Публикации

Приучаем ребёнка к труду

Барышенская Светлана Борисовна, воспитатель,

МБДОУ детский сад №48 «Вишенка», г. Белгород

Грибачёва Владислава Сергеевна, тьютор,

МБДОУ детский сад №48 «Вишенка», г. Белгород

Уварова Елена Вячеславовна, тьютор,

МБДОУ детский сад №48 «Вишенка», г. Белгород

ПРИУЧАЕМ РЕБЁНКА К ТРУДУ

В народе существуют пословицы, такие как «Делу – время, потехе час», «Без труда не выловишь рыбку из пруда» и «Терпение и труд – все перетрут», которые хорошо известны взрослым и часто используются ими в общении с детьми. Однако многие из них предпочитают другие выражения: «Один в поле не воин», «Зачем откладывать на завтра то, что можно сделать послезавтра?» и «Работа не волк – в лес не убежит». Широко распространена и примитивная эволюционная теория, гласящая, что «Труд из обезьяны сделал человека», подчеркивающая важность труда для развития как индивида, так и общества в целом. Труд является социально ориентированной деятельностью, результат которой имеет значение не только для самого человека, но и для его окружения. Он придает жизни смысл и значимость. Тем не менее, взрослым иногда хочется просто полежать и посмотреть телевизор, а бездействие становится мечтой для многих. Это может быть связано с усталостью, но, скорее всего, она психологическая, поскольку труд не приносит радости. Хотя многих взрослых научили работать и добросовестно выполнять свои обязанности, они не всегда умеют получать удовольствие от труда.

Мы часто говорим, что не хотим работать из-за плохого настроения, погоды или самочувствия. Но когда ребенок отказывается выполнять поручение или делает это небрежно, мы начинаем упрекать его в лени. В такие моменты нам необходимо понять, что ребенок не обязан хотеть трудиться. Именно взрослые должны научить детей любить труд и испытывать радость от него.

Труд, как форма социальной активности, имеет несколько ключевых признаков:

-Он должен быть внутренне мотивированным.

-У него должен быть видимый результат.

-Он возникает из высших человеческих потребностей.

-Детский труд имеет те же признаки, что и труд взрослых, но с некоторыми особенностями:

-Мотивация труда требует внешнего подкрепления (взрослые побуждают детей выполнять определенные действия, и это становится их мотивацией).

-Вид трудовой деятельности определяется возрастом ребенка (например, в младшем возрасте самообслуживание является полноценной трудовой деятельностью, требующей обучения, а в старшем дошкольном возрасте – дежурство и мытье игрушек).

-Труд тесно связан с другими видами деятельности, такими как игра и обучение.

Чтобы научить детей трудиться, нужно учитывать их возрастные особенности, активно стимулировать трудовую деятельность и интегрировать ее в другие виды деятельности. Важно давать ребенку посильные поручения, объяснять необходимость работы, описывать способы выполнения задач и следить за процессом, оценивая результаты с учетом возраста ребенка.

Как развивать у ребенка способность получать удовольствие от труда? Важно учитывать несколько моментов. Во-первых, необходимо использовать игровую мотивацию как стимул к труду для всех возрастных групп, поскольку игра в дошкольном возрасте является основным источником мотивации. Во-вторых, важно правильно организовать рабочий процесс, чтобы ребенок получал положительные эмоции от работы. Например, если воспитатель моет игрушки с детьми, важно обеспечить достаточное количество тазов и подготовить фартуки, чтобы избежать неприятных ситуаций.

В-третьих, важно, чтобы дети понимали значимость своего труда. Воспитатели должны отмечать результат работы детей и подчеркивать его полезность. Например, можно сказать: «Спасибо, Марк, за разложенные салфетки, теперь мы можем вытереть руки!» Эти простые фразы помогают детям осознать, что их труд важен и ценен.

В-четвертых, поддержка и одобрение взрослых играют важную роль в мотивации ребенка: «У тебя хорошо получается, продолжай!»

Однако стоит избегать негативных установок, таких как связывание труда с наказанием. Например, не следует говорить: «Ты пролил краски, теперь будешь мыть стол». Это создает у детей негативное отношение к труду. Труд не должен восприниматься как наказание; он должен быть ценным и значимым.

Важно, чтобы дети чувствовали поддержку и одобрение со стороны взрослых. Если педагог проявляет интерес и увлеченность трудовой деятельностью, дети с большей вероятностью будут включаться в работу с удовольствием. Если труд приносит детям положительные эмоции, со временем они начнут воспринимать его как что-то полезное и радостное.

Научить ребенка выполнять простые действия, такие как завязывание шнурков или уборка игрушек, важно, но не менее важно научить его радоваться от того, что он умеет это делать и получает достойный результат. Давайте вместе научим детей радоваться труду, а сами будем гордиться тем, что они растут умными, веселыми и трудолюбивыми.