Паспорт проекта
1.
Наименование проекта
Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр
2.
Авторы проекта
Трофимова М.А.
Сроки реализации
2024-2025 учебный год
3.
Тип проекта
Практико-ориентированный
4.
Участники проекта
Дети 3-4 лет, воспитатели группы, родители (законные представители) воспитанников
5.
Целевая группа
Воспитанники группы общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет
6.
Цель
Повысить уровень развития речи детей через различные виды игр.
7.
Задачи
Образовательные:
обогащать словарный запас через игровую деятельность;
обеспечить качественное и количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения;
активизировать словарь, то есть не только знание слов, но и введение их в практику общения;
обеспечить овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;
способствовать освоению обобщающего значения слов на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;
способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре.
Развивающие:
развивать грамматический строй речи, связную речь;
развивать навыки активной, разговорной, образной речи;
развивать диалогическую, монологическую речь;
развивать слуховое и зрительного восприятия;
развивать познавательную активность, творческие способности.
развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
воспитывать усидчивость;
воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий.
8.
Основные этапы проекта и сроки реализации
1 этап - Организационно-подготовительный (сентябрь 2024г.)
2 этап – Практический (октябрь 2024г. – апрель 2025 г.)
3 этап – Заключительный (май 2025 г.)
9.
Условия и ресурсное обеспечение
Материально- технические ресурсы:
- групповая комната для занятий с детьми;
- ноутбук;
- принтер;
-мультимедиа;
-канцелярские принадлежности.
Методическое обеспечение:
- дидактический материал;
- пособия по проведению игр;
- комплект методической и теоретической литературы.
Разработанные конспекты игр и мероприятий.
Литература.
Интернет-ресурсы.
11.
Ожидаемые результаты
Обогащение словарного запаса детей через игровую деятельность.
Освоение обобщающего значения слов на основе выделения существенных признаков предметов и явлений.
Проявление самостоятельности, активности в игре.
Развитие грамматического строя речи, связной речи;
Развитие навыка активной, разговорной, образной речи.
Развитие диалогической, монологической речи.
Развитие мелкой моторики рук.
1. Обоснование проекта.
1.1 Актуальность.
Сегодня вопросы развития речи у детей очень актуальны, так как развитие речи детей является одной из главных задач воспитания. Благодаря речи ребенок познает окружающий мир, получает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи ребенок выражает свои потребности, выражает свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребенок овладевает языком.
Наша цель – помочь детям в развитии речи, речь можно развивать различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры. Игра – основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное действие на его психическое развитие. В игре ребенок овладевает новыми знаниями и умениями. Только в игре усваиваются правила человеческого общения.
И ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты. А лучше всего все это проводить через игру, так как вся деятельность ребенка связана с игрой. Играя, дети учатся говорить, начинают запоминать разные слова и фразы.
Проблема: недостаточное развитие речи у детей в группе, а в отдельных случаях почти полное ее отсутствие.
1.2. Гипотеза. Если целенаправленно развивать культуру речи детей, включая в игры задания на развитие речи, то это значительно повысит коммуникативные способности детей младшего дошкольного возраста.
2. Цели и задачи
2.1. Цель. Повысить уровень развития речи детей через различные виды игр.
2.2. Задачи.
Для детей:
Образовательные:
·обогащать словарный запас через игровую деятельность;
·обеспечить качественное и количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения;
·активизировать словарь, то есть не только знание слов, но и введение их в практику общения;
·обеспечить овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;
·способствовать освоению обобщающего значения слов на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;
·способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре.
Развивающие:
·развивать грамматический строй речи, связную речь;
·развивать навыки активной, разговорной, образной речи;
·развивать диалогическую, монологическую речь;
·развивать слуховое и зрительного восприятия;
·развивать познавательную активность, творческие способности.
·развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
·воспитывать усидчивость;
·воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий.
Для родителей:
·повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей;
·расширить поле позитивного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса;
·стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.
3. Этапы проекта:
·Организационно-подготовительный
·Практический
·Заключительный
1 этап - Организационно-подготовительный
(Сентябрь, 2024г.)
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.
Определение цели и задач проекта.
Подбор художественной литературы, иллюстраций.
Диагностика.
Подбор и анализ методической литературы.
Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.
Подготовка дидактического и практического материала.
Доведение до сведения родителей смысла и целей проекта.
Изготовление настольно-печатных игр по речевому развитию.
Пополнение предметно-развивающей среды группы дидактическими играми.
2 этап - Основной
(октябрь, 2024г. – апрель, 2025г.)
Реализация содержания проекта, выполнение плана мероприятий.
Подведение и анализ промежуточных результатов.
Создание картотеки «Дидактические игры во второй младшей группе».
Создание картотеки «Пальчиковые игры для детей 3-4 лет».
3 этап - Заключительный
(Май, 2025г.)
Оформление фотовыставки для родителей.
Родительское собрание на тему: «Как мы играли и чему научились за год».
Диагностика.
Оформление электронной презентации.
4. Принципы реализации проекта
Дидактической основой организации работы по проекту является следующая система принципов:
Системности (применение различных форм работы по проекту системно).
Интеграции (интеграция всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве: обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура).
Цикличности (постепенное усложнение заданий).
Психологической комфортности (ситуация успеха).
5. Условия и ресурсное обеспечение проекта
№
Ресурсное обеспечение проекта
Перечень составляющих условий
1
Кадровое обеспечение:
- воспитатели группы;
- родители (законные представители) воспитанников.
2
Материально- техническое обеспечение:
- групповая комната для занятий с детьми;
- ноутбук;
- принтер;
-мультимедиа;
-игрушки и предметы по теме игры;
- картинки.
3
Методическое обеспечение:
-дидактический материал;
- комплект методической и теоретической литературы.
Разработанные конспекты игр и мероприятий.
Литература.
Интернет ресурсы.
6. Формы реализации проекта.
1.
Формы реализации проекта
образовательная деятельность;
беседа;
самостоятельная деятельность детей;
фотовыставка;
конкурс;
оснащение предметно-развивающей среды;
работа с родителями.
2.
Виды деятельности
дидактические игры;
словесные;
настольно-печатные;
пальчиковые игры;
подвижные игры;
театрализованные игры;
сюжетно-ролевые;
строительные игры;
игровые упражнения;
чтение художественной литературы.
7. Механизм реализации проекта
Реализация проекта предполагает наличие следующих психолого-педагогических условий:
- личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, т. е. создание таких ситуаций, когда каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.;
- обеспечение опоры на личный опыт ребенка при освоении им новых знаний;
- ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности;
- применение игровых заданий при проведении организованной образовательной деятельности по развитию речи;
- применение игровых упражнений на развитие мелкой моторики;
- организация игр и игровых упражнений;
- чтение художественной литературы;
- организация и проведение вечеров - развлечений.
- вовлечение семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка.
При реализации проекта использовались следующие методы:
1.Словесный
Предъявление информации различными способами (рассказ, беседа, чтение художественных произведений и др.)
2.Эвристический
Метод творческой деятельности.
3.Практический
Использование вместе с детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.
4.Наглядный
Использование иллюстраций, демонстраций и др.
5.Игровой
Использование дидактических, словесных, театрализованных, пальчиковых, сюжетно-ролевых, строительных, подвижных игр.
8. Ожидаемые результаты
Для детей.
1. Обогащение словарного запаса детей через игровую деятельность.
2. Освоение обобщающего значения слов на основе выделения существенных признаков предметов и явлений.
3. Проявление самостоятельности, активности в игре.
4. Развитие грамматического строя речи, связной речи.
5. Развитие навыка активной, разговорной, образной речи.
6. Развитие диалогической, монологической речи.
7. Развитие мелкой моторики рук.
Для родителей.
1.Повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития их детей.
2.Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей.
План реализации проекта
Этапы проекта
Сроки
Работа с детьми
Работа с родителями
Организационно-подготовительный этап
Сентябрь
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.
Определение цели и задач проекта.
Подборка художественной литературы, иллюстраций.
Подбор и анализ методической литературы.
Диагностика.
Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.
Подготовка дидактического и практического материала.
Доведение до сведения родителей смысла и целей проекта.
Октябрь
Беседа «В какие игры можно играть в группе?»
Дидактические игры:
«Чего не стало?»
«Чей это домик?»
Пальчиковые игры:
«Дом»
«Мяч»
«Семья»
Словесные игры:
«Добавь слово»
«Назови ласково»
«Скажи какой»
Игра-драматизация «Репка»
Игровые задания на занятиях:
«Не ошибись»
«Чья вещь?»
Дидактическое упражнение:
«Играем в слова»
Консультации:
«Особенности речевого развития детей 3-4 лет»;
«Роль семьи в развитии речи детей». Памятка «Рекомендации по проведению пальчиковых игр».
Ноябрь
Дидактические игры:
«Назови часть целого»
«Жили- были сказки…»
«Зоологическое лото»
Игровые задания на занятиях:
«Домашние и дикие животные»
«Мамы и малыши»
Игровое упражнение:
«Разрезные картинки» (осень)
Пальчиковые игры:
«Осенние листья»
«Осень»
«Овощи»
«Вышел дождик погулять».
Игра-драматизация «Волк и козлята» Чтение художественной литературы:
В. Степанов «Домик для воробья»
Консультации:
«Игры для развития речи (по дороге в детский сад)»;
«Ум на кончиках пальцев»;
«Игры для развития пассивного словаря».
Буклет «Для чего нужны пальчиковые игры»
Декабрь
Дидактические игры:
«Что кому нужно»
«Кто, что умеет делать»
Игровые задания на занятиях:
«Большой, средний, маленький»
«Назови одним словом»
Театрализованная игра:
«У матрешки новоселье»
Игровое упражнение:
«Разрезные картинки» (Профессии)
Игровые задания на занятиях:
«Расскажи сказку «Колобок» по картинкам»
Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Пальчиковые игры:
«Кормушка»;
«Есть у каждого свой дом»;
«Мы во двор гулять пошли»
Чтение художественной литературы:
Л.Н. Толстой «Спала кошка на крыше»
Консультации
«Инструкция по воспитанию красноречивого ребенка»;
«Развитие связной речи у детей»;
«Что читать детям 3 - 4 лет».
Папка-передвижка «Играйте вместе с детьми».
Практический этап
Январь
Диагностика
Дидактические игры:
«Что сначала, что потом»
«Что не так на картинке?»
«Кто что ест?»
«Чей хвост?»
Театрализованная игра «Теремок»
Игровые задания на занятиях:
«Играем по сказкам: найди лишних героев»
«Один - много»
Подвижная игра «Метелица»
Строительная игра «Дом для Деда Мороза»
Консультации для родителей:
«Если Ваш ребенок плохо разговаривает»;
«Зачем читать детям книги?»;
«Развиваем словарь детей»
Буклет «Как развивать речь ребенка дома».
Февраль
Дидактические игры:
«Какая погода?»
«Отгадай сказку»
«Времена года»
Вечер - развлечений «Мой веселый круглый мяч»
Театрализованная игра
«Лисичка подслушивает»
Игровые задания на занятиях:
«Расскажи сказку «Рукавичка» по картинкам»
«Найди лишнее, объясни почему». Пальчиковые игры:
«Как у нас семья большая»
«Семья»
«Дружные пальчики»
«Помощники».
Чтение художественной литературы:
В. Бианки «Лис и Мышонок»
Консультации для родителей:
«Игры и упражнения для развития речевого аппарата»;
«Игры с мячом для развития речи детей»;
«На кухне с мамой мы играем - речь и пальцы развиваем»
Март
Дидактические игры:
«Что делает?»
«Ассоциации. Угадай сказку»
«Кто, что ест?»
Театрализованная игра:
«Курочка-рябушечка»
Игра-драматизация «Кот, петух и лиса»
Игровые задания на занятиях: «Найди лишнее, объясни почему»
Пальчиковые игры:
«Птички»
«Уточка»
«Ласточка»
«Сорока-белобока».
Чтение художественной литературы:
Е. Чарушин «Курочка».
Консультации для родителей:
«Роль дыхательной гимнастики в речевом развитии ребенка»; «Значение театрализованной деятельности для развития речи ребенка»
Буклет «Игра – жизненная потребность ребенка».
Совместное творчество детей и родителей: «Дидактическая игра своими руками»
Апрель
Дидактические игры:
«Чего не стало?»
«Что изменилось на картинке?»
«Куда спряталась мышка?»
Игра-драматизация «У страха глаза велики»
Игровые задания на занятиях:
«Что было сначала, а что потом?»
Подвижная игра «Ручеек»
Пальчиковые игры:
«Повар»
«Машина каша»
«Компот»
«Каша».
Консультация для родителей:
«Развитие диалогической речи дошкольников с использованием игр-драматизаций»;
«Учим ребенка общаться».
Буклет «Игры по развитию речи»
Заключительный этап
Май
Оформление фотовыставки для родителей.
Диагностика
Оформление электронной презентации
Родительское собрание на тему «Как мы играли и чему научились за год».
Список использованной литературы
1. Бондаренко, А. К. «Дидактические игры в детском саду». / А. К. Бондаренко. – М., 1991.
2. Бородич А.М. «Методика развития речи детей». М.,1981
3. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. / В. В. Гербова. – М., 2007.
4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 2001. 5.Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. М., 2009.
6.Методика развития речи детей дошкольного возраста / под ред.Л.П. Федоренко. М., 2004.
7. Микляева, Ю. В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ.
8. Ушакова, О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2004.
8.Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у дошкольников. - М., 2009.
1.
Наименование проекта
Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр
2.
Авторы проекта
Трофимова М.А.
Сроки реализации
2024-2025 учебный год
3.
Тип проекта
Практико-ориентированный
4.
Участники проекта
Дети 3-4 лет, воспитатели группы, родители (законные представители) воспитанников
5.
Целевая группа
Воспитанники группы общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет
6.
Цель
Повысить уровень развития речи детей через различные виды игр.
7.
Задачи
Образовательные:
обогащать словарный запас через игровую деятельность;
обеспечить качественное и количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения;
активизировать словарь, то есть не только знание слов, но и введение их в практику общения;
обеспечить овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;
способствовать освоению обобщающего значения слов на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;
способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре.
Развивающие:
развивать грамматический строй речи, связную речь;
развивать навыки активной, разговорной, образной речи;
развивать диалогическую, монологическую речь;
развивать слуховое и зрительного восприятия;
развивать познавательную активность, творческие способности.
развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
воспитывать усидчивость;
воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий.
8.
Основные этапы проекта и сроки реализации
1 этап - Организационно-подготовительный (сентябрь 2024г.)
2 этап – Практический (октябрь 2024г. – апрель 2025 г.)
3 этап – Заключительный (май 2025 г.)
9.
Условия и ресурсное обеспечение
Материально- технические ресурсы:
- групповая комната для занятий с детьми;
- ноутбук;
- принтер;
-мультимедиа;
-канцелярские принадлежности.
Методическое обеспечение:
- дидактический материал;
- пособия по проведению игр;
- комплект методической и теоретической литературы.
Разработанные конспекты игр и мероприятий.
Литература.
Интернет-ресурсы.
11.
Ожидаемые результаты
Обогащение словарного запаса детей через игровую деятельность.
Освоение обобщающего значения слов на основе выделения существенных признаков предметов и явлений.
Проявление самостоятельности, активности в игре.
Развитие грамматического строя речи, связной речи;
Развитие навыка активной, разговорной, образной речи.
Развитие диалогической, монологической речи.
Развитие мелкой моторики рук.
1. Обоснование проекта.
1.1 Актуальность.
Сегодня вопросы развития речи у детей очень актуальны, так как развитие речи детей является одной из главных задач воспитания. Благодаря речи ребенок познает окружающий мир, получает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи ребенок выражает свои потребности, выражает свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребенок овладевает языком.
Наша цель – помочь детям в развитии речи, речь можно развивать различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры. Игра – основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное действие на его психическое развитие. В игре ребенок овладевает новыми знаниями и умениями. Только в игре усваиваются правила человеческого общения.
И ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты. А лучше всего все это проводить через игру, так как вся деятельность ребенка связана с игрой. Играя, дети учатся говорить, начинают запоминать разные слова и фразы.
Проблема: недостаточное развитие речи у детей в группе, а в отдельных случаях почти полное ее отсутствие.
1.2. Гипотеза. Если целенаправленно развивать культуру речи детей, включая в игры задания на развитие речи, то это значительно повысит коммуникативные способности детей младшего дошкольного возраста.
2. Цели и задачи
2.1. Цель. Повысить уровень развития речи детей через различные виды игр.
2.2. Задачи.
Для детей:
Образовательные:
·обогащать словарный запас через игровую деятельность;
·обеспечить качественное и количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения;
·активизировать словарь, то есть не только знание слов, но и введение их в практику общения;
·обеспечить овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;
·способствовать освоению обобщающего значения слов на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;
·способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре.
Развивающие:
·развивать грамматический строй речи, связную речь;
·развивать навыки активной, разговорной, образной речи;
·развивать диалогическую, монологическую речь;
·развивать слуховое и зрительного восприятия;
·развивать познавательную активность, творческие способности.
·развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
·воспитывать усидчивость;
·воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий.
Для родителей:
·повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей;
·расширить поле позитивного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса;
·стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.
3. Этапы проекта:
·Организационно-подготовительный
·Практический
·Заключительный
1 этап - Организационно-подготовительный
(Сентябрь, 2024г.)
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.
Определение цели и задач проекта.
Подбор художественной литературы, иллюстраций.
Диагностика.
Подбор и анализ методической литературы.
Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.
Подготовка дидактического и практического материала.
Доведение до сведения родителей смысла и целей проекта.
Изготовление настольно-печатных игр по речевому развитию.
Пополнение предметно-развивающей среды группы дидактическими играми.
2 этап - Основной
(октябрь, 2024г. – апрель, 2025г.)
Реализация содержания проекта, выполнение плана мероприятий.
Подведение и анализ промежуточных результатов.
Создание картотеки «Дидактические игры во второй младшей группе».
Создание картотеки «Пальчиковые игры для детей 3-4 лет».
3 этап - Заключительный
(Май, 2025г.)
Оформление фотовыставки для родителей.
Родительское собрание на тему: «Как мы играли и чему научились за год».
Диагностика.
Оформление электронной презентации.
4. Принципы реализации проекта
Дидактической основой организации работы по проекту является следующая система принципов:
Системности (применение различных форм работы по проекту системно).
Интеграции (интеграция всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве: обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура).
Цикличности (постепенное усложнение заданий).
Психологической комфортности (ситуация успеха).
5. Условия и ресурсное обеспечение проекта
№
Ресурсное обеспечение проекта
Перечень составляющих условий
1
Кадровое обеспечение:
- воспитатели группы;
- родители (законные представители) воспитанников.
2
Материально- техническое обеспечение:
- групповая комната для занятий с детьми;
- ноутбук;
- принтер;
-мультимедиа;
-игрушки и предметы по теме игры;
- картинки.
3
Методическое обеспечение:
-дидактический материал;
- комплект методической и теоретической литературы.
Разработанные конспекты игр и мероприятий.
Литература.
Интернет ресурсы.
6. Формы реализации проекта.
1.
Формы реализации проекта
образовательная деятельность;
беседа;
самостоятельная деятельность детей;
фотовыставка;
конкурс;
оснащение предметно-развивающей среды;
работа с родителями.
2.
Виды деятельности
дидактические игры;
словесные;
настольно-печатные;
пальчиковые игры;
подвижные игры;
театрализованные игры;
сюжетно-ролевые;
строительные игры;
игровые упражнения;
чтение художественной литературы.
7. Механизм реализации проекта
Реализация проекта предполагает наличие следующих психолого-педагогических условий:
- личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, т. е. создание таких ситуаций, когда каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.;
- обеспечение опоры на личный опыт ребенка при освоении им новых знаний;
- ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности;
- применение игровых заданий при проведении организованной образовательной деятельности по развитию речи;
- применение игровых упражнений на развитие мелкой моторики;
- организация игр и игровых упражнений;
- чтение художественной литературы;
- организация и проведение вечеров - развлечений.
- вовлечение семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка.
При реализации проекта использовались следующие методы:
1.Словесный
Предъявление информации различными способами (рассказ, беседа, чтение художественных произведений и др.)
2.Эвристический
Метод творческой деятельности.
3.Практический
Использование вместе с детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.
4.Наглядный
Использование иллюстраций, демонстраций и др.
5.Игровой
Использование дидактических, словесных, театрализованных, пальчиковых, сюжетно-ролевых, строительных, подвижных игр.
8. Ожидаемые результаты
Для детей.
1. Обогащение словарного запаса детей через игровую деятельность.
2. Освоение обобщающего значения слов на основе выделения существенных признаков предметов и явлений.
3. Проявление самостоятельности, активности в игре.
4. Развитие грамматического строя речи, связной речи.
5. Развитие навыка активной, разговорной, образной речи.
6. Развитие диалогической, монологической речи.
7. Развитие мелкой моторики рук.
Для родителей.
1.Повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития их детей.
2.Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей.
План реализации проекта
Этапы проекта
Сроки
Работа с детьми
Работа с родителями
Организационно-подготовительный этап
Сентябрь
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.
Определение цели и задач проекта.
Подборка художественной литературы, иллюстраций.
Подбор и анализ методической литературы.
Диагностика.
Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.
Подготовка дидактического и практического материала.
Доведение до сведения родителей смысла и целей проекта.
Октябрь
Беседа «В какие игры можно играть в группе?»
Дидактические игры:
«Чего не стало?»
«Чей это домик?»
Пальчиковые игры:
«Дом»
«Мяч»
«Семья»
Словесные игры:
«Добавь слово»
«Назови ласково»
«Скажи какой»
Игра-драматизация «Репка»
Игровые задания на занятиях:
«Не ошибись»
«Чья вещь?»
Дидактическое упражнение:
«Играем в слова»
Консультации:
«Особенности речевого развития детей 3-4 лет»;
«Роль семьи в развитии речи детей». Памятка «Рекомендации по проведению пальчиковых игр».
Ноябрь
Дидактические игры:
«Назови часть целого»
«Жили- были сказки…»
«Зоологическое лото»
Игровые задания на занятиях:
«Домашние и дикие животные»
«Мамы и малыши»
Игровое упражнение:
«Разрезные картинки» (осень)
Пальчиковые игры:
«Осенние листья»
«Осень»
«Овощи»
«Вышел дождик погулять».
Игра-драматизация «Волк и козлята» Чтение художественной литературы:
В. Степанов «Домик для воробья»
Консультации:
«Игры для развития речи (по дороге в детский сад)»;
«Ум на кончиках пальцев»;
«Игры для развития пассивного словаря».
Буклет «Для чего нужны пальчиковые игры»
Декабрь
Дидактические игры:
«Что кому нужно»
«Кто, что умеет делать»
Игровые задания на занятиях:
«Большой, средний, маленький»
«Назови одним словом»
Театрализованная игра:
«У матрешки новоселье»
Игровое упражнение:
«Разрезные картинки» (Профессии)
Игровые задания на занятиях:
«Расскажи сказку «Колобок» по картинкам»
Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Пальчиковые игры:
«Кормушка»;
«Есть у каждого свой дом»;
«Мы во двор гулять пошли»
Чтение художественной литературы:
Л.Н. Толстой «Спала кошка на крыше»
Консультации
«Инструкция по воспитанию красноречивого ребенка»;
«Развитие связной речи у детей»;
«Что читать детям 3 - 4 лет».
Папка-передвижка «Играйте вместе с детьми».
Практический этап
Январь
Диагностика
Дидактические игры:
«Что сначала, что потом»
«Что не так на картинке?»
«Кто что ест?»
«Чей хвост?»
Театрализованная игра «Теремок»
Игровые задания на занятиях:
«Играем по сказкам: найди лишних героев»
«Один - много»
Подвижная игра «Метелица»
Строительная игра «Дом для Деда Мороза»
Консультации для родителей:
«Если Ваш ребенок плохо разговаривает»;
«Зачем читать детям книги?»;
«Развиваем словарь детей»
Буклет «Как развивать речь ребенка дома».
Февраль
Дидактические игры:
«Какая погода?»
«Отгадай сказку»
«Времена года»
Вечер - развлечений «Мой веселый круглый мяч»
Театрализованная игра
«Лисичка подслушивает»
Игровые задания на занятиях:
«Расскажи сказку «Рукавичка» по картинкам»
«Найди лишнее, объясни почему». Пальчиковые игры:
«Как у нас семья большая»
«Семья»
«Дружные пальчики»
«Помощники».
Чтение художественной литературы:
В. Бианки «Лис и Мышонок»
Консультации для родителей:
«Игры и упражнения для развития речевого аппарата»;
«Игры с мячом для развития речи детей»;
«На кухне с мамой мы играем - речь и пальцы развиваем»
Март
Дидактические игры:
«Что делает?»
«Ассоциации. Угадай сказку»
«Кто, что ест?»
Театрализованная игра:
«Курочка-рябушечка»
Игра-драматизация «Кот, петух и лиса»
Игровые задания на занятиях: «Найди лишнее, объясни почему»
Пальчиковые игры:
«Птички»
«Уточка»
«Ласточка»
«Сорока-белобока».
Чтение художественной литературы:
Е. Чарушин «Курочка».
Консультации для родителей:
«Роль дыхательной гимнастики в речевом развитии ребенка»; «Значение театрализованной деятельности для развития речи ребенка»
Буклет «Игра – жизненная потребность ребенка».
Совместное творчество детей и родителей: «Дидактическая игра своими руками»
Апрель
Дидактические игры:
«Чего не стало?»
«Что изменилось на картинке?»
«Куда спряталась мышка?»
Игра-драматизация «У страха глаза велики»
Игровые задания на занятиях:
«Что было сначала, а что потом?»
Подвижная игра «Ручеек»
Пальчиковые игры:
«Повар»
«Машина каша»
«Компот»
«Каша».
Консультация для родителей:
«Развитие диалогической речи дошкольников с использованием игр-драматизаций»;
«Учим ребенка общаться».
Буклет «Игры по развитию речи»
Заключительный этап
Май
Оформление фотовыставки для родителей.
Диагностика
Оформление электронной презентации
Родительское собрание на тему «Как мы играли и чему научились за год».
Список использованной литературы
1. Бондаренко, А. К. «Дидактические игры в детском саду». / А. К. Бондаренко. – М., 1991.
2. Бородич А.М. «Методика развития речи детей». М.,1981
3. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. / В. В. Гербова. – М., 2007.
4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 2001. 5.Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. М., 2009.
6.Методика развития речи детей дошкольного возраста / под ред.Л.П. Федоренко. М., 2004.
7. Микляева, Ю. В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ.
8. Ушакова, О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2004.
8.Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у дошкольников. - М., 2009.