Публикации

Реализации недельных проектов с использованием социо-игровой технологии

В настоящее время ориентиром для педагогов в организации работы с детьми служит федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Согласно п.2.9 данного документа обязательная часть образовательной программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.

Комплексный подход предполагает, что общим основанием для установления взаимосвязей может быть форма обучения, позволяющая педагогу решать одновременно несколько задач, относящихся к разным образовательным областям. В нашем детском саду такой формой является образовательный проект по определенной теме. Тематика проектов зависит от годового плана работы. В основе всей нашей работы лежит «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» которая разработана на основе: базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки», (авторский коллектив Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца), Программы по культуре здоровья и социальному развитию «Родник здоровья» (Канашенок Т.Г., Медведева Е.В.).

В образовательной работе с детьми мы также используем социо-игровую технологию, разработанную педагогом-психологом Е.Е. Шулешко, и дополненную кандидатом педагогических наук М.В. Букатовым.

Недельные проекты по определённой теме разрабатываются на основе мыслительных карт. Старшие дошкольники принимают активное участие в составлении этих карт. По способу построения карты отражают процесс ассоциативного мышления, поэтому их ещё называют картами ассоциаций. Каждый луч представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. Данная форма работы с детьми помогает нам выстроить ассоциативные, причинно-следственные связи и цепочки в восприятии детьми целостной картины мира. Выбор методов и приёмов обусловлен содержанием общей темы образовательной работы на неделю или на две недели.

Вечером в пятницу или в понедельник в старших возрастных группах педагоги и дети составляют мыслительную карту, обсуждая то, что они знают и что бы им хотелось узнать по данной теме. При написании календарных планов педагоги опираются на данную карту и предусматривают реализацию интересов детей по теме, через различные виды детской деятельности и планируют итоговое мероприятие по проекту.

Применение мыслительных карт позволяет нам:

· Создать мотивацию к овладению детьми информации по новой теме;

· Организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность детей;

· Конструировать учебное содержание в соответствии с возрастными особенностями детей группы;

· Осуществлять дифференцированный подход к воспитанникам;

· Организовывать самостоятельную работу детей и привлечь родителей к осуществлению помощи детям в добывании новых знаний.

· Научить воспитанников различным видам поиска необходимых знаний: путём сенсорного обследования, наблюдения, экспериментирования, использования словаря, энциклопедий и других источников письменной и устной информации.

Как показывает практика, использование знаний из разных сфер деятельности повышает интерес детей к процессу обучения. Педагоги стараются строить свою работу так, что бы содержание одного занятия являлось отправной точкой для другого, и взаимодействие разных видов детской деятельности активизировало детей, позволяя им использовать полученную информацию, способы и средства деятельности в новых условиях.

Немаловажным фактором успешной работы по проектам служит создание педагогами соответствующей развивающей образовательной среды в группах, которая помогает позитивной социализации детей, их личностному развитию и, конечно же, соответствует возрасту детей. По темам недельных проектов оформляются групповые помещения, в библиотечках делается подборка книг энциклопедического характера, художественной литературы; вместе с детьми педагогами создаются альбомы, игровые пособия, дидактические игры, выставки; выкладываются тематические игрушки, материал для исследовательской и экспериментальной деятельности детей.

В этой работе помогает «Методическая копилка» созданная педагогами нашего детского сада, в которой подобран материал по недельным проектам, оформлены папки с подборками подвижных, дидактических, словесных игр, конспектов НОД, спортивных и музыкальных развлечений, художественной литературы, собраны мультимедийные презентации. Свои методические наработки педагоги активно публикуют в различных средствах массовой информации и интернет пространстве.

В соответствии с темой недельного проекта работают, и специалисты детского сада. Музыкальным руководителем подобран музыкальный репертуар по каждой теме, также она помогает педагогам в разработке итоговых мероприятий, составляет и проводит логоритмику на утренней гимнастике: например, о временах года, «Магазин игрушек», «Цирк» и др.

Инструктор по физической культуре составляет конспекты занятий по темам проектов, над которыми работают группы, помогает подбирать подвижные игры, например, к теме «Человек и море» такие игры «Большая рыба», «Караси и щука».

Коррекционно-развивающий воспитательно-образовательный процесс в детском саду предусматривает создание условий для реализации индивидуальных особенностей, интересов, склонностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагог-психолог строит свою работу с учётом тематики недельных проектов, активно используя при проведении коррекционных занятий социо-игровую технологию.

Учителя-дефектологи подбирают тематические коррекционные задания, игры, упражнения и физкультминутки для глаз. Некоторые физкультминутки педагоги сочиняют сами – это «Веселая неделька», которая была составлена к теме «Знакомство с календарем». «Сказка о богатыре» составлена учителем – дефектологом к теме «Из истории…». Учителя-дефектологи составляют электронные гимнастики для глаз по различным темам годового плана.

Внедрение инновационных технологи помогает коллективу не останавливаться на достигнутом, а постоянно находиться на пути развития. Таким двигателем для наших педагогов стала социо-игровая технология. Её применение в образовательном процессе способствовало развитию у детей умения договариваться, находить выход из сложившейся ситуации, делать выбор. У них формируется социальная компетентность, креативность, инициативность, свобода поведения. Изменились не только дети, изменились и воспитатели. Сейчас многие из них понимают, что на занятии главным является установление связи «ребенок-ребенок», а не «воспитатель-ребенок», что на открытых мероприятиях ценен и интересен сам процесс обучения дошкольников, а не показ идеальных детей – умных, послушных, которых и учить-то ничему не нужно, что любая методика- это лишь «почва» для их методических поисков и личностного процветания.

Родители являются нашими партнерами при реализации еженедельных проектов: помогают подбирать детям материал, участвуют в выставках, презентациях, проводятся различные конкурсы семейного творчества, выставки детско-родительских рисунков и других итоговых мероприятиях.

Помимо применения социо-игровой технологии в работе с детьми мы переносим их в работу с родителями. Это, прежде всего, те мероприятия о которых я сказано выше. Во-вторых, мы используем социо-игровую технологию при проведении различных праздников - «Осенины», «Вместе с мамами», спортивные развлечения, при проведении родительских собраний, детско-родительских проектов. Это способствует тому, что инициаторами вовлечения, обычно малоактивных членов семей – пап, становятся не педагоги, а дети и мамы. Так при реализации проекта «Наш участок» мамы создали эскизы игровых зон участка, а папам нужно было всё это воплотить в жизнь «Ну, мамы тут напридумывали, а нам строй», ворчали некоторые из них, но участки получились замечательные. Дети были довольны!

В заключение хотелось бы отметить то, что наш опыт работы по реализации недельных проектов с применением социо-игровой технологии, помогает проектировать образовательный процесс с детьми опираясь на их интересы, позволяет формировать у них целостную картину мира, создаёт условия для реализации их творческих способностей, развития коммуникативных умений, что является важной частью работы с дошкольниками. Недельные проекты позволяют нам в полной мере выполнять требования к психолого-педагогическим условиям реализации Программы, которые предъявляет федеральный государственный стандарт дошкольного образования и выполнить целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Наши воспитанники к выходу из детского сада умеют:

· слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию;

· у детей развито речевое взаимодействие;

· сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;

· дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым;

· у них нет чувства страха за ошибку.