Пояснительная записка
Тема: «Образовательные терренкуры на территории ДОУ».
Основным направлением работы каждого дошкольного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС ДО является стимулирование детской инициативы и самостоятельности, а также организацию активной познавательной и исследовательской деятельности, при этом необходимо акцентировать внимание на сохранении и укреплении здоровья детей.
В нашей стране также создаются все условия для повышения продолжительности жизни. Особенно обеспокоены педагоги ростом заболеваемости среди детей раннего и дошкольного возраста за последние годы. Ведётся поиск и внедрение новых технологий, методов и средств, направленных на улучшение физического развития и состояния здоровья детей.
Важным аспектом работы педагогов детских садов остаётся терренкур — это специально разработанные маршруты по территории сада, которые включают посещение спортивных зон, центров для познавательной и исследовательской деятельности, а также экологических и оздоровительных троп.
Исходя из вышеуказанного, мною была выбрана тема самообразования – Образовательные терренкуры на территории ДОУ.
Цель:
– повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности;
– способствовать всестороннему развитию ребенка посредством терренкур;
– показать актуальность и эффективность использования терренкур на территории ДОУ.
Задачи:
- изучить литературу о пользе терренкур на территории ДОУ;
– проанализировать проблему использования образовательных терренкур на территории ДОУ
- обогатить развивающую среду группы;
– развивать игровую деятельность детей, самостоятельность, инициативность, воображение и творчество в играх.
- повысить уровень знаний родителей по данной теме.
Задачи по самообразованию:
1.Изучить педагогическую литературу по теме: «Образовательные терренкуры на территории ДОУ».
2.Реализовать программу по теме: «Образовательные терренкуры на территории ДОУ».
3.Обобщить опыт работы по теме и представить педагогическому сообществу.
Задачи по привлечению родителей к совместной деятельности по теме:
1. Просвещение родителей (законных представителей) в теме: «Образовательные терренкуры на территории ДОУ».
2Стимулировать родителей (законных представителей) к совместной с детьми деятельности по созданию развивающей среды по теме «Образовательные терренкуры на территории ДОУ».
3Привлекать родителей (законных представителей) к активному сотрудничеству с ДОУ в деле развития и реализации по теме «Образовательные терренкуры на территории ДОУ».
Используемые принципы при реализации программы:
1Научность. Подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на образовательные терренкуры, на территории ДОУ.
2Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка.
3Комплексность и интерактивность: решение задач по образовательным терренкурам, на территории ДОУ в системе всего образовательного процесса.
4Принцип творческой направленности, результатом, которого является самостоятельное создание ребенком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта;
5Принцип гуманизации: все занятия строятся на основе комфортности и доверительного общения с взрослым и сверстниками.
Ожидаемый результат:
В качестве проектируемых результатов проекта в работе с педагогами могут выступать:
–создание на территории детского сада элементов развивающей предметно-пространственной среды, в виде станций для прохождения маршрутов образовательного терренкура.
В качестве проектируемых результатов в работе с родителями выступают:
– создание благоприятной эмоциональной атмосферы взаимопонимания и доверительных отношений между всеми участниками образовательного процесса;
– повышение активности родителей в подготовке и проведении совместных мероприятий;
Проектируемые результаты деятельности с детьми могут быть сформулированы в виде целевых ориентиров.
Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонен наблюдать, экспериментировать.
Участники: воспитанники средней группы и их родители, воспитатели.
Этапы реализации темы самообразования:
План-график (сетевой график) выполнения работ
Этап работы
Перечень мероприятий и взаимосвязанных действий по их выполнению
Срок реализации проекта
1
2
3
Подготовительный этап
¾Изучение литературы по данной тематике;
¾Проведение консультаций, семинара – практикума;
¾Составление карты – схемы образовательных терренкуров;
¾Обследование территории детского сада, определение расположения, содержания и дизайна тематических станций.
Информирование участников образовательного процесса о плане реализации проекта (дошкольники, педагоги, родители (законные представители).
Диагностическая деятельность:
- проведение мониторинга в начале и в конце учебного года по следующим направлениям:
физическое развитие;
познавательное развитие;
социально- коммуникативное развитие;
речевое развитие.
- анализ мониторинга познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
Сентябрь
Основной
1. Реализация проектной деятельности в условиях МБДОУ
- организация план – схема для педагогов ДОУ «Экологическая тропа»;
- утверждение учебного, календарно-тематического планов;
- проведение:
Непосредственно – образовательной деятельности через интеграцию образовательных областей;
участие детей в конкурсах различного уровня.
Взаимодействие с семьей воспитанников.
Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ через оформление тематических инсталляций - терренкур;
Повышение компетентности родителей по теме данного проекта инновационной образовательно-оздоровительной технологии – терренкур;
участие в детских – родительских проектах
«Ярмарка экологических троп».
Октябрь-апрель
Обобщающий
Трансляция опыта на различных МО, семинарах.
Публикация на интернет-порталах.
май
Маршрут образовательного терренкура на территории ДОУ.
Осень : «Сказочное путешествие»
«Розарий», «Опушка», «Метеостанция».
Зима
«Поляна богатырей», «Опушка», «Птичья столовая».
Весна
«Опушка», «Мостик», «Поляна богатырей», «Сосновый лесок», «Смекалочка» «Участок группы»
Лето
«Метеостанция», «Казачье подворье», «Водоем».
Сценарий образовательного терренкура «Сказочное путешествие» для
детей младшего дошкольного возраста
Маршрут: «Розарий», «Опушка», «Метеостанция».
Оборудование: Игрушка «Лисичка», стойки-указатели станций, ведерки для сбора желудей, маска ворона.
Ход терренкура:
Беседа перед прогулкой (проводится в групповом помещении).
Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то к нам стучится? Дети: Да!
Воспитатель: Давайте посмотрим кто же это!?
Вносит лисичку
Лисичка: Здравствуйте дети! Я пробегала мимо, и увидела ваш детский сад!
Как у вас здесь красиво! Давайте-ка с вами отправимся в путешествие!
Дети: Да!
Лисичка: А на чем мы поедем? Давайте на паровозике?!Игра «Паровоз».
Паровоз кричит: «Ду – ду!» Я иду, иду, иду!
А вагоны стучат, а вагоны говорят:
«Так-так-так! Так-так-так». (ходьба мелкими шажками)
Вот мы и поехали!
Остановка «Розарий»
Лисичка: Что у вас здесь растет?
Воспитатель: На этой клумбе растут разные цветы: ромашки, бархатцы,
васильки.
Ромашка: с белыми лепестками и желтой серединкой. Дети,
покажите ромашку?!
Васильки: голубые (показывает)
Бархатцы: желтые, они очень ароматно пахнут.
Дыхательное упражнение «Аромат цветов»
Воспитатель: Дети, а кто летает возле цветов? Дети: бабочки, пчелки, стрекозы
Воспитатель: А как назвать их одним словом? Дети: Насекомые
Воспитатель: Что насекомые делают возле цветов? (Если дети затрудняются, объяснить, что насекомые собирают цветочную пыльцу, которой питаются) Каких насекомых, дети, вы ещё знаете?
Ответы детей: Кузнечик, муравей, муха…
Воспитатель: Давайте с вами пожужжим как пчелка и комарик.
Игра: «Поймай комара»
Воспитатель: А теперь, Лисичка, мы отправляемся дальше. Загудел паровоз и вагончики повез.
Чух – чух – чух, чух – чух – чух (медленный бег, с переходом на ходьбу)
Я далеко укачу!
Остановка «Опушка»
Воспитатель: Посмотрите, ребята, наступила осень. На земле появились
листочки.
-Какого они цвета?
-Желтого, оранжевого!
-Правильно! Так, как осень раскрасила деревья в желтый цвет. Осень
называют желтой или золотой. Еще светит солнце, много света и тепла.
Наступает время, когда падают листья – это время осени называют –
Листопад.
Подвижная игра «Падают, падают листья»
Лиса: Ребята, а вы знаете, что это за дерево? Ответы детей.
Чтение стихотворения И. Такмаковой «Дуб»
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый.
Значит, дуб выносливый.
Значит, закаленный.
Воспитатель: Со словом «дуб» связано представление о силе, моще и
красоте. Дуб - Самое могучее дерево, растущее у нас. Оно красиво и полезно:
Растет там, где трудно расти другим деревьям. Много полезных для человека
вещей делают из дуба. А что это под этим деревом? Ответы детей
Лиса: Правильно, это желуди. Семена дуба. Желудями питаются животные, птицы.
Воспитатель: Что это за птица у нас на дубе? (маска ворона) Дети: Ворон!!!
Чтение потешки «Сидит ворон на дубу»
Дети, давайте поиграем в игру «Ворон и птички»
А теперь поедим дальше.
Дети встали в паровозик и переходят на следующую остановку
Остановка «Метеостанция»
Лиса: Ой, ребята, куда это мы приехали?
Воспитатель: Лисичка, это наше метеостанция. Здесь мы наблюдаем за
ветром.
Ветер бывает сильный, слабый, теплый холодный.
Сейчас осень, и ветер холодный. Ветер качает деревья, срывает с них
листочки. Нагонят тучи, из которых идет дождь
Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо»
Лиса: Хорошо погуляли, но мне пора бежать в лес, там меня заждались мои лесные друзья.
Воспитатель: Да и нам уже надо возвращаться в группу. До свидания,
Лисичка. Приходи к нам ещё! Дети возвращаются в группу
План работы с родителями
Месяц
Мероприятие
Октябрь
Консультация для родителей «Образовательные терренкуры на территории ДОУ»
Ноябрь
Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.
Помощь в создание образовательного терренкура.
Декабрь
Консультация для родителей: «Терренкур как средство оздоровления и физического развития детей дошкольного возраста»
Проведение индивидуальных консультаций и бесед для родителей.
Январь
Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.
Помощь в создание образовательного терренкура.
Февраль
Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.
Помощь в создание образовательного терренкура.
Март
Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.
Помощь в создание образовательного терренкура.
Апрель
Анкетирование родителей.
Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.
Помощь в создание образовательного терренкура.
Май
Консультация для родителей: «Возможности образовательного терренкура в воспитании личности здоровьесберегающего типа»
Список литературы
1.Давыдова О.И. Образовательные терренкуры на территории детского сада (познавательно-исследовательская деятельность детей на прогулке с учетом требований ФГОС). – АлтГПА, 2014.- 75 с
2.Дейкова Т. Н., Мишина Е. Г. «Возможности образовательного терренкура в воспитании личности здоровьесберегающего типа»// ИНСАЙТ. 2023. №2 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-obrazovatelnogo-terrenkura-v-vospitanii-lichnosti-zdoroviesberegayuschego-tipa (дата обращения: 30.08.2024).
3.Воронцова, А. С. Образовательные терренкуры на территории дошкольной образовательной организации / А. С. Воронцова // Молодежь - Барнаул: Материалы XXI городской научно-практической конференции молодых ученых, Барнаул, 05–13 ноября 2019 года / Главный редактор Ю.В. Анохин. – Барнаул: Алтайский государственный университет, 2020. – С. 567-568. – EDN SDBVUJ.
4.Макаренко Г.А. Терренкур – лечение и развлечение // Проблемы педагогики. 2022. №2 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/terrenkur-lechenie-i-razvlechenie (дата обращения: 30.08.2024).
Тема: «Образовательные терренкуры на территории ДОУ».
Основным направлением работы каждого дошкольного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС ДО является стимулирование детской инициативы и самостоятельности, а также организацию активной познавательной и исследовательской деятельности, при этом необходимо акцентировать внимание на сохранении и укреплении здоровья детей.
В нашей стране также создаются все условия для повышения продолжительности жизни. Особенно обеспокоены педагоги ростом заболеваемости среди детей раннего и дошкольного возраста за последние годы. Ведётся поиск и внедрение новых технологий, методов и средств, направленных на улучшение физического развития и состояния здоровья детей.
Важным аспектом работы педагогов детских садов остаётся терренкур — это специально разработанные маршруты по территории сада, которые включают посещение спортивных зон, центров для познавательной и исследовательской деятельности, а также экологических и оздоровительных троп.
Исходя из вышеуказанного, мною была выбрана тема самообразования – Образовательные терренкуры на территории ДОУ.
Цель:
– повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности;
– способствовать всестороннему развитию ребенка посредством терренкур;
– показать актуальность и эффективность использования терренкур на территории ДОУ.
Задачи:
- изучить литературу о пользе терренкур на территории ДОУ;
– проанализировать проблему использования образовательных терренкур на территории ДОУ
- обогатить развивающую среду группы;
– развивать игровую деятельность детей, самостоятельность, инициативность, воображение и творчество в играх.
- повысить уровень знаний родителей по данной теме.
Задачи по самообразованию:
1.Изучить педагогическую литературу по теме: «Образовательные терренкуры на территории ДОУ».
2.Реализовать программу по теме: «Образовательные терренкуры на территории ДОУ».
3.Обобщить опыт работы по теме и представить педагогическому сообществу.
Задачи по привлечению родителей к совместной деятельности по теме:
1. Просвещение родителей (законных представителей) в теме: «Образовательные терренкуры на территории ДОУ».
2Стимулировать родителей (законных представителей) к совместной с детьми деятельности по созданию развивающей среды по теме «Образовательные терренкуры на территории ДОУ».
3Привлекать родителей (законных представителей) к активному сотрудничеству с ДОУ в деле развития и реализации по теме «Образовательные терренкуры на территории ДОУ».
Используемые принципы при реализации программы:
1Научность. Подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на образовательные терренкуры, на территории ДОУ.
2Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка.
3Комплексность и интерактивность: решение задач по образовательным терренкурам, на территории ДОУ в системе всего образовательного процесса.
4Принцип творческой направленности, результатом, которого является самостоятельное создание ребенком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта;
5Принцип гуманизации: все занятия строятся на основе комфортности и доверительного общения с взрослым и сверстниками.
Ожидаемый результат:
В качестве проектируемых результатов проекта в работе с педагогами могут выступать:
–создание на территории детского сада элементов развивающей предметно-пространственной среды, в виде станций для прохождения маршрутов образовательного терренкура.
В качестве проектируемых результатов в работе с родителями выступают:
– создание благоприятной эмоциональной атмосферы взаимопонимания и доверительных отношений между всеми участниками образовательного процесса;
– повышение активности родителей в подготовке и проведении совместных мероприятий;
Проектируемые результаты деятельности с детьми могут быть сформулированы в виде целевых ориентиров.
Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонен наблюдать, экспериментировать.
Участники: воспитанники средней группы и их родители, воспитатели.
Этапы реализации темы самообразования:
План-график (сетевой график) выполнения работ
Этап работы
Перечень мероприятий и взаимосвязанных действий по их выполнению
Срок реализации проекта
1
2
3
Подготовительный этап
¾Изучение литературы по данной тематике;
¾Проведение консультаций, семинара – практикума;
¾Составление карты – схемы образовательных терренкуров;
¾Обследование территории детского сада, определение расположения, содержания и дизайна тематических станций.
Информирование участников образовательного процесса о плане реализации проекта (дошкольники, педагоги, родители (законные представители).
Диагностическая деятельность:
- проведение мониторинга в начале и в конце учебного года по следующим направлениям:
физическое развитие;
познавательное развитие;
социально- коммуникативное развитие;
речевое развитие.
- анализ мониторинга познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
Сентябрь
Основной
1. Реализация проектной деятельности в условиях МБДОУ
- организация план – схема для педагогов ДОУ «Экологическая тропа»;
- утверждение учебного, календарно-тематического планов;
- проведение:
Непосредственно – образовательной деятельности через интеграцию образовательных областей;
участие детей в конкурсах различного уровня.
Взаимодействие с семьей воспитанников.
Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ через оформление тематических инсталляций - терренкур;
Повышение компетентности родителей по теме данного проекта инновационной образовательно-оздоровительной технологии – терренкур;
участие в детских – родительских проектах
«Ярмарка экологических троп».
Октябрь-апрель
Обобщающий
Трансляция опыта на различных МО, семинарах.
Публикация на интернет-порталах.
май
Маршрут образовательного терренкура на территории ДОУ.
Осень : «Сказочное путешествие»
«Розарий», «Опушка», «Метеостанция».
Зима
«Поляна богатырей», «Опушка», «Птичья столовая».
Весна
«Опушка», «Мостик», «Поляна богатырей», «Сосновый лесок», «Смекалочка» «Участок группы»
Лето
«Метеостанция», «Казачье подворье», «Водоем».
Сценарий образовательного терренкура «Сказочное путешествие» для
детей младшего дошкольного возраста
Маршрут: «Розарий», «Опушка», «Метеостанция».
Оборудование: Игрушка «Лисичка», стойки-указатели станций, ведерки для сбора желудей, маска ворона.
Ход терренкура:
Беседа перед прогулкой (проводится в групповом помещении).
Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то к нам стучится? Дети: Да!
Воспитатель: Давайте посмотрим кто же это!?
Вносит лисичку
Лисичка: Здравствуйте дети! Я пробегала мимо, и увидела ваш детский сад!
Как у вас здесь красиво! Давайте-ка с вами отправимся в путешествие!
Дети: Да!
Лисичка: А на чем мы поедем? Давайте на паровозике?!Игра «Паровоз».
Паровоз кричит: «Ду – ду!» Я иду, иду, иду!
А вагоны стучат, а вагоны говорят:
«Так-так-так! Так-так-так». (ходьба мелкими шажками)
Вот мы и поехали!
Остановка «Розарий»
Лисичка: Что у вас здесь растет?
Воспитатель: На этой клумбе растут разные цветы: ромашки, бархатцы,
васильки.
Ромашка: с белыми лепестками и желтой серединкой. Дети,
покажите ромашку?!
Васильки: голубые (показывает)
Бархатцы: желтые, они очень ароматно пахнут.
Дыхательное упражнение «Аромат цветов»
Воспитатель: Дети, а кто летает возле цветов? Дети: бабочки, пчелки, стрекозы
Воспитатель: А как назвать их одним словом? Дети: Насекомые
Воспитатель: Что насекомые делают возле цветов? (Если дети затрудняются, объяснить, что насекомые собирают цветочную пыльцу, которой питаются) Каких насекомых, дети, вы ещё знаете?
Ответы детей: Кузнечик, муравей, муха…
Воспитатель: Давайте с вами пожужжим как пчелка и комарик.
Игра: «Поймай комара»
Воспитатель: А теперь, Лисичка, мы отправляемся дальше. Загудел паровоз и вагончики повез.
Чух – чух – чух, чух – чух – чух (медленный бег, с переходом на ходьбу)
Я далеко укачу!
Остановка «Опушка»
Воспитатель: Посмотрите, ребята, наступила осень. На земле появились
листочки.
-Какого они цвета?
-Желтого, оранжевого!
-Правильно! Так, как осень раскрасила деревья в желтый цвет. Осень
называют желтой или золотой. Еще светит солнце, много света и тепла.
Наступает время, когда падают листья – это время осени называют –
Листопад.
Подвижная игра «Падают, падают листья»
Лиса: Ребята, а вы знаете, что это за дерево? Ответы детей.
Чтение стихотворения И. Такмаковой «Дуб»
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый.
Значит, дуб выносливый.
Значит, закаленный.
Воспитатель: Со словом «дуб» связано представление о силе, моще и
красоте. Дуб - Самое могучее дерево, растущее у нас. Оно красиво и полезно:
Растет там, где трудно расти другим деревьям. Много полезных для человека
вещей делают из дуба. А что это под этим деревом? Ответы детей
Лиса: Правильно, это желуди. Семена дуба. Желудями питаются животные, птицы.
Воспитатель: Что это за птица у нас на дубе? (маска ворона) Дети: Ворон!!!
Чтение потешки «Сидит ворон на дубу»
Дети, давайте поиграем в игру «Ворон и птички»
А теперь поедим дальше.
Дети встали в паровозик и переходят на следующую остановку
Остановка «Метеостанция»
Лиса: Ой, ребята, куда это мы приехали?
Воспитатель: Лисичка, это наше метеостанция. Здесь мы наблюдаем за
ветром.
Ветер бывает сильный, слабый, теплый холодный.
Сейчас осень, и ветер холодный. Ветер качает деревья, срывает с них
листочки. Нагонят тучи, из которых идет дождь
Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо»
Лиса: Хорошо погуляли, но мне пора бежать в лес, там меня заждались мои лесные друзья.
Воспитатель: Да и нам уже надо возвращаться в группу. До свидания,
Лисичка. Приходи к нам ещё! Дети возвращаются в группу
План работы с родителями
Месяц
Мероприятие
Октябрь
Консультация для родителей «Образовательные терренкуры на территории ДОУ»
Ноябрь
Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.
Помощь в создание образовательного терренкура.
Декабрь
Консультация для родителей: «Терренкур как средство оздоровления и физического развития детей дошкольного возраста»
Проведение индивидуальных консультаций и бесед для родителей.
Январь
Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.
Помощь в создание образовательного терренкура.
Февраль
Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.
Помощь в создание образовательного терренкура.
Март
Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.
Помощь в создание образовательного терренкура.
Апрель
Анкетирование родителей.
Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.
Помощь в создание образовательного терренкура.
Май
Консультация для родителей: «Возможности образовательного терренкура в воспитании личности здоровьесберегающего типа»
Список литературы
1.Давыдова О.И. Образовательные терренкуры на территории детского сада (познавательно-исследовательская деятельность детей на прогулке с учетом требований ФГОС). – АлтГПА, 2014.- 75 с
2.Дейкова Т. Н., Мишина Е. Г. «Возможности образовательного терренкура в воспитании личности здоровьесберегающего типа»// ИНСАЙТ. 2023. №2 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-obrazovatelnogo-terrenkura-v-vospitanii-lichnosti-zdoroviesberegayuschego-tipa (дата обращения: 30.08.2024).
3.Воронцова, А. С. Образовательные терренкуры на территории дошкольной образовательной организации / А. С. Воронцова // Молодежь - Барнаул: Материалы XXI городской научно-практической конференции молодых ученых, Барнаул, 05–13 ноября 2019 года / Главный редактор Ю.В. Анохин. – Барнаул: Алтайский государственный университет, 2020. – С. 567-568. – EDN SDBVUJ.
4.Макаренко Г.А. Терренкур – лечение и развлечение // Проблемы педагогики. 2022. №2 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/terrenkur-lechenie-i-razvlechenie (дата обращения: 30.08.2024).