Публикации

Ключевые момент в развитии речи старших дошкольников

Ключевыемоменты в развитии речи старших дошкольников.

Абрамова Т.В., педагог высшей категории

МАОУ «СШ №1 им. М. Аверина г. Валдай»

до « Алёнушка» с. Едрово

Развитие речи у старших дошкольников – это важный процесс, который включает в себя формирование лексической системы и освоение синтаксических конструкций. Эти аспекты играют ключевую роль в подготовке старших дошкольников к школьному обучению и социальной адаптации.

Лексическая система в речи ребёнка включает в себя не просто количество слов, но и их значение, а такжеумение использовать слова в различных контекстах. В этом возрастеактивно обогащается глагольный словарь, словарь признаков и наречий. Глагольный словарь является особенно важным, так как именно глаголы позволяют детям описывать действия, состояния и процессы. Например, использование таких глаголов, как «играть», « бежать», «думать» и других, помогают детям более точно выражать свои мысли. Важно, чтобы дети не просто запоминали слова, но и понимали их значения и могли применять их в различных ситуациях. Практикуя методику мнемотехники в обучении связной речи, я предлагаю детям запомнить глагол и его значение при помощи символов и знаков. Это способствуетактивизации и использованииглагольного словаря вмонологической речи, так необходимой будущим школьникам.

Большую роль в развитии связной речи имеет развитие словаря признаков, который включает в себя прилагательные, помогает в описаниипредметов и явлений. Использование в речи прилагательных позволяют более детально и ярко передавать свои впечатления и наблюдения. Введение в повседневную образовательную деятельность словесных дидактических игр и упражнений, помогает активизировать словарь признаков. 5-10 минут таких игр развивают не только словарную активность, но и наблюдательность, логическое мышление. Таких игр великое множество и использование их в проектной деятельности приводит к значимым результатам.

Синтаксические конструкции в развитии старших дошкольников являются неотъемлемой частью речевого развития. На этом возрастномэтапе дети должны строить более сложные предложения, комбинируя различные части речи. Это включает в себя умение строить предложение, состоящее из подлежащего (существительное) и сказуемого (глагол) и добавлять обстоятельства ( наречия) и определения ( прилагательные). На первом этапе обучения в составлении предложений важную роль играют схемы. На мой взгляд, более интересный вариант, способствующий пониманию этой темы это схематическое изображение предложений при помощи полосок разного цвета и длины. ( Вариантов - множество. Всё зависит от творческого подхода педагога). В последующей деятельности нужно перейти настандартное изображение схемы на доске, листочках бумаги или в тетрадях, но первый вариант вызывает у детей больший интерес.

Конечно, сейчас мы говорили о простых и распространённых предложениях, но в 6-7 лет дошкольники должны быть готовы к использованию в речи сложноподчинённых и сложносочинённых предложений. Ребёнок должен научиться, не только владеть лексикой, но и организовывать свои мысли в логические последовательные конструкции.

Важно отметить, что использование старшим дошкольником различных видов предложений связано с его коммуникативной компетентностью, развитию которой должны способствовать не только педагоги, но и родители. Побуждение детей к рассказам и обсуждениям, ответам на вопросы, использование различных игровых и творческих форм деятельности, поддержка со стороны взрослых имеют решающее значение для успешной социализации и подготовке детей к обучению в начальной школе.