Лысова Наталья Владимировна
воспитатель 1 кв. категории
Чудайкина Елена Дмитриевна
воспитатель высш. кв. категории
МДОУ «Детский сад № 93»
г. Саранск
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
Неотъемлемой частью общечеловеческой культуры является экологическая культура, которая включает в себя систему социальных отношений, моральных ценностей, норм и способов взаимодействия общества с окружающей средой.
Современный подход к понятию «экологическая культура» подчеркивает двуединое отношение культуры и человека, связывая его не только с уровнем экологических знаний и экологически оправданным поведением, но и с сформированностью определённых личностных качеств.
Именно в детские годы человек исследует и открывает для себя мир. Ребёнок не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей действительностью. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного обучения.
Осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы может быть сформировано у маленького ребенка, если систематически на протяжении нескольких лет его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания и морфо-функциональную приспособленность к ней, вовлекают в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных, предоставляя возможность наблюдения за их ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед нами встала задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.
В работе по формированию экологической культуры дошкольников нами используются различные формы и методы в комплексе, которые мы сочетаем между собой. Это и сюжетно-ролевые игры природоведческого, природоохранного или экологического содержания, и дидактические, интеллектуальные и самостоятельные игры, трудовая деятельность, игровые обучающие ситуации, эксперименты и наблюдения, тематические беседы и др.
Для детей дошкольного возраста наиболее характерны следующие элементы экологического сознания:
- потребность в общении с природой. Это отправная точка развития основ экологической культуры ребёнка (ещё не отделяет себя от природы);
- эстетические и этические чувства, которые вызывает общение с природой (различные эмоциональные оттенки, положительные или отрицательные).
Ещё одно условие развития основ экологической культуры детей – необходимость ставить их в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески, самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и с педагогически грамотно организованной деятельностью. Важно, чтобы приобретение знаний, умений и навыков
способствовало развитию основ экологической культуры, а не являлось самоцелью.
Педагогически целесообразной моделью развития основ экологической культуры дошкольников выступает интеграционная деятельность, в которой с необходимой полнотой реализуются качества личности ребёнка.
Таким образом, можно отметить, что формирование экологической культуры осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. На современном этапе в деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения функционируют:
- комплексная программа «Детство»;
- парциальная программа экологического содержания «Юный эколог» С.Н. Николаевой.
Содержание экологического воспитания строится на ведущих идеях и понятиях экологии. Адаптация научных определений к психолого-педагогической специфике дошкольного детства при этом осуществляется посредством: отбора и использования в педагогическом процессе объектов природы (материалов), имеющих главные свойства существенных признаков морфофункциональной приспособленности организма к среде обитания; создания в пространстве жизнедеятельности детей эколого-развивающей среды, включающей объекты природы, пригодные для демонстрации ярких форм приспособительной взаимосвязи растений и животных со средой обитания.
Особенностью формирования экологической культуры является положительный пример в поведении взрослых. Поэтому мы не только учитываем это сами, но и значительное внимание уделяем работе с родителями. При этом, в этой работе стараемся достичь полного взаимопонимания.
Исходя из вышесказанного можно сделать следующие выводы:
- в работе по формированию экологической культуры детей мы используем разные формы и методы в комплексе, правильно сочетая их между собой.
- выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решают воспитатели.
Библиографический список:
1. Афанасьева, Е. Экология не знает границ / Е. Афанасьева// Юный натуралист. – 2012. - №1. – С. 30-32.
2. Богина, Т. Л. Экологическое воспитание в дошкольных учреждениях. Методическое пособие/ Т. Л. Богина - М.: Мозаика – Синтез, 2014. – 112 с.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: учеб. пособие/ Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 2013. - 426 с.
4. Вавилова, В. П. Современные технологии в экологическом воспитании детей дошкольного образовательного учреждения: метод. пособие / В. П. Вавилова. – Кемерово: Изд-во Кемер. облИУУ, 2014. – 131 с.
5. Вербицкий, А. А. Принципы и цели непрерывного экологического образования // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. -2014. -№1. - С. 207-210.
6. Дорошко О. М. Современные подходы к определению понятия «экологическая культура» // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2012. – № 9 (17).
воспитатель 1 кв. категории
Чудайкина Елена Дмитриевна
воспитатель высш. кв. категории
МДОУ «Детский сад № 93»
г. Саранск
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
Неотъемлемой частью общечеловеческой культуры является экологическая культура, которая включает в себя систему социальных отношений, моральных ценностей, норм и способов взаимодействия общества с окружающей средой.
Современный подход к понятию «экологическая культура» подчеркивает двуединое отношение культуры и человека, связывая его не только с уровнем экологических знаний и экологически оправданным поведением, но и с сформированностью определённых личностных качеств.
Именно в детские годы человек исследует и открывает для себя мир. Ребёнок не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей действительностью. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного обучения.
Осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы может быть сформировано у маленького ребенка, если систематически на протяжении нескольких лет его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания и морфо-функциональную приспособленность к ней, вовлекают в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных, предоставляя возможность наблюдения за их ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед нами встала задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.
В работе по формированию экологической культуры дошкольников нами используются различные формы и методы в комплексе, которые мы сочетаем между собой. Это и сюжетно-ролевые игры природоведческого, природоохранного или экологического содержания, и дидактические, интеллектуальные и самостоятельные игры, трудовая деятельность, игровые обучающие ситуации, эксперименты и наблюдения, тематические беседы и др.
Для детей дошкольного возраста наиболее характерны следующие элементы экологического сознания:
- потребность в общении с природой. Это отправная точка развития основ экологической культуры ребёнка (ещё не отделяет себя от природы);
- эстетические и этические чувства, которые вызывает общение с природой (различные эмоциональные оттенки, положительные или отрицательные).
Ещё одно условие развития основ экологической культуры детей – необходимость ставить их в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески, самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и с педагогически грамотно организованной деятельностью. Важно, чтобы приобретение знаний, умений и навыков
способствовало развитию основ экологической культуры, а не являлось самоцелью.
Педагогически целесообразной моделью развития основ экологической культуры дошкольников выступает интеграционная деятельность, в которой с необходимой полнотой реализуются качества личности ребёнка.
Таким образом, можно отметить, что формирование экологической культуры осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. На современном этапе в деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения функционируют:
- комплексная программа «Детство»;
- парциальная программа экологического содержания «Юный эколог» С.Н. Николаевой.
Содержание экологического воспитания строится на ведущих идеях и понятиях экологии. Адаптация научных определений к психолого-педагогической специфике дошкольного детства при этом осуществляется посредством: отбора и использования в педагогическом процессе объектов природы (материалов), имеющих главные свойства существенных признаков морфофункциональной приспособленности организма к среде обитания; создания в пространстве жизнедеятельности детей эколого-развивающей среды, включающей объекты природы, пригодные для демонстрации ярких форм приспособительной взаимосвязи растений и животных со средой обитания.
Особенностью формирования экологической культуры является положительный пример в поведении взрослых. Поэтому мы не только учитываем это сами, но и значительное внимание уделяем работе с родителями. При этом, в этой работе стараемся достичь полного взаимопонимания.
Исходя из вышесказанного можно сделать следующие выводы:
- в работе по формированию экологической культуры детей мы используем разные формы и методы в комплексе, правильно сочетая их между собой.
- выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решают воспитатели.
Библиографический список:
1. Афанасьева, Е. Экология не знает границ / Е. Афанасьева// Юный натуралист. – 2012. - №1. – С. 30-32.
2. Богина, Т. Л. Экологическое воспитание в дошкольных учреждениях. Методическое пособие/ Т. Л. Богина - М.: Мозаика – Синтез, 2014. – 112 с.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: учеб. пособие/ Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 2013. - 426 с.
4. Вавилова, В. П. Современные технологии в экологическом воспитании детей дошкольного образовательного учреждения: метод. пособие / В. П. Вавилова. – Кемерово: Изд-во Кемер. облИУУ, 2014. – 131 с.
5. Вербицкий, А. А. Принципы и цели непрерывного экологического образования // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. -2014. -№1. - С. 207-210.
6. Дорошко О. М. Современные подходы к определению понятия «экологическая культура» // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2012. – № 9 (17).