Публикации

Здоровьесберегающие технологии в работе инструктора по физической культуре с детьми дошкольного возраста

Зиневич Юрий Евгеньевич,

инструктор ФИЗО,

МБДОУ «Детский сад «Северная сказка»

г. Новый Уренгой

Здоровьесберегающие технологии в работе инструктора по физической культуре с детьми дошкольного возраста

Речь пойдет о необходимости вовлечения детей дошкольного возраста в процесс активного участия в оздоровительных мероприятиях. О важности понимания процедур сохранения здоровья и осознанного использования их в повседневной жизни.

Что же такое физическая компетентность? это – система взаимодействия знаний умений навыков и способностей, которая направлена на возможность проведения самостоятельной физкультурно-оздоровительного деятельности.

Для реализации здоровьесберегающей компетентности необходимы следующие условия:

Ø Создание предметно-развивающей среды в ДОУ.

Ø Компетентность педагогов.

Ø Система работы с детьми.

Ø Сотрудничество с родителями.

Рассмотрим технологию сохранения и стимулирования здоровья

Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате- малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения. Подвижные игры благотворно отражаются на здоровье детей и общем развитии

Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением и слышать своё тело.

Для этого в работе мы используем спокойную классическую музыку и звуки природы.

Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.

Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно - оздоровительной работы. Учим детей правильному дыханию, глубокому выдоху для хорошей очистки легких и улучшения их снабжения кислородом. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Использование дыхательных упражнений во время занятий плаванием способствует улучшению функционального состояния детей. Увеличивается резервный объём выдоха и вдоха, улучшается подвижность и сократительная способность диафрагмы. Увеличивается жизненная емкость лёгких и повышается мощность дыхательной системы.

Бодрящая гимнастика (закаливание) Проводится ежедневно после дневного сна. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, массаж сухими махровыми варежками, мытье рук и лица прохладной водой. Для профилактических целей был изготовлен коврик- дорожка с пуговицами. Дети с удовольствием ходят по нему после дневного сна. Дорожка прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком.

Для детей самомассаж - это профилактика плоскостопия, простудных заболеваний

Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обогревающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.

Можно выделить 3 этапа здоровьесберегающей компетентности: начальный, информативный, деятельный.

1. На начальном этапе выполняются элементарные правила здоровьесбережения на уровне первоначального умения, а именно проводятся с детьми занятия в физкультурном зале, на комплексе «Реутского» и скалодроме, занятия в бассейне, в зале двигательной активности, досуговые мероприятия, а также посещение солевой комнаты – всё это позволяет сформировать представление о здоровом образе жизни на базе первоначального умения.

2. Информативный этап даёт базовые представления ребенку о строении своего организма, о здоровье, связях с окружающей средой, правилах сохранения и укрепления своего здоровья, правилах здорового образа жизни. Формирование полноценного понимания основ ЗОЖ.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно 10мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки. Для развития навыков движений и совершенствования физических качеств проводим с детьми физкультурные занятия в зале и на свежем воздухе. Это могут быть традиционные, сюжетно- игровые, интегрированные оздоровительные). Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.

Серия игровых занятий «Сто шагов к здоровью». В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как "не болезни". Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым — значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т. д. Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой.

Активный отдых (физкультурный досуги, музыкальный досуг, «Недели здоровья»). При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более раскованно, чем на физкультурном занятии, и это позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.

3. На деятельном этапе происходит закрепление знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшему их совершенствованию. Приобретение опыта ведения здорового образа жизни в условиях здоровой окружающей среды, умение применять свои знания и умения для укрепления своего здоровья.

Подводя итог следует сказать, что физическая компетентность детей дошкольного возраста в здоровьесбережении играет очень важную роль. Этому следует уделять особое внимание так как в последующем дети могут использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни.