Окружающий мир 3 класс УМК «Перспектива»
Учитель: Тарасова Елена Михайловна
МБОУ СОШ с. Спешнево – Ивановское, Данковского муниципального района, Липецкой области.
Тема: «Свой дом – свой простор»
Цель урока:
- познакомить учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома, его символикой;
- развивать познавательную активность учащихся;
- формировать понятие о единстве пользы и красоты в интерьере жилища и предметах народного быта;
- воспитывать любовь к родному краю и народной культуре.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- знать роль и название порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме;
- находить их аналоги в устройстве старинного жилища народов своего края;
- иметь представление о внутреннем устройстве избы; о том, как особенности жилища соотносятся с их назначением и ролью в жизни семьи и каждого её члена.
Метапредметные результаты:
- сопоставлять между собой особенности старинного и современного внутреннего устройства дома;
- выявлять общее и различное в их назначении в семейной жизни и нравственном смысле для каждого члена семьи;
- объяснять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме.
Личностные результаты:
- осознавать регулятивную функцию конструктивных особенностей традиционного жилища в соотнесении с их назначении и нравственным смыслом в жизни каждого члена семьи.
Проявлять:
- интерес к познанию окружающего мира;
- уважительное отношение к культурному многообразию человечества;
- интерес к обустройству старинного дома;
- понимание своей успешности при изучении темы.
Коммуникативные результаты
- формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины;
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
- адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, историческая экспозиция «Русская изба», предметы быта и труда, карточки, две шкатулки с сюрпризом, книжки-малышки, подготовленные детьми сообщения, пироги и самовар.
Ход урока
I. Мотивационный этап.
Ребята! Готовы к уроку? (Да)
На вас надеюсь я, друзья!
Вы хороший дружный класс.
Всё получится у нас!
II. Актуализация знаний
- С чем можно сравнить крестьянский дом? (с вселенной)
Расскажите о ярусах, из которых состоял мир согласно одному из древних преданий.
- Как выглядит современный жилой многоквартирный дом.
- Сколько значений слова мир вы знаете? Объясните.
(1) Вселенная; 2) отдельная область Вселенной; 3) отдельная область жизни; 4) согласие, отсутствие вражды; 5) спокойствие, тишина.)
- Из чего строили дома в старину? Почему?
В нашей стране дерево как строительный материал любят и почитают с давних времен.
Из дерева строились усадьбы, храмы, крестьянские дворы, княжеские храмы. В деревянной постройке сухо. Тепло и дышится легко. Жить в деревянных домах полезно для здоровья.
III. Постановка учебной задачи и ее решение.
1.Работа в группах
- Ребята, у вас на партах лежат карточки со словами. Внимательно посмотрите на них и отберите только те, значение слов которых вы знаете.
(Причелина, крыша, ворота, опечек, коник, воронцы, полати, бабий кут, колыбель, матица, лампадка, изба, коромысло, самовар, красный угол.)
Ребята работают в парах, отбирая знакомые слова, известные им с прошлого урока.
- Что объединяет данные слова? (Они все относятся к старинному русскому дому – избе)
- Где находились все эти предметы? (Снаружи дома и служили для украшения и защиты.)
- Почему не смогли выполнить задание? ( Мы не можем объяснить значение этих слов, потому что не встречали их раньше)
- Значит, какую цель мы перед собой должны поставить? (Узнать значение этих слов и использовать их для описания старинного дома.)
- Давайте уточним тему урока. (Старинный дом, как он устроен) Как вы понимаете эту пословицу?
IY. Работа по теме урока.
- Наш урок с вами будет сегодня совсем необычный. Мы отправимся с вами на экскурсию в русскую избу, узнаем много новыхочень интересных фактов из жизни наших предков и познакомимся с обычаями устройства дома.
- Представьте – что мы стоим у двери избы. Что должны сделать мы, что бы войти в чужой дом? (ответы детей - постучим, спросим разрешения войти и т.д.)
- Скажите, а как вы заходите в гости, с какими словами? Покажите на примере. (ответы детей)
- А в старину гости хозяев приветствовали такими словами: «Бог в помощь!», «Здорово живете!», «Мир вашему дому!».
Порог - граница дома. На нем считали наши предки нельзя вставать и сидеть.
Перешагнем через него и увидим центральную часть балки. От нее зависит прочность дома, потому и зовут ее матицей.
Матица - толстое бревно расположенное поперек бревен потолка.
Бабий, женский кут. Кут - это угол. Хозяйкин кут в старину отделяли от остальной избы цветастой занавеской или дощатой перегородкой, а иногда посудным шкафчиком перегораживали. Хозяйничали тут женщины, стряпали, шили, пряли, вязали. Здесь же на крючке в потолке висит колыбель для самого маленького ребенка в колыбели. Напротив хозяйкиного угла располагается хозяйский угол.
1 ученик: Это место, где работает глава семьи. Спал хозяин на конике - лавке у двери. Конец этой лавки был вытесан так же как верх столба у печи в виде головы коня. Это добрый страж дома. В хозяйском угле находились нехитрые рабочие инструменты – с помощью которых хозяин дома мастерил простую мебель, ложки или плел лапти. От печного коника к стене идут длинные толстые полки - грядки, воронцы. От печки над дверью до стены стелили доски - полати.
Опечек - деревянная, каменная или битая из глины основа под печку.
2 ученик: В каждой избе была печь, Она занимала главное место в доме, потому что давала тепло и использовалась для приготовления пищи. Так же на печи спали, сушили одежду и овощи. Печь обладала и целебными свойствами – стоило больному полежать на печи – как всю хворь снимало рукой. В печи – даже мылись, если не было бани. С помощью печи проводили различные обряды, например «перепекание» младенца. Если ребенок рождался слабеньким, его обмазывали тестом, клали на лопату и сажали в теплую печь 3 раза.
- Для того чтобы печь горела жарко нужны были ……? (дрова) Правильно, поэтому мы с вами сейчас отправимся за дровами. (Физкультминутку проводит подготовленный ребенок)
Физкультминутка.
За дровами мы идём и пилу с собой несём.
Вместе пилим мы бревно – очень толстое оно.
Чтоб дрова залезли в печку, их разрубим на дощечки.
Y. Продолжение работы по теме урока.
- Самое почетное место в доме занимал красный угол. Место, где висели иконы с лампадкой. В красном углу стоял стол и лавки. Там сажали самых почетных гостей.
Мебели в избе было немного – сундуки – где хозяйки хранили одежду и другие вещи да лавки, - вот и все нехитрое убранство избы.
Ребята рассказывают тот материал, который им удалось найти об определенном предмете быта или труда.
IY.Актуализация знаний
1.Просмотр видеоролика про избу.
- Ребята, вы посмотрели небольшой фильм про избу. Вам понравился он?
- Скажите, исходя из этого фильма и из того что вы узнали на уроке, из чего в основном делалась вся мебель и утварь в избе? (из дерева и глины).
- Как вы думаете, почему? (Это был самый доступный материал)
- А как украшали наши предки свое жилище? Где черпали они вдохновение и заимствовали сюжеты? (у природы).
- Какой вывод можно сделать? (Человек жил в мире и гармонии с природой, он понимал, что природу надо беречь и тогда она тоже отплатит добром).
Учитель: Каждый народ имеет свои ценности - это его мудрость, его искусство, его обычаи и праздники, его трудовые будни. Люди из поколения в поколение передают свои традиции. Очень важно, чтобы каждый человек бережно относился ко всему тому, что создали и оставили нам наши предки.
2.Тренировочные упражнения.
Групповая работа
Игра «Бабушкина шкатулка»
- Ребята, у каждой группы есть своя «волшебная шкатулка». Загляните тихонечко в неё, посмотрите, какой предмет лежит в ней, а теперь попробуете составить рассказ об этом предмете, не называя его. Команда-соперница должна узнать его. Помогать вам будут ваши книжки-малышки, в которых вы подготовили пословицы, поговорки, загадки об избе.
Y. Рефлексия
.
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Какое задание помогло нам поставить цель сегодняшнего урока? (Пробное задание.)
- Почему не смогли сразу выполнить задание? (..)
- Что помогло нам выйти из затруднения? (...)
- Из чего строили дом? Почему?
- Почему для каждого было место в доме?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке? (…)
Зеленый кружок – на уроке все было понятно, можешь рассказать родителям.
Желтый кружок - все понял, но рассказать пока не смогу.
Красный – не все понял на уроке, было трудно.
Домашнее задание.
Учебник стр.8-11, тетрадь стр.6-7
Учитель: Тарасова Е.М.
2017 г.
Учитель: Тарасова Елена Михайловна
МБОУ СОШ с. Спешнево – Ивановское, Данковского муниципального района, Липецкой области.
Тема: «Свой дом – свой простор»
Цель урока:
- познакомить учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома, его символикой;
- развивать познавательную активность учащихся;
- формировать понятие о единстве пользы и красоты в интерьере жилища и предметах народного быта;
- воспитывать любовь к родному краю и народной культуре.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- знать роль и название порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме;
- находить их аналоги в устройстве старинного жилища народов своего края;
- иметь представление о внутреннем устройстве избы; о том, как особенности жилища соотносятся с их назначением и ролью в жизни семьи и каждого её члена.
Метапредметные результаты:
- сопоставлять между собой особенности старинного и современного внутреннего устройства дома;
- выявлять общее и различное в их назначении в семейной жизни и нравственном смысле для каждого члена семьи;
- объяснять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме.
Личностные результаты:
- осознавать регулятивную функцию конструктивных особенностей традиционного жилища в соотнесении с их назначении и нравственным смыслом в жизни каждого члена семьи.
Проявлять:
- интерес к познанию окружающего мира;
- уважительное отношение к культурному многообразию человечества;
- интерес к обустройству старинного дома;
- понимание своей успешности при изучении темы.
Коммуникативные результаты
- формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины;
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
- адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, историческая экспозиция «Русская изба», предметы быта и труда, карточки, две шкатулки с сюрпризом, книжки-малышки, подготовленные детьми сообщения, пироги и самовар.
Ход урока
I. Мотивационный этап.
Ребята! Готовы к уроку? (Да)
На вас надеюсь я, друзья!
Вы хороший дружный класс.
Всё получится у нас!
II. Актуализация знаний
- С чем можно сравнить крестьянский дом? (с вселенной)
Расскажите о ярусах, из которых состоял мир согласно одному из древних преданий.
- Как выглядит современный жилой многоквартирный дом.
- Сколько значений слова мир вы знаете? Объясните.
(1) Вселенная; 2) отдельная область Вселенной; 3) отдельная область жизни; 4) согласие, отсутствие вражды; 5) спокойствие, тишина.)
- Из чего строили дома в старину? Почему?
В нашей стране дерево как строительный материал любят и почитают с давних времен.
Из дерева строились усадьбы, храмы, крестьянские дворы, княжеские храмы. В деревянной постройке сухо. Тепло и дышится легко. Жить в деревянных домах полезно для здоровья.
III. Постановка учебной задачи и ее решение.
1.Работа в группах
- Ребята, у вас на партах лежат карточки со словами. Внимательно посмотрите на них и отберите только те, значение слов которых вы знаете.
(Причелина, крыша, ворота, опечек, коник, воронцы, полати, бабий кут, колыбель, матица, лампадка, изба, коромысло, самовар, красный угол.)
Ребята работают в парах, отбирая знакомые слова, известные им с прошлого урока.
- Что объединяет данные слова? (Они все относятся к старинному русскому дому – избе)
- Где находились все эти предметы? (Снаружи дома и служили для украшения и защиты.)
- Почему не смогли выполнить задание? ( Мы не можем объяснить значение этих слов, потому что не встречали их раньше)
- Значит, какую цель мы перед собой должны поставить? (Узнать значение этих слов и использовать их для описания старинного дома.)
- Давайте уточним тему урока. (Старинный дом, как он устроен) Как вы понимаете эту пословицу?
IY. Работа по теме урока.
- Наш урок с вами будет сегодня совсем необычный. Мы отправимся с вами на экскурсию в русскую избу, узнаем много новыхочень интересных фактов из жизни наших предков и познакомимся с обычаями устройства дома.
- Представьте – что мы стоим у двери избы. Что должны сделать мы, что бы войти в чужой дом? (ответы детей - постучим, спросим разрешения войти и т.д.)
- Скажите, а как вы заходите в гости, с какими словами? Покажите на примере. (ответы детей)
- А в старину гости хозяев приветствовали такими словами: «Бог в помощь!», «Здорово живете!», «Мир вашему дому!».
Порог - граница дома. На нем считали наши предки нельзя вставать и сидеть.
Перешагнем через него и увидим центральную часть балки. От нее зависит прочность дома, потому и зовут ее матицей.
Матица - толстое бревно расположенное поперек бревен потолка.
Бабий, женский кут. Кут - это угол. Хозяйкин кут в старину отделяли от остальной избы цветастой занавеской или дощатой перегородкой, а иногда посудным шкафчиком перегораживали. Хозяйничали тут женщины, стряпали, шили, пряли, вязали. Здесь же на крючке в потолке висит колыбель для самого маленького ребенка в колыбели. Напротив хозяйкиного угла располагается хозяйский угол.
1 ученик: Это место, где работает глава семьи. Спал хозяин на конике - лавке у двери. Конец этой лавки был вытесан так же как верх столба у печи в виде головы коня. Это добрый страж дома. В хозяйском угле находились нехитрые рабочие инструменты – с помощью которых хозяин дома мастерил простую мебель, ложки или плел лапти. От печного коника к стене идут длинные толстые полки - грядки, воронцы. От печки над дверью до стены стелили доски - полати.
Опечек - деревянная, каменная или битая из глины основа под печку.
2 ученик: В каждой избе была печь, Она занимала главное место в доме, потому что давала тепло и использовалась для приготовления пищи. Так же на печи спали, сушили одежду и овощи. Печь обладала и целебными свойствами – стоило больному полежать на печи – как всю хворь снимало рукой. В печи – даже мылись, если не было бани. С помощью печи проводили различные обряды, например «перепекание» младенца. Если ребенок рождался слабеньким, его обмазывали тестом, клали на лопату и сажали в теплую печь 3 раза.
- Для того чтобы печь горела жарко нужны были ……? (дрова) Правильно, поэтому мы с вами сейчас отправимся за дровами. (Физкультминутку проводит подготовленный ребенок)
Физкультминутка.
За дровами мы идём и пилу с собой несём.
Вместе пилим мы бревно – очень толстое оно.
Чтоб дрова залезли в печку, их разрубим на дощечки.
Y. Продолжение работы по теме урока.
- Самое почетное место в доме занимал красный угол. Место, где висели иконы с лампадкой. В красном углу стоял стол и лавки. Там сажали самых почетных гостей.
Мебели в избе было немного – сундуки – где хозяйки хранили одежду и другие вещи да лавки, - вот и все нехитрое убранство избы.
Ребята рассказывают тот материал, который им удалось найти об определенном предмете быта или труда.
IY.Актуализация знаний
1.Просмотр видеоролика про избу.
- Ребята, вы посмотрели небольшой фильм про избу. Вам понравился он?
- Скажите, исходя из этого фильма и из того что вы узнали на уроке, из чего в основном делалась вся мебель и утварь в избе? (из дерева и глины).
- Как вы думаете, почему? (Это был самый доступный материал)
- А как украшали наши предки свое жилище? Где черпали они вдохновение и заимствовали сюжеты? (у природы).
- Какой вывод можно сделать? (Человек жил в мире и гармонии с природой, он понимал, что природу надо беречь и тогда она тоже отплатит добром).
Учитель: Каждый народ имеет свои ценности - это его мудрость, его искусство, его обычаи и праздники, его трудовые будни. Люди из поколения в поколение передают свои традиции. Очень важно, чтобы каждый человек бережно относился ко всему тому, что создали и оставили нам наши предки.
2.Тренировочные упражнения.
Групповая работа
Игра «Бабушкина шкатулка»
- Ребята, у каждой группы есть своя «волшебная шкатулка». Загляните тихонечко в неё, посмотрите, какой предмет лежит в ней, а теперь попробуете составить рассказ об этом предмете, не называя его. Команда-соперница должна узнать его. Помогать вам будут ваши книжки-малышки, в которых вы подготовили пословицы, поговорки, загадки об избе.
Y. Рефлексия
.
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Какое задание помогло нам поставить цель сегодняшнего урока? (Пробное задание.)
- Почему не смогли сразу выполнить задание? (..)
- Что помогло нам выйти из затруднения? (...)
- Из чего строили дом? Почему?
- Почему для каждого было место в доме?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке? (…)
Зеленый кружок – на уроке все было понятно, можешь рассказать родителям.
Желтый кружок - все понял, но рассказать пока не смогу.
Красный – не все понял на уроке, было трудно.
Домашнее задание.
Учебник стр.8-11, тетрадь стр.6-7
Учитель: Тарасова Е.М.
2017 г.