыкально-литературных развлечений, посвящённых детской литературе;
  • разработать методические рекомендации для педагогов ДОО по приобщению дошкольников к книге и чтению;
  • обучить родителей, обучающихся алгоритму снятия видеоролика и размещению его в сети Интернет.

Описание основных этапов создания буктрейлера

1. Выбор литературного произведения. Главное условие: сюжет книги, которая выбрана в качестве основы для создания буктрейлера, должен быть не знакомым детям. На этом этапе удобно провести работу по развитию творческого воображения дошкольников, используя приём «открытый финал произведения», тем самым предлагая детям придумать свой вариант финала книги. Такая творческая работа может быть интересной формой работы по взаимодействию с родителями воспитанников, в сотрудничестве с которыми появятся новые варианты финала. Такой творческий союз непременно станет инструментом для укрепления детско-родительских взаимоотношений, что является важной задачей взаимодействия детского сада и семьи.

2. Подбор материалов для видеоряда. К подбору подходящих иллюстраций, видео-, аудиозаписей для буктрейлера мы привлекаем родителей воспитанников. Подбираем картинки, сканируем иллюстрации книги, снимаем своё видео или скачиваем видео по тематике в интернете (помним об авторском праве). Важно соблюдать единообразие иллюстраций: если рисованные иллюстрации – значит рисованные, если аниме – значит аниме, если фото – значит фото. При этом желательно соблюдать стилистику музыки и видеоряда. Скачанное с интернета видео конвертируется в формат avi. Для этого мы используем программу FormatFactory (Фабрика форматов) – это многофункциональный и мощный конвертер медиа файлов. Программа удобная в использовании. При необходимости можно бесплатно загрузить с интернета. Так, например, для буктрейлера по книге В. Даля «Война грибов и ягод» были выбраны иллюстрации к книге, взятые с интернет - ресурсов, а также в ролике использовали аудиозапись сказки В. Даля «Война грибов и ягод». Все материалы обсуждаются и принимаются для работы активом мини – библиотеки совместно с родителями воспитанников. Видеоролик должен быть не более 3 минут, так как это оптимальное время, чтобы удержать внимание читателя.

Представление детям других возрастных групп дошкольного учреждения собственного видеофильма вызывало интерес у всех ребят. Им тоже хотелось придумывать сценарий и сниматься в кино о новой книге. Следующие буктрейлеры снимаются и монтируются раз месяц.

После проведения вышеописанных мер по повышению интереса у ребёнка к сюжету художественного произведения задачи и цели, поставленные нами в начале деятельности были достигнуты. Активный спрос у детей к библиотеке и её ассортименту появился достаточно скоро. Родители также приобщились к просвещению и поддержанию читательского интереса себя и своих детей.

Системный подход в работе на основе буктрейлер технологии дал положительный результат в формировании читательского интереса у детей и помог сближению всех участников образовательного процесса.

Просмотр зрителями-воспитанниками, не участвовавшими в создании ролика, не только заинтересовал детей, но и вызвал интерес к чтению, к библиотеке.

Полагаем, что создание буктрейлеров для приобщения дошкольников к книге и чтению через взаимодействие педагогов и родителей в мини- библиотеке детского сада оказалась продуктивной, т.к. основана на принципах системности, управляемости, эффективности и воспроизводимости.

Можно попытаться пересказать за две минуты сюжет сказки, рассказа или романа, можно инсценировать начало произведения или его ключевой момент, можно заснять реакцию читателей, а можно попытаться придумать что-то совсем оригинальное и новаторское. Главное - зацепить внимание потенциального читателя и побудить к чтению (или хотя бы - повторному просмотру буктрейлера).

Библиографический список используемой литературы:

1. Буктрейлер своими руками: примеры [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://school-of-inspiration.ru/buktrejler-svoimi-rukami-primery

2. Буктрейлер – современный способ продвижения книги в библиотеке: методические рекомендации. Вып. 1/ Детско-юношеская библиотека Республики Карелия им. В.Ф.Морозова; [автор-сост. Т.А.Лисовская] – Петрозаводск: ДЮБ РК, 2014.– 16 с.

3. Буктрейлер: как создать? [Текст] / Сиппель Н.О. // Современная библиотека. – 2014.– №7 (47) – С.18-23.