Публикации

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ УУД

Южанинова Людмила Гаязовна

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ «Мастерград»

город Пермь

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ УУД

Исследовательская деятельность – это специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельностью. Главная цель ИД – формирование способности самостоятельно творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Функции УУД: обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Исследовательский интерес – качество личности, свойственное ребенку в особенно сильной степени. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний и развитие научного, теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации, как в учении, так и в повседневной жизни

Опираясь на методику проведения детских исследований А.И.Савенкова можно выделить следующие основные этапы исследовательской деятельности:

1.Выделение и постановка проблемы.

2.Выработка гипотез.

3.Поиск путей решения (обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов).

4.Формулирование выводов (обобщение, классификация, систематизация).

5.Представление результатов исследовательской деятельности.

В своей работе по формированию УУД отдаю предпочтение исследовательской деятельности, так как - это самостоятельный поиск знаний, овладение основными правилами и действиями, творение того, чего еще не было.

Организация исследовательской деятельности осуществляется мною в различных формах: урок-исследование, экскурсия, творческий отчёт, презентация, путешествие, кружки, олимпиады, интеллектуальные марафоны.

Начиная с первого класса, использую игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность детей. С первых занятий мы рассматриваем методы исследования, т.е. откуда можно получить информацию. Задать вопросы самому себе, спросить у взрослого человека, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в компьютер и т.д.

Начиная со 2 класса, работаю над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определённые понятия, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента делать выводы и умозаключения, структурировать материал. Построение гипотез — основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления. Здесь требуются не только оригинальность мышления, но и такие личные качества как решительность и смелость. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает

В третьем классе мы отдали предпочтение индивидуальной форме. При выборе тем для исследования руководствуюсь еще одним правилом: тема должна исходить из интересов и желания самого ребенка, применение целиком зависят от творчества и желания учителя.

В четвертом классе у обучающихся проявляется более высокий уровень самостоятельности в проведении учебных исследований

Отрабатывая успешность исследовательской работы, её выводов и заключений, учу учеников правильно организовать свою работу. Это может быть работа как индивидуальная, так и групповая.

В нашей школе стало традицией проведение научно - практической конференции. Ребята ежегодно принимают участие не только в школьной конференции, но и в муниципальной.

Один из видов исследовательских работ является проект. При подготовке к проекту у учащихся развиваются универсальные учебные действия:

·Регулятивные: выбор темы исследования, постановка цели и решения проблемы выполнения.

·Познавательные: выполнение поисковой работы, изучение информации, выдвижение гипотезы, подбор источников, установление причинно-следственных связей.

·Коммуникативные (опрос, анкетирование, общение): умение слушать, вступать в диалог, задавать вопросы взрослым и сверстникам, отстаивать свою точку зрения.

·Личностные (защита своей работы): умение уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении, отвечать на незапланированные вопросы.

Владея УУД, полученными в процессе исследовательской деятельности в начальной школе, ребята проявляют себя по различным предметам, показывают свои знания.

Таким образом, ИД младших школьников может быть очень разнообразной. Часто при её проведении используются ИКТ. Это работа с обучающей презентацией, поиск информации в Интернете и оформление результатов работы в виде мультимедийной презентации, буклета, бюллетеня. Некоторые работы, выполненные учащимися, становятся учебными пособиями, которые учитель может использовать в дальнейшем. Несомненно, овладение учащимися ИКТ соответствует современным задачам обучения.

Таким образом, приобщение к учебно-исследовательской деятельности имеет обширный образовательный потенциал, так как – это лучший способ формирования УУД.