В современном мире усиливается тенденция изучения и решения образовательных проблем лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Регулирование отношений в области образования детей с ОВЗ в России стало осуществляться лишь в начале XX века. По данным статистики, в настоящее время в России насчитывается более 15 млн. лиц с отклонениями в развитии, что составляет около 11% населения страны. Это более 2 млн. детей с ОВЗ (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. В настоящее время наибольшее распространение получили две формы организации обучения указанной категории детей: инклюзивное образование и интегрированное обучение. Из более 1500 образовательных учреждений города Москвы 47 работают как экспериментальные площадки по программе инклюзивного образования. Тенденция создания специальных условий для получения образования указанными обучающимися с учетом их образовательных потребностей усиливается.
Основная деятельность Минобрнауки РФ по вопросу образования лиц с ОВЗ и инвалидностью нацелена на создание условий получения качественного и доступного образования данной категорией учащихся.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах [Глава 11, статья 79].
Согласно ч. 1 ст. 79 нового Закона, содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой.
Адаптированная образовательная программа (далее АОП) – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
АОП разрабатывается образовательной организацией с учетом ФГОС по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ.
Решение о переводе обучающегося с ОВЗ на АОП принимается на основании заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и заявления родителей обучающегося (или лиц их заменяющих).
Таким образом, АОП направлена на устранение дисбаланса между процессом обучения детей с ОВЗ по образовательным программам и актуальной зоной развития ребенка. Данная программа позволяет выстраивать образовательный маршрут учеников, формируя универсальные учебные действия в соответствии с ФГОС ОВЗ.
Педагоги и специалисты (учителя-логопеды, педагоги-психологи, педагоги-дефектологи, тифлопедагог, сурдопедагог, социальные педагоги) осуществляют комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. При организации индивидуальной и индивидуально - групповой формы обучения учитывается нозология заболевания, программа обучения, возраст, класс, психологическая совместимость и целесообразность объединения учеников в подгруппы. Дети с ограниченными возможностями здоровья получают весь спектр образовательных услуг, который включает в себя коррекционно – развивающий, оздоровительно – реабилитационный и воспитательный блоки.
Цель деятельности педагогов и специалистов при работе с учащимися с ОВЗ - обеспечение своевременной специализированной помощи данной категории учащихся в овладении ими обязательным минимумом содержания образования в условиях общеобразовательного учреждения.
Коррекционно-развивающую работу, как известно, важно проводить с первых дней пребывания ребенка в школе.
Содержание начального общего образования обучающихся с ЗПР реализуется за счѐт введения учебных предметов, обеспечивающих целостное восприятие мира, с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей, а также коррекционных курсов, направленных на коррекцию недостатков физической и (или) психической сферы. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП НОО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с ЗПР: формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; готовность обучающихся к продолжению образования на последующей ступени основного общего образования; формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит и внеурочная деятельность.
Минпросвещения утвердило изменения к Порядку обучения по основным общеобразовательным программам. Правки вступят в силу с 1 сентября 2022 года и будут действовать до 1 сентября 2027 года. Изменения коснулись обучения детей с ОВЗ и умственной отсталостью.
В Порядке четко прописана предельная наполняемость классов и групп продленного дня для учеников с ОВЗ. И отдельно указано максимально допустимое количество детей в классе или группе для каждой нозологии. Например, количество детей в группах компенсирующей направленности не должно превышать:
Количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается из расчета не более трех обучающихся при получении образования совместно с другими учащимися.
Минпросвещение исключило из Порядка пункт 35, согласно которому школа должна была открывать специальные классы и группы с углубленным изучением отдельных предметов. Для выпускников, которые завершают освоение адаптированных общеобразовательных программ основного общего образования и не могут быть трудоустроены до 18 лет, нужно открывать курсы или группы. Там они смогут обучаться по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих. Правило действует и для совершеннолетних с умственной отсталостью, которые не получали общее образование.
Теперь для того, чтобы принять в классы и группы продленного дня детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью необязательно владеть элементарными навыками самообслуживания.
Изменения в Порядке обучения в школе
№ пункта
До 1 сентября 2022 года
С 1 сентября 2022 года
Пункт 29
При определении наполняемости классов и групп продленного дня для школьников с ОВЗ ссылались на требования СП 2.4.3648-20. Предельная наполняемость отдельного класса, группы продленного дня для учеников с ОВЗ устанавливается в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями и правилами
Пункт изложили в новой редакции. Продублировали норму СП 2.4.3648-20. Четко прописано максимальное количество учеников в классе или группе продленного дня для каждой нозологической группы
Пункт 35
Если ученики завершают освоение адаптированных общеобразовательных программ основного общего образования до достижения совершеннолетия и не могут быть трудоустроены, для них открываются классы или группы с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы
Пункт утратил силу
Абзац 2 пункта 37
В классы или группы с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы принимают учеников, которые окончили 9-й, 10-й классы
Абзац изложили в новой редакции. Для выпускников 9-х, 10-х классов с ОВЗ или с различными формами умственной отсталости, которые не имеют основного и среднего общего образования, а также для совершеннолетних с умственной отсталостью, которые не получали общее образование, реализуются программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в специально создаваемых классах или группах
Пункт 38
В классы, группы продленного дня для учеников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью принимают детей, которые не имеют медицинских противопоказаний для пребывания в организации и владеют элементарными навыками самообслуживания
Из пункта убрали часть про владение элементарными навыками самообслуживания
В основу Стандарта положены деятельностный и дифференцированный подходы, что предполагает:
• признание обучения и воспитания как единого процесса организации познавательной, речевой и предметно-практической деятельности обучающихся с ОВЗ. Деятельностный подход изменяет цель образования не просто как усвоения обучающимися знаний, умений, навыков, а как формирования умения учиться, освоение компетентности к обновлению компетенций, поэтому в структуре и содержании адаптированной основной общеобразовательной программы определены восемь предметных областей и коррекционно-развивающая область, во всех образовательных областях выделены
«академический компонент» и «компонент жизненной компетенции»;
• учет неоднородности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, весь диапазон их различий;
• определение особых образовательных потребностей, свойственных всем обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и специфические для каждой из групп;
• создание необходимых специальных образовательных условий – общих и специфических;
• разработку дифференцированных адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приложение 2) и обучающихся с умственной отсталостью (Приложение 3);
• реализацию возможности перехода обучающегося с ограниченными возможностями здоровья с одного варианта образовательной программы на другой.
В основе дифференциации адаптированных основных общеобразовательных программ лежат следующие критерии:
– целевая группа обучающихся;
– срок освоения АООП;
– форма обучения, степень включения в образовательный процесс;
– соотношение в содержании АООП обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса;
– основные и дополнительные специальные условия реализации
АООП;
– обязательные предметные области и их содержание;
– содержание и формы организации коррекционно-развивающей области;
– содержание планируемых результатов освоения АООП.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, согласно тексту, включает в себя требования: 1) К структуре АООП:
– целевая группа обучающихся;
– срок освоения АООП;
– форма обучения;
– степень включения в образовательный процесс;
– соотношение в содержании АООП обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса;
– основные и дополнительные специальные условия реализации варианта АООП;
– обязательные предметные области и их содержание;
– содержание и форма организации коррекционно-развивающей области.
У каждого варианта программы свое требование к соотношению (таблица 1.1) обязательной части, формируемой участниками образовательного процесса.
Таблица 1.1
Соотношение в содержании АООП обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса
Вариант программы
Обязательная часть,
%
Участники образовательного процесса, %
Вариант № 1
80
20
Вариант № 2
80
20
Вариант № 3
70
30
Вариант № 4
60
40
2) К условиям реализации АООП:
– кадровые условия (уровень образования и квалификация, необходимость повышения квалификации);
– материально-технические (архитектурная доступность и универсальный дизайн, требования, предъявляемые к образовательным организациям, организация временного режима, технические средства обучения, специальные учебники, рабочие тетради, дидактический материал и т.д.).
3) К результатам освоения АООП:
– личностные – включают овладение обучающимися жизненными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач, способствующие формированию социальных отношений и мотивации к обучению и познанию;
– метапредметные – включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях;
– познавательные – включают общеучебные логические действия, действия постановки и разрешения проблем;
– регулятивные – обеспечивают организацию обучающимися учебной деятельности;
– коммуникативные – обеспечивают социальную компетентность, умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
– предметные – обеспечивают овладение обучающимися содержанием предметной и коррекционно-развивающей области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности.
Стандарт устанавливает дифференцированные требования к результатам освоения АООП в соответствии с особыми образовательными потребностями разных групп обучающихся с ОВЗ. Итоговая оценка качества освоения обучающимся с ОВЗ образовательной программы осуществляется самой организацией с учетом особых образовательных потребностей обучающегося, достижений результатов коррекционной работы и варианта программы.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, освоившие основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, допускаются к государственной итоговой аттестации. Успешно прошедшим выдается документ об образовании – согласно ст. 60 ч. 6 Закона «Об образовании в РФ», аттестат.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, не имеющие основного общего и среднего общего образования и обучавшиеся по адаптированным основным общеобразовательным программам, не проходят государственную итоговую аттестацию и получают документ об обучении – согласно ст. 60 ч. 13 Закона «Об образовании в РФ», свидетельство.
При организации обучения таких детей нужно иметь в виду, что в соответствии с письмом Минобрнауки России от 11.08.2016 года №ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» для обучения лиц с умственной отсталостью, зачисленных в образовательные учреждения до 01.09. 2016 года, при разработке образовательных программ Минобрнауки рекомендует также использовать примерную адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью или руководствоваться учебным планом, утвержденным приказом Минобразования России от 10.04.2002 года № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
Стандарт предполагает реализацию нескольких вариантов адаптированных основных общеобразовательных программ:
1 вариант – обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения;
2 вариант– обучающийся в пролонгированные (увеличенные) сроки обучения получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников;
3 вариант– обучающийся получает образование, которое по содержанию на всех этапах обучения и к моменту завершения школьного обучения несопоставимо с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки освоения программы.
4 вариант – обучающийся с тяжелыми множественными нарушениями развития в соответствии с уровнем своего интеллекта получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, с учетом особых индивидуальных потребностей и возможностей обучающегося. В данном варианте разрабатывается СИПР (специальная индивидуальная программа развития).
Определение варианта АООП осуществляется на основе рекомендаций ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия), при наличии у ребенка инвалидности с учетом индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида. Определение варианта АООП невозможно без учета мнения родителей (законных представителей).
Стандарт может реализоваться при получении обучающимися с ОВЗ начального общего образования:
• в образовательной организации;
• в форме семейного образования;
• в медицинских организациях или обучении на дому.
Вывод: Основой организации образовательной деятельности для обучающегося с ОВЗ на современном этапе развития российского образования является ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Используемые материалы:
1. Алёхина С.В. Основной вопрос развития инклюзивного образования на современном этапе // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сб. материалов III Международной научно-практической конференции. М., 2015 г. Электронный ресурс: http://www.inclusive-edu.ru/ metodrek/
2. Кутепова Е.Н. Организация обучения обучающихся с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Электронный ресурс: http://perspektivainva.ru/webschool
3. Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы. Реестр примерных основных общеобразовательных
программ [Электронный ресурс]. www.fgosreestr.ru
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года [Электронный ресурс]. http://www.federalniy-zakon.ru/
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 года № 1598 [Электронный ресурс]. http://минобрнауки.рф/
6. Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью.
Регулирование отношений в области образования детей с ОВЗ в России стало осуществляться лишь в начале XX века. По данным статистики, в настоящее время в России насчитывается более 15 млн. лиц с отклонениями в развитии, что составляет около 11% населения страны. Это более 2 млн. детей с ОВЗ (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. В настоящее время наибольшее распространение получили две формы организации обучения указанной категории детей: инклюзивное образование и интегрированное обучение. Из более 1500 образовательных учреждений города Москвы 47 работают как экспериментальные площадки по программе инклюзивного образования. Тенденция создания специальных условий для получения образования указанными обучающимися с учетом их образовательных потребностей усиливается.
Основная деятельность Минобрнауки РФ по вопросу образования лиц с ОВЗ и инвалидностью нацелена на создание условий получения качественного и доступного образования данной категорией учащихся.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах [Глава 11, статья 79].
Согласно ч. 1 ст. 79 нового Закона, содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой.
Адаптированная образовательная программа (далее АОП) – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
АОП разрабатывается образовательной организацией с учетом ФГОС по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ.
Решение о переводе обучающегося с ОВЗ на АОП принимается на основании заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и заявления родителей обучающегося (или лиц их заменяющих).
Таким образом, АОП направлена на устранение дисбаланса между процессом обучения детей с ОВЗ по образовательным программам и актуальной зоной развития ребенка. Данная программа позволяет выстраивать образовательный маршрут учеников, формируя универсальные учебные действия в соответствии с ФГОС ОВЗ.
Педагоги и специалисты (учителя-логопеды, педагоги-психологи, педагоги-дефектологи, тифлопедагог, сурдопедагог, социальные педагоги) осуществляют комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. При организации индивидуальной и индивидуально - групповой формы обучения учитывается нозология заболевания, программа обучения, возраст, класс, психологическая совместимость и целесообразность объединения учеников в подгруппы. Дети с ограниченными возможностями здоровья получают весь спектр образовательных услуг, который включает в себя коррекционно – развивающий, оздоровительно – реабилитационный и воспитательный блоки.
Цель деятельности педагогов и специалистов при работе с учащимися с ОВЗ - обеспечение своевременной специализированной помощи данной категории учащихся в овладении ими обязательным минимумом содержания образования в условиях общеобразовательного учреждения.
Коррекционно-развивающую работу, как известно, важно проводить с первых дней пребывания ребенка в школе.
Содержание начального общего образования обучающихся с ЗПР реализуется за счѐт введения учебных предметов, обеспечивающих целостное восприятие мира, с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей, а также коррекционных курсов, направленных на коррекцию недостатков физической и (или) психической сферы. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП НОО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с ЗПР: формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; готовность обучающихся к продолжению образования на последующей ступени основного общего образования; формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит и внеурочная деятельность.
Минпросвещения утвердило изменения к Порядку обучения по основным общеобразовательным программам. Правки вступят в силу с 1 сентября 2022 года и будут действовать до 1 сентября 2027 года. Изменения коснулись обучения детей с ОВЗ и умственной отсталостью.
В Порядке четко прописана предельная наполняемость классов и групп продленного дня для учеников с ОВЗ. И отдельно указано максимально допустимое количество детей в классе или группе для каждой нозологии. Например, количество детей в группах компенсирующей направленности не должно превышать:
- для детей с тяжелыми нарушениями речи – 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет;
- для глухих детей – 6 детей для обеих возрастных групп;
- для детей с умственной отсталостью легкой степени – 10 детей в возрасте старше 3 лет;
- для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени – 8 детей в возрасте старше 3 лет <...>.
Количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается из расчета не более трех обучающихся при получении образования совместно с другими учащимися.
Минпросвещение исключило из Порядка пункт 35, согласно которому школа должна была открывать специальные классы и группы с углубленным изучением отдельных предметов. Для выпускников, которые завершают освоение адаптированных общеобразовательных программ основного общего образования и не могут быть трудоустроены до 18 лет, нужно открывать курсы или группы. Там они смогут обучаться по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих. Правило действует и для совершеннолетних с умственной отсталостью, которые не получали общее образование.
Теперь для того, чтобы принять в классы и группы продленного дня детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью необязательно владеть элементарными навыками самообслуживания.
Изменения в Порядке обучения в школе
№ пункта
До 1 сентября 2022 года
С 1 сентября 2022 года
Пункт 29
При определении наполняемости классов и групп продленного дня для школьников с ОВЗ ссылались на требования СП 2.4.3648-20. Предельная наполняемость отдельного класса, группы продленного дня для учеников с ОВЗ устанавливается в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями и правилами
Пункт изложили в новой редакции. Продублировали норму СП 2.4.3648-20. Четко прописано максимальное количество учеников в классе или группе продленного дня для каждой нозологической группы
Пункт 35
Если ученики завершают освоение адаптированных общеобразовательных программ основного общего образования до достижения совершеннолетия и не могут быть трудоустроены, для них открываются классы или группы с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы
Пункт утратил силу
Абзац 2 пункта 37
В классы или группы с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы принимают учеников, которые окончили 9-й, 10-й классы
Абзац изложили в новой редакции. Для выпускников 9-х, 10-х классов с ОВЗ или с различными формами умственной отсталости, которые не имеют основного и среднего общего образования, а также для совершеннолетних с умственной отсталостью, которые не получали общее образование, реализуются программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в специально создаваемых классах или группах
Пункт 38
В классы, группы продленного дня для учеников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью принимают детей, которые не имеют медицинских противопоказаний для пребывания в организации и владеют элементарными навыками самообслуживания
Из пункта убрали часть про владение элементарными навыками самообслуживания
В основу Стандарта положены деятельностный и дифференцированный подходы, что предполагает:
• признание обучения и воспитания как единого процесса организации познавательной, речевой и предметно-практической деятельности обучающихся с ОВЗ. Деятельностный подход изменяет цель образования не просто как усвоения обучающимися знаний, умений, навыков, а как формирования умения учиться, освоение компетентности к обновлению компетенций, поэтому в структуре и содержании адаптированной основной общеобразовательной программы определены восемь предметных областей и коррекционно-развивающая область, во всех образовательных областях выделены
«академический компонент» и «компонент жизненной компетенции»;
• учет неоднородности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, весь диапазон их различий;
• определение особых образовательных потребностей, свойственных всем обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и специфические для каждой из групп;
• создание необходимых специальных образовательных условий – общих и специфических;
• разработку дифференцированных адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приложение 2) и обучающихся с умственной отсталостью (Приложение 3);
• реализацию возможности перехода обучающегося с ограниченными возможностями здоровья с одного варианта образовательной программы на другой.
В основе дифференциации адаптированных основных общеобразовательных программ лежат следующие критерии:
– целевая группа обучающихся;
– срок освоения АООП;
– форма обучения, степень включения в образовательный процесс;
– соотношение в содержании АООП обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса;
– основные и дополнительные специальные условия реализации
АООП;
– обязательные предметные области и их содержание;
– содержание и формы организации коррекционно-развивающей области;
– содержание планируемых результатов освоения АООП.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, согласно тексту, включает в себя требования: 1) К структуре АООП:
– целевая группа обучающихся;
– срок освоения АООП;
– форма обучения;
– степень включения в образовательный процесс;
– соотношение в содержании АООП обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса;
– основные и дополнительные специальные условия реализации варианта АООП;
– обязательные предметные области и их содержание;
– содержание и форма организации коррекционно-развивающей области.
У каждого варианта программы свое требование к соотношению (таблица 1.1) обязательной части, формируемой участниками образовательного процесса.
Таблица 1.1
Соотношение в содержании АООП обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса
Вариант программы
Обязательная часть,
%
Участники образовательного процесса, %
Вариант № 1
80
20
Вариант № 2
80
20
Вариант № 3
70
30
Вариант № 4
60
40
2) К условиям реализации АООП:
– кадровые условия (уровень образования и квалификация, необходимость повышения квалификации);
– материально-технические (архитектурная доступность и универсальный дизайн, требования, предъявляемые к образовательным организациям, организация временного режима, технические средства обучения, специальные учебники, рабочие тетради, дидактический материал и т.д.).
3) К результатам освоения АООП:
– личностные – включают овладение обучающимися жизненными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач, способствующие формированию социальных отношений и мотивации к обучению и познанию;
– метапредметные – включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях;
– познавательные – включают общеучебные логические действия, действия постановки и разрешения проблем;
– регулятивные – обеспечивают организацию обучающимися учебной деятельности;
– коммуникативные – обеспечивают социальную компетентность, умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
– предметные – обеспечивают овладение обучающимися содержанием предметной и коррекционно-развивающей области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности.
Стандарт устанавливает дифференцированные требования к результатам освоения АООП в соответствии с особыми образовательными потребностями разных групп обучающихся с ОВЗ. Итоговая оценка качества освоения обучающимся с ОВЗ образовательной программы осуществляется самой организацией с учетом особых образовательных потребностей обучающегося, достижений результатов коррекционной работы и варианта программы.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, освоившие основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, допускаются к государственной итоговой аттестации. Успешно прошедшим выдается документ об образовании – согласно ст. 60 ч. 6 Закона «Об образовании в РФ», аттестат.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, не имеющие основного общего и среднего общего образования и обучавшиеся по адаптированным основным общеобразовательным программам, не проходят государственную итоговую аттестацию и получают документ об обучении – согласно ст. 60 ч. 13 Закона «Об образовании в РФ», свидетельство.
При организации обучения таких детей нужно иметь в виду, что в соответствии с письмом Минобрнауки России от 11.08.2016 года №ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» для обучения лиц с умственной отсталостью, зачисленных в образовательные учреждения до 01.09. 2016 года, при разработке образовательных программ Минобрнауки рекомендует также использовать примерную адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью или руководствоваться учебным планом, утвержденным приказом Минобразования России от 10.04.2002 года № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
Стандарт предполагает реализацию нескольких вариантов адаптированных основных общеобразовательных программ:
1 вариант – обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения;
2 вариант– обучающийся в пролонгированные (увеличенные) сроки обучения получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников;
3 вариант– обучающийся получает образование, которое по содержанию на всех этапах обучения и к моменту завершения школьного обучения несопоставимо с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки освоения программы.
4 вариант – обучающийся с тяжелыми множественными нарушениями развития в соответствии с уровнем своего интеллекта получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, с учетом особых индивидуальных потребностей и возможностей обучающегося. В данном варианте разрабатывается СИПР (специальная индивидуальная программа развития).
Определение варианта АООП осуществляется на основе рекомендаций ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия), при наличии у ребенка инвалидности с учетом индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида. Определение варианта АООП невозможно без учета мнения родителей (законных представителей).
Стандарт может реализоваться при получении обучающимися с ОВЗ начального общего образования:
• в образовательной организации;
• в форме семейного образования;
• в медицинских организациях или обучении на дому.
Вывод: Основой организации образовательной деятельности для обучающегося с ОВЗ на современном этапе развития российского образования является ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Используемые материалы:
1. Алёхина С.В. Основной вопрос развития инклюзивного образования на современном этапе // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сб. материалов III Международной научно-практической конференции. М., 2015 г. Электронный ресурс: http://www.inclusive-edu.ru/ metodrek/
2. Кутепова Е.Н. Организация обучения обучающихся с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Электронный ресурс: http://perspektivainva.ru/webschool
3. Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы. Реестр примерных основных общеобразовательных
программ [Электронный ресурс]. www.fgosreestr.ru
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года [Электронный ресурс]. http://www.federalniy-zakon.ru/
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 года № 1598 [Электронный ресурс]. http://минобрнауки.рф/
6. Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью.