Публикации

Доклад на тему "Семья и ее роль в воспитании подростка"

Доклад на тему "Семья и ее роль в воспитании подростка"

Семья, особенно в последнее время, стала объектом интенсивного психологического исследования в различных аспектах: она рассматривается как среда, в которой формируется личность, как посредник между личностью и культурой, к которой принадлежит семья, рассматривается с точки зрения ее защитных свойств для личности и т.д. В то же время семья — это маленькое общество, и ей также свойственны стадии развития, которые сопровождаются соответствующими психологическими процессами и проявлениями. Одним из таких психологических проявлений являются внутрисемейные стрессы, которые, в первую очередь, отражаются на поведении и эмоциональном состоянии ребенка.

Подростковый возраст - остро протекающий переход от детства ко взрослости. Для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, выраженная эмоциональная неустойчивость с резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к субдепрессивным состояниям. Свои умственные качества подростки обычно направляют на такие виды деятельности, которые их больше интересуют. Пик эмоциональной неустойчивости у мальчиков приходится на 11-13 лет, у девочек — на 13-15 лет. Кризис подросткового возраста, переживаемый в период от 13 до 15 лет, - один из самых болезненных и острых. Подростки переживают мощную эндокринную перестройку организма. Работоспособность падает, обучение затрудняется, интересы угасают, негативизм по отношению к старшим не знает границ. Способы разрешения подросткового возрастного межличностного конфликта с родителями могут быть самыми различными. Но во всех подобных случаях жизни инициативу в их предупреждения и устранении должны брать на себя взрослые люди, в данном случае родители. Они же в уже возникшей конфликтной ситуации, будучи более разумными и опытными людьми, чем подростки, обязаны вести себя в отношении подростков более гибко и осмысленно.

Самым важным и влиятельным фактором социализации была и остается семья, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Условия, в которых живет семья, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера. Помимо образовательного уровня родителей, сильно влияет на судьбу подростков состав семьи и характер взаимоотношений между ее членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков. Практика показывает, что подростки, в семьях которых существуют проблемы, так же имеют проблемы либо в учебе, либо во взаимоотношениях с окружающими его людьми.

Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.

Существует несколько механизмов влияния родителей на своих детей. Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых, постепенно становиться для ребенка привычкой и внутренней потребностью.

Во-вторых, идентификация: ребенок, подражая родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они.

В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.

Семейная социализация сводится не только к взаимодействию ребенка с родителями. И зачастую может происходить все с точностью до наоборот: например, в семье, где оба родителя достаточно хорошо ведут хозяйство, ребенок может и не выработать этих способностей, так как семья не нуждается в проявлении этих качеств; и напротив, в семье, где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь. Не менее важен механизм психологического противодействия: юноша, свободу которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым.

Сегодня мы сталкиваемся с разными стилями семейного воспитания, которые во многом зависят как от национальных традиций, так и от индивидуальных особенностей.

Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально:

родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение подростком;

власть используется лишь в меру необходимости;

в ребенке цениться как послушание, так и независимость;

родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым;

он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.

Семья остается тем местом, где подросток, юноша чувствует себя наиболее спокойно и уверенно.