Публикации

Знакомство с татарской культурой

Конспект занятия для подготовительной к школе группы

«Знакомство с татарской культурой»

Цель: Ознакомление детей с особенностями татарской национальной культуры.

Задачи:

Образовательные задачи:

Расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках

Ознакомить с культурой татарского народа;

Ознакомление с татарским национальным орнаментом и обучение детей составлять узоры по его мотивам;

Развивающие задачи:

Развивать у детей интерес к традициям татарской культуры

выделять существенные признаки национальных костюмов;

Способствовать речевому развитию через обогащение и активизацию словаря.

Воспитательные задачи:

Воспитывать уважение к традициям и обычаем татарского народа

Воспитывать любовь к большой и малой Родине;

Воспитывать уважительное, доброжелательное отношение детей к людям разных народов, национальностей, к сверстникам.

Материал: 2-3 картинки с изображением праздника Сабантуй, картинки с изображением татарских национальных костюмов, калфака, тюбетейка, фонограмма тат. музыки для игры «Тюбетей», канат для перетягивания, по 2 деревянные ложки и игрушечных яйца, 2 мешка для эстафет.

Ход занятия:

Организационный момент:

Живут в России разные народы с давних пор.

Одним- тайга по нраву, другим- степной простор.

У каждого народа язык свой и наряд.

Один черкеску носит, другой надел халат.

Один- рыбак с рожденья, другой- оленевод.

Один кумыс готовит, другой - готовит мед.

Одним милее осень, другим милей весна.

А Родина Россия у нас у всех одна.

Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение?

Ответы и рассуждения детей.

Воспитатель: Много разных народов живет в России, всем в нашей стране хватит места. Каждый народ уникален и имеет богатую историю. Людей каких национальностей, проживающих, в России вы знаете?

Дети: Татары, русские, марийцы, удмурты и др.

Воспитатель: Как вы думаете, чем-то отличается один народ от другого?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте это сейчас и выясним на примере республики Татарстан.

Согласны? /да

Воспитатель: Что бы поближе познакомиться с культурой татарского народа, нам нужно разделиться на команды.

(Деление по картинкам)- татарские национальные узоры.

Чтобы поделиться и дать название своей команде, я даю 1 минуту.

Воспитатель: Ребята, сейчас вы поделились по разным татарским узорам. Татарский народ имеет свою культуру, праздники, обычаи и традиции, о которых мы сегодня и поговорим. Начнем разговор с татарской национальной одежды.

1.Хотите посмотреть, как выглядит татарский национальный костюм?

(Демонстрация картинок.)

Обсудите в командах и опишите одежду- 1 команда женскую, 2 команда- мужскую.

На обсуждение в командах даю 1 минуту.

Ответы детей

Воспитатель: Посмотрите на иллюстрации и ответьте: Какие цвета преобладают в цветовой гамме украшений?

Ответы детей.

Воспитатель: Любимыми цветами является зеленый, желтый, синий, белый. А вот красный сравнительно редок.

Платье у женщин было неизменно широким, внизу - оборки (бала итәге). Поверх платья надевали жилет - камзул или фартук (алъяпкыч), сапоги- ичеги (читек). Все расшито орнаментом. Посмотрите на свои узоры, что вы на них видите.

Ответы детей.

Воспитатель: Народные мастерицы любили вышивать и украшали одежду разнообразными узорами, составленными из цветов и листьев разной формы и разного цвета. Самый любимый узор у татар – цветок тюльпана.

Особо оригинальными были женские головные уборы – вышитая жемчугом, позолоченной монетой шапочка калфак. Татарские женщины вкладывали много труда и умения в изготовление калфака, который передавался по наследству.

Показ изображения калфака.

-Как вы думаете, могли татарские девочки носить волосы распущенными?

Ответы детей.

Воспитатель: Нет. Девушки и женщины заплетали волосы в две косы, гладко, на прямой пробор. Косы украшались подвесками или кистями. В большом количестве татарские мастера-ювелиры изготовляли браслеты, брошки. Украшения делались поначалу из меди, а позднее из бронзы, серебра и золота. Также мастера использовали драгоценные камни.

Мужской костюм состоит из рубахи, поверх одевается камзул, брюки-шаровары, сапоги- ичеги (читек). Головным убором мужчины является тюбетейка, одевается на макушку головы. Посмотрите, как красиво она украшена, расшита золотым бисером, бусинами. -Ребята, давайте поиграем в татарскую народную игру, она называется ''Тюбетейка".

Дети играют.

Правила игры: Дети встают в круг, под национальную татарскую музыку они по очереди надевают тюбетейку на голову стоящего рядом ребенка. Музыка останавливается, на ком остается тюбетейка, тот встает в центре круга и танцует под татарскую мелодию.

Воспитатель: Люди надевают свои лучшие наряды и украшения на праздники. У татарского народа, как и у других национальностей, тоже есть любимые праздники. Самым любимым у татар является праздником Сабантуй. Что вы о нем знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Этот праздник отмечают, когда закончены полевые работы, в конце мая - начале июня. Празднуют его под открытым небом. Место, где проводят праздник, называют "майдан", его украшают шарами, лентами, флажками, по середине майдана стоит высокий столб. На Сабантуй собирается много народа. Во время праздника проводятся игры такие как: борьба "көрәш", победитель получает живого барана, "Скачки на лошадях" (ат чабышы), победители награждаются ценными призами.

Ребята, я вам предлагаю посоревноваться, как на Сабантуе. Чья команда перетянет канат.

Эстафеты в командах: 1- нужно перенести яйцо деревянной ложкой и не уронить его;

2- бег в мешках;

3- перетягивание каната

Заключительная часть:

Воспитатель:

-Ребята, что нового вы сегодня узнали о татарском народе?

Ответы детей.

Воспитатель:

-Какие новые слова узнали?

Ответы детей.

Воспитатель:

-Как называются любимый татарами праздник?

Дети:

-Сабантуй.

Воспитатель:

-Сау булыгыз! Исән булыгыз! - это я сказала вам по-татарски- до свидания, будьте здоровы.

Ходите друг к другу в гости, будьте открытыми, приветливыми, дружелюбными. Ведь главное – радость общения и дружба с дорогими людьми, на которых, как известно, и держится мир.