Публикации

Методы и приемы обучения детей игре с мячом

Действия с мячом занимают большое место в физической культуре, а так же используются всеми детьми в самостоятельных играх и упражнениях. Бросание, ловля и метание укрепляют мышцы плечевого пояса, туловища, мелкие мышцы рук, способствуют развития глазомера и меткости. Они требуют также хорошей координации движений. Игры с мячом развивают ловкость, ритмичность и точность движений.

Маленький ребенок уже в 8-10 месяцев бросает предмет, выпуская его из руки, отталкивая игрушку кистью. Ребенок ещё ходить не может, а уже знает, что мяч нужно бросать. Только начинает ходить, а за мячом пытается бежать, пинает его, толкает, катает. Ни с одной игрушкой он не может провести столько манипуляций. С мячом ребенку весело, он хохочет, когда мяч прыгает, получая много положительных эмоций. Мяч не обижает, развлекает, развивает. Мяч удобно держать, у него нет углов, на нем можно посидеть и даже полежать. Не надо прерывать этой дружбы ребенка с мячом, а просто помочь ему овладеть более трудными манипуляциями, узнать игры с мячом и их правила.

В играх с мячом развиваются физические качества ребенка: быстрота, прыгучесть, сила. У детей дошкольного возраста еще слабо развита способность к точным движениям, поэтому любые действия с мячом оказывают положительное влияние на развитие этого качества. Упражнения и игры с мячом, при соответствующей организации их проведения, благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка.

В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых черт детей: самодисциплины, честности, справедливости. Такие игры приучают преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку. В игре ребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действий.

Эмоциональность, динамичность, разнообразие действий и игровых ситуаций привлекают детей дошкольного возраста к этому виду деятельности.

В каждой возрастной группе мячи должны быть разных размеров – от маленьких (резиновых и теннисных) до больших надувных.

Упражнения с ними приучают детей без лишнего напряжения владеть разным хватом мяча: маленький мяч плотно обхватывать пальцами одной руки, в действиях с большим мячом пальцы обеих рук расставляют пошире.

Упражнения с мячами различного веса и объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для шестилетнего ребенка готовящегося к обучению в школе.

Основной целью занятий с мячом является ознакомление детей со спортивными играми и упражнениями, закладывание азов правильной техники. Но при этом ни в коем случае не должно стать узкоспециализированными тренировками.

Обучение протекает более успешно при реализации всех общедидактических принципов. Особенно важно обеспечить доступность необходимого материала и индивидуальный подход к детям, так как игры с мячом и упражнения являются довольно сложными для дошкольников. Целесообразно использовать подводящие упражнения, которые помогут быстрее научить ребенка избранному двигательному действию. Подводящие упражнения включают в себя движения, сходные по структуре с главными элементами техники того действия, которым предстоит овладеть.

Подводящими упражнениями могут служить:

1. Отдельные части изучаемого двигательного действия.

2. Имитация изучаемых двигательных действий.

3. Непосредственно изучаемое двигательное действие, которое выполняется в облегченных условиях.

4. Само изучаемое двигательное действие, выполняемое в замедленном темпе. При выполнении упражнения в замедленном темпе ребенку легче контролировать свои действия, и он допускает меньше ошибок.

И так, первое, за что мы беремся в обучении действий с мячом это прокатывание:

Катание – полезное упражнение, помогающее овладеть мячом, тренирующее мышцы пальцев и кисти, приучающее правильно оценивать направление движения мяча и необходимые при этом мышечные усилия. Катание может совершаться в любом направлении, дети постепенно учатся выполнять активные движения пальцами обеих рук одновременно.

За тем мы переходим к более сложному умению – катить в определенном направлении: по узкой дорожке, между воротиками, змейкой, друг другу. После накопления определенного опыта в обращении с мячом двигательные задания можно усложнять. Воротики делать поуже. Дорожку длиннее и уже. Добавить попадание в предмет.

В старшей и подготовительной к школе группах дети катают утяжеленный набивной мяч весом до 1 кг.

Бросание и ловля - более сложные движения, требующие глазомера. При ловле мяча важно правильно оценить направление полета, а при броске сочетать необходимое направление с силой броска.

Полезно подбрасывание мяча вверх. Оно связано с активным выпрямление, как бы подтягиванием за брошенным предметом, и это упражнение, помимо укрепления мышц плечевого пояса, содействует хорошей осанки. При первоначальном овладении действиями с мячом большое место занимают индивидуальные упражнения, самостоятельные попытки играть с мячом: бросать его в любом направлении, использовать усвоенный способ броска – снизу, сбоку, от плеча.

Они формируют умения схватить, удержать, бросить предмет, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилия с расстоянием, развивают выразительность движения, пространственную ориентировку. При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма.

Метание.

Различают - метание в цель и вдаль.

Метание в цель (горизонтальную и вертикальную) выполняется мячами резиновыми или теннисными, набивными мешочками, шишками, снежками.

Горизонтальной целью может служить ящик, пенек, корзина, вертикальной - щит с нарисованным кругом, обруч, большой мяч, дерево и т.п.

В зависимости от характера цели, веса и величины метаемого снаряда выбирается способ метания.

Характерным примером метания в цель в условиях естествен ной местности или на площадке является русская народная игра городки.

Метание вдаль не требует такой точности, глазомера, как метание в цель. Движения детей здесь более свободные, размашистые, энергичные. Часто, бросок, хотя и резкий, направляется вниз, и предмет падает близко от ребенка, детей надо обучить правильному метанию вперед-вверх. По такой траектории мяч улетит далеко.

Но, без зрительного ориентира дети с трудом понимают, как это выполнить. Поэтому инструктор предлагает перебросить мяч через ориентир: подвешивает веревку или сетку несколько выше поднятой руки ребенка. Метание вдаль выполняется разными способами: от плеча, из-за спины через плечо с предварительным замахом, снизу, сверху, сбоку, сидя.

Вдаль метают мячи, набивные мешочки, шишки, снежки, летающие тарелки. Мячи должны быть разнообразными: маленькие резиновые или теннисные, для некоторых упражнений и игр используются надувные мячи, старшим детям необходимы волейбольные и набивные мячи весом до 1 кг. Мячи должны хорошо отскакивать.

В метании надо обращать внимание на чередование бросков правой или левой рукой - это важно для гармоничного развития обеих рук, для профилактики появления нарушения осанки.

Еще одна разновидность действий с мячом

Ведение мяча.

На начальном этапе обучения детям более доступно ведение мяча с высоким отскоком, потому что оно не требует низкой стойки. Затем появляется возможность научить ребенка передвигаться на полусогнутых ногах. И, наконец, он легко усваивает ведение мяча с обычным отскоком по прямой, с изменением направлений.

Правила ведения мяча:

1. Не бить по мячу, а толкать его вниз.

2. Расслабленной кистью отбивать мяч нельзя. Кисть должна быть напряжена, но при этом гибкой.

3. Вести мяч спереди — сбоку, а не прямо перед собой.

4. Смотреть вперед, а не вниз на мяч.

При обучении ведению мяча целесообразно вначале использовать подготовительные упражнения: отбивание мяча обеими руками, отбивание правой и левой рукой на месте, ведение на месте попеременно правой и левой рукой. После того как ребенок научится контролировать мяч обеими руками достаточно уверенно, можно перейти к ведению в движении сначала шагом, потом бегом.

И подводя итог к вышесказанному, мы видим, что включая игры с мячом в структуру занятия, последовательно решаются основные задачи физического воспитания:

1) укрепление здоровья;

2) содействие гармоничному физическому развитию;

3) развитие двигательных способностей (кондиционных и координационных);

4) обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

5) приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;

6) воспитание привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями;

7) воспитание нравственных и волевых качеств.

Таким образом, использование разнообразных методов, форм и приемов работы с мячом может способствовать успешному физическому воспитанию дошкольника.

Использованная литература.

1.Е.Н.Вавилова, "Учите бегать, прыгать, лазать, метать", М., 1983 г.

2.Л.В.Былеева, И.М. Коротков, Р.В. Климкова, Е.В. Кузьмичева "Подвижные игры", ТВТ Дивизион, М.2005

3. Адашкявичене Э. Й. «Баскетбол для дошкольников». М.: Просвещение, 1983.

4. Осокина Т. И.; Тимофеева Е. А.; Фурмина Л. С. «Игры и развлечения детей на воздухе». М.: Просвещение, 1978.

5. Пензулаева Л. И. «Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет». М.:

Просвещение, 1988.

6. «Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятием в школе». Под ред. Кенемана А. В. – М.: Просвещение, 1980.