Публикации

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольное детство-возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Важнейшим условием развития детей дошкольного возраста является освоение игровой деятельности. Игра - самоценная форма активности ребенка дошкольного возраста, это вид непродуктивной деятельности, мотив которого заключается в не в ее результатах, а в самом процессе. Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника, препятствуя развитию воображения ребенка. Именно в дошкольном возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Это внутренняя жизнь проявляет себя в способности действовать в плане общих представлений, в воображении ребенка, в произвольном поведении, содержательном общении со взрослыми и сверстниками.

Сюжетно-ролевая игра-это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Это игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношениях между ними. В чем же заключается ее особенность? Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка, -это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складываются из сюжета игр. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессах. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры дети лучшее сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заменителями, ребенок начинает оперировать с мыслимом, условном пространстве. Предмет-заменитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутренним, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

Сюжетно-ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом также в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

Очень важно формирование детского игрового коллектива, распределение ролей. Самое главное – индивидуальный подход, который предполагает знание особенностей каждого ребёнка, понимание его склонностей и интересов. Это помогает детям, даже самым застенчивым и неорганизованным раскрыться, проявить инициативы, удерживать интерес к игре на протяжении длительного времени. Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наиболее характерным моментом роли является то, что она невозможна без практического игрового действия. Роль продавца, парикмахера, доктора или шофера невозможно выполнять только в уме, без реальных, практических игровых действий. Поэтому ребенок соответствующими образом использует те или иные предметы, вступает в разнообразные отношения с другими играющими. Роль выражаются в действиях, речи, мимике, пантомиме.

В сюжетно-ролевой игре дети выступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяются роли и т.д.). В тоже время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения.

Организация сюжетно-ролевых игр требует от воспитателя значительных усилий по их тщательной и продуманной подготовке. Все дети очень требовательны к тем предметам, в которые они будут играть. Чтобы интерес к игре не угасал, необходимо вносить в нее все новые и новые дополнения, придумывать различные варианты их проведения.

Важно также правильно закончить игру, что означает не только завершение, но и подведение итогов. Это необходимо для поддержания интереса к игре вообще, для формирования у них способности и привычки к анализу поступков своих товарищей. Игру, включающая построение отношение, может влиять на психическое развитие ребенка. Ребенок должен приобретать опыт игровых действий во взаимодействии со взрослыми, сверстниками, и стремиться познать социальную реальность.

Список использованной литературы:

1. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Средняя группа. - М.:

МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2015.

2. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста /Н. В. Краснощекова, Изд.4-е.-Ростовн/Д: изд-во Феникс, 2008.-251с.