Публикации

Долгосрочный проект: «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр»

Паспорт проекта

1.

Наименование проекта

Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр

2.

Авторы проекта

Трофимова М.А.

Сроки реализации

2024-2025 учебный год

3.

Тип проекта

Практико-ориентированный

4.

Участники проекта

Дети 3-4 лет, воспитатели группы, родители (законные представители) воспитанников

5.

Целевая группа

Воспитанники группы общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет

6.

Цель

Повысить уровень развития речи детей через различные виды игр.

7.

Задачи

Образовательные:

обогащать словарный запас через игровую деятельность;

обеспечить качественное и количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения;

активизировать словарь, то есть не только знание слов, но и введение их в практику общения;

обеспечить овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;

способствовать освоению обобщающего значения слов на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;

способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре.

Развивающие:

развивать грамматический строй речи, связную речь;

развивать навыки активной, разговорной, образной речи;

развивать диалогическую, монологическую речь;

развивать слуховое и зрительного восприятия;

развивать познавательную активность, творческие способности.

развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

воспитывать усидчивость;

воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий.

8.

Основные этапы проекта и сроки реализации

1 этап - Организационно-подготовительный (сентябрь 2024г.)

2 этап – Практический (октябрь 2024г. – апрель 2025 г.)

3 этап – Заключительный (май 2025 г.)

9.

Условия и ресурсное обеспечение

Материально- технические ресурсы:

- групповая комната для занятий с детьми;

- ноутбук;

- принтер;

-мультимедиа;

-канцелярские принадлежности.

Методическое обеспечение:

- дидактический материал;

- пособия по проведению игр;

- комплект методической и теоретической литературы.

Разработанные конспекты игр и мероприятий.

Литература.

Интернет-ресурсы.

11.

Ожидаемые результаты

Обогащение словарного запаса детей через игровую деятельность.

Освоение обобщающего значения слов на основе выделения существенных признаков предметов и явлений.

Проявление самостоятельности, активности в игре.

Развитие грамматического строя речи, связной речи;

Развитие навыка активной, разговорной, образной речи.

Развитие диалогической, монологической речи.

Развитие мелкой моторики рук.

1. Обоснование проекта.

1.1 Актуальность.

Сегодня вопросы развития речи у детей очень актуальны, так как развитие речи детей является одной из главных задач воспитания. Благодаря речи ребенок познает окружающий мир, получает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи ребенок выражает свои потребности, выражает свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребенок овладевает языком.

Наша цель – помочь детям в развитии речи, речь можно развивать различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры. Игра – основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное действие на его психическое развитие. В игре ребенок овладевает новыми знаниями и умениями. Только в игре усваиваются правила человеческого общения.

И ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты. А лучше всего все это проводить через игру, так как вся деятельность ребенка связана с игрой. Играя, дети учатся говорить, начинают запоминать разные слова и фразы.

Проблема: недостаточное развитие речи у детей в группе, а в отдельных случаях почти полное ее отсутствие.

1.2. Гипотеза. Если целенаправленно развивать культуру речи детей, включая в игры задания на развитие речи, то это значительно повысит коммуникативные способности детей младшего дошкольного возраста.

2. Цели и задачи

2.1. Цель. Повысить уровень развития речи детей через различные виды игр.

2.2. Задачи.

Для детей:

Образовательные:

·обогащать словарный запас через игровую деятельность;

·обеспечить качественное и количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения;

·активизировать словарь, то есть не только знание слов, но и введение их в практику общения;

·обеспечить овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;

·способствовать освоению обобщающего значения слов на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;

·способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре.

Развивающие:

·развивать грамматический строй речи, связную речь;

·развивать навыки активной, разговорной, образной речи;

·развивать диалогическую, монологическую речь;

·развивать слуховое и зрительного восприятия;

·развивать познавательную активность, творческие способности.

·развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

·воспитывать усидчивость;

·воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий.

Для родителей:

·повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей;

·расширить поле позитивного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса;

·стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.

3. Этапы проекта:

·Организационно-подготовительный

·Практический

·Заключительный

1 этап - Организационно-подготовительный

(Сентябрь, 2024г.)

Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.

Определение цели и задач проекта.

Подбор художественной литературы, иллюстраций.

Диагностика.

Подбор и анализ методической литературы.

Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.

Подготовка дидактического и практического материала.

Доведение до сведения родителей смысла и целей проекта.

Изготовление настольно-печатных игр по речевому развитию.

Пополнение предметно-развивающей среды группы дидактическими играми.

2 этап - Основной

(октябрь, 2024г. – апрель, 2025г.)

Реализация содержания проекта, выполнение плана мероприятий.

Подведение и анализ промежуточных результатов.

Создание картотеки «Дидактические игры во второй младшей группе».

Создание картотеки «Пальчиковые игры для детей 3-4 лет».

3 этап - Заключительный

(Май, 2025г.)

Оформление фотовыставки для родителей.

Родительское собрание на тему: «Как мы играли и чему научились за год».

Диагностика.

Оформление электронной презентации.

4. Принципы реализации проекта

Дидактической основой организации работы по проекту является следующая система принципов:

Системности (применение различных форм работы по проекту системно).

Интеграции (интеграция всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве: обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура).

Цикличности (постепенное усложнение заданий).

Психологической комфортности (ситуация успеха).

5. Условия и ресурсное обеспечение проекта



Ресурсное обеспечение проекта

Перечень составляющих условий

1

Кадровое обеспечение:

- воспитатели группы;

- родители (законные представители) воспитанников.

2

Материально- техническое обеспечение:

- групповая комната для занятий с детьми;

- ноутбук;

- принтер;

-мультимедиа;

-игрушки и предметы по теме игры;

- картинки.

3

Методическое обеспечение:

-дидактический материал;

- комплект методической и теоретической литературы.

Разработанные конспекты игр и мероприятий.

Литература.

Интернет ресурсы.

6. Формы реализации проекта.

1.

Формы реализации проекта

образовательная деятельность;

беседа;

самостоятельная деятельность детей;

фотовыставка;

конкурс;

оснащение предметно-развивающей среды;

работа с родителями.

2.

Виды деятельности

дидактические игры;

словесные;

настольно-печатные;

пальчиковые игры;

подвижные игры;

театрализованные игры;

сюжетно-ролевые;

строительные игры;

игровые упражнения;

чтение художественной литературы.

7. Механизм реализации проекта

Реализация проекта предполагает наличие следующих психолого-педагогических условий:

- личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, т. е. создание таких ситуаций, когда каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.;

- обеспечение опоры на личный опыт ребенка при освоении им новых знаний;

- ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности;

- применение игровых заданий при проведении организованной образовательной деятельности по развитию речи;

- применение игровых упражнений на развитие мелкой моторики;

- организация игр и игровых упражнений;

- чтение художественной литературы;

- организация и проведение вечеров - развлечений.

- вовлечение семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка.

При реализации проекта использовались следующие методы:

1.Словесный

Предъявление информации различными способами (рассказ, беседа, чтение художественных произведений и др.)

2.Эвристический

Метод творческой деятельности.

3.Практический

Использование вместе с детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

4.Наглядный

Использование иллюстраций, демонстраций и др.

5.Игровой

Использование дидактических, словесных, театрализованных, пальчиковых, сюжетно-ролевых, строительных, подвижных игр.

8. Ожидаемые результаты

Для детей.

1. Обогащение словарного запаса детей через игровую деятельность.

2. Освоение обобщающего значения слов на основе выделения существенных признаков предметов и явлений.

3. Проявление самостоятельности, активности в игре.

4. Развитие грамматического строя речи, связной речи.

5. Развитие навыка активной, разговорной, образной речи.

6. Развитие диалогической, монологической речи.

7. Развитие мелкой моторики рук.

Для родителей.

1.Повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития их детей.

2.Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей.

План реализации проекта

Этапы проекта

Сроки

Работа с детьми

Работа с родителями

Организационно-подготовительный этап

Сентябрь

Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.

Определение цели и задач проекта.

Подборка художественной литературы, иллюстраций.

Подбор и анализ методической литературы.

Диагностика.

Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.

Подготовка дидактического и практического материала.

Доведение до сведения родителей смысла и целей проекта.

Октябрь

Беседа «В какие игры можно играть в группе?»

Дидактические игры:

«Чего не стало?»

«Чей это домик?»

Пальчиковые игры:

«Дом»

«Мяч»

«Семья»

Словесные игры:

«Добавь слово»

«Назови ласково»

«Скажи какой»

Игра-драматизация «Репка»

Игровые задания на занятиях:

«Не ошибись»

«Чья вещь?»

Дидактическое упражнение:

«Играем в слова»

Консультации:

«Особенности речевого развития детей 3-4 лет»;

«Роль семьи в развитии речи детей». Памятка «Рекомендации по проведению пальчиковых игр».

Ноябрь

Дидактические игры:

«Назови часть целого»

«Жили- были сказки…»

«Зоологическое лото»

Игровые задания на занятиях:

«Домашние и дикие животные»

«Мамы и малыши»

Игровое упражнение:

«Разрезные картинки» (осень)

Пальчиковые игры:

«Осенние листья»

«Осень»

«Овощи»

«Вышел дождик погулять».

Игра-драматизация «Волк и козлята» Чтение художественной литературы:

В. Степанов «Домик для воробья»

Консультации:

«Игры для развития речи (по дороге в детский сад)»;

«Ум на кончиках пальцев»;

«Игры для развития пассивного словаря».

Буклет «Для чего нужны пальчиковые игры»

Декабрь

Дидактические игры:

«Что кому нужно»

«Кто, что умеет делать»

Игровые задания на занятиях:

«Большой, средний, маленький»

«Назови одним словом»

Театрализованная игра:

«У матрешки новоселье»

Игровое упражнение:

«Разрезные картинки» (Профессии)

Игровые задания на занятиях:

«Расскажи сказку «Колобок» по картинкам»

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Пальчиковые игры:

«Кормушка»;

«Есть у каждого свой дом»;

«Мы во двор гулять пошли»

Чтение художественной литературы:

Л.Н. Толстой «Спала кошка на крыше»

Консультации

«Инструкция по воспитанию красноречивого ребенка»;

«Развитие связной речи у детей»;

«Что читать детям 3 - 4 лет».

Папка-передвижка «Играйте вместе с детьми».

Практический этап

Январь

Диагностика

Дидактические игры:

«Что сначала, что потом»

«Что не так на картинке?»

«Кто что ест?»

«Чей хвост?»

Театрализованная игра «Теремок»

Игровые задания на занятиях:

«Играем по сказкам: найди лишних героев»

«Один - много»

Подвижная игра «Метелица»

Строительная игра «Дом для Деда Мороза»

Консультации для родителей:

«Если Ваш ребенок плохо разговаривает»;

«Зачем читать детям книги?»;

«Развиваем словарь детей»

Буклет «Как развивать речь ребенка дома».

Февраль

Дидактические игры:

«Какая погода?»

«Отгадай сказку»

«Времена года»

Вечер - развлечений «Мой веселый круглый мяч»

Театрализованная игра

«Лисичка подслушивает»

Игровые задания на занятиях:

«Расскажи сказку «Рукавичка» по картинкам»

«Найди лишнее, объясни почему». Пальчиковые игры:

«Как у нас семья большая»

«Семья»

«Дружные пальчики»

«Помощники».

Чтение художественной литературы:

В. Бианки «Лис и Мышонок»

Консультации для родителей:

«Игры и упражнения для развития речевого аппарата»;

«Игры с мячом для развития речи детей»;

«На кухне с мамой мы играем - речь и пальцы развиваем»

Март

Дидактические игры:

«Что делает?»

«Ассоциации. Угадай сказку»

«Кто, что ест?»

Театрализованная игра:

«Курочка-рябушечка»

Игра-драматизация «Кот, петух и лиса»

Игровые задания на занятиях: «Найди лишнее, объясни почему»

Пальчиковые игры:

«Птички»

«Уточка»

«Ласточка»

«Сорока-белобока».

Чтение художественной литературы:

Е. Чарушин «Курочка».

Консультации для родителей:

«Роль дыхательной гимнастики в речевом развитии ребенка»; «Значение театрализованной деятельности для развития речи ребенка»

Буклет «Игра – жизненная потребность ребенка».

Совместное творчество детей и родителей: «Дидактическая игра своими руками»

Апрель

Дидактические игры:

«Чего не стало?»

«Что изменилось на картинке?»

«Куда спряталась мышка?»

Игра-драматизация «У страха глаза велики»

Игровые задания на занятиях:

«Что было сначала, а что потом?»

Подвижная игра «Ручеек»

Пальчиковые игры:

«Повар»

«Машина каша»

«Компот»

«Каша».

Консультация для родителей:

«Развитие диалогической речи дошкольников с использованием игр-драматизаций»;

«Учим ребенка общаться».

Буклет «Игры по развитию речи»

Заключительный этап

Май

Оформление фотовыставки для родителей.

Диагностика

Оформление электронной презентации

Родительское собрание на тему «Как мы играли и чему научились за год».

Список использованной литературы

1. Бондаренко, А. К. «Дидактические игры в детском саду». / А. К. Бондаренко. – М., 1991.

2. Бородич А.М. «Методика развития речи детей». М.,1981

3. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. / В. В. Гербова. – М., 2007.

4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 2001. 5.Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. М., 2009.

6.Методика развития речи детей дошкольного возраста / под ред.Л.П. Федоренко. М., 2004.

7. Микляева, Ю. В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ.

8. Ушакова, О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2004.

8.Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у дошкольников. - М., 2009.