Котлярова Светлана Павловна,
старший воспитатель,
МБДОО «Детский сад №177 «Золотой ключик»,
Республика Северная Осетия-Алания, г.Владикавказ
Кочиева Фатима Гурамовна,
воспитатель,
МБДОО «Детский сад №177 «Золотой ключик»,
Республика Северная Осетия-Алания, г.Владикавказ
Формы, методы и средства работы с семьями воспитанников
по формированию навыков здорового образа жизни
Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических недостатков.
Дошкольный возраст – самый благоприятный период в жизни каждого человека для выявления и становления способностей: именно тогда наиболее стремительно формируется личность и индивидуальность. Это время, когда развиваются и укрепляются не только психические и нравственные качества, но и закладывается фундамент здоровья, общей двигательной подготовленности и полноценного физического развития. Именно здоровье составляет прочную базу полноценного развития ребёнка в процессе его жизнедеятельности. В последние годы отечественными исследователями и педагогами отмечается устойчивая тенденция ухудшения физических данных развития детей. По этой причине одним из важнейших направлений как общего, так и дошкольного образования является охрана жизни и здоровья детей.
Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от качественного взаимодействия семьи и ДОУ. Формирование отношения ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе педагогов, всего персонала ДОУ и непосредственного участия родителей.
Известно, что даже самая хорошая оздоровительная программа не будет эффективной, если нет закрепления результатов в семье, именно поэтому работа с родителями воспитанников выделяется как одна из главных задач работы дошкольного учреждения. Организация совместной деятельности, где родители выступают в роли не пассивных наблюдателей педагогического процесса, а становятся его активными участниками является отличным средством реализации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Наша работа началась с диагностики, которая включала в себя: изучение медицинских карт детей и анкетирование родителей.
20 детей, посещающих нашу группу, имеют вторую группу здоровья, часто болели простудными заболеваниями – 10 человек из группы.
Анализ проведенного анкетирования родителей группы (разработанной М.А. Смирновой) показал, что состояние здоровья своего ребенка, как хорошее, оценивают только 60% родителей.
Физкультурой и спортом постоянно занимаются только 10% семей.
Более половины родителей не считают свое питание рациональным. Знания о здоровом образе жизни получают только из источников СМИ, без изучения специальной литературы по воспитанию дошкольников.
Исследование показало, что работа по формированию здорового образа жизни у детей ведется чуть больше, чем в половине семей.
С целью повышения педагогической грамотности родителей в вопросах формирования навыков здорового образа жизни детей мы предложили родителям создать семейный клуб «Мы за здоровый образ жизни».
Задачами было:
– познакомить родителей с приемам эффективного взаимодействия с ребенком с целью сохранения его здоровья и создание в семье здорового нравственно-психологического климата;
– оказать конкретную практическую помощь семье в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка;
– привлечь родителей к осуществлению воспитательного процесса, созданию здоровой среды;
– расширить спектр средств и способов работы с родителями.
В нашей работе с родителями в вопросах формирования здорового образа жизни у детей мы использовали такие формы взаимодействия с семьями воспитанников, как:
– информационно-аналитические;
– досуговые;
– наглядно-информационные;
– познавательные формы работы.
Был разработан план взаимодействия с родителями.
В рамках реализации плана проведены консультации «Физическое воспитание в семье», «Как научить ребенка заботиться о зубах», Здоровое питание для дошкольников» и др.
Работая в этом ключе, мы всегда стремимся к тому, чтобы цели и задачи воспитания здорового ребенка были известны и хорошо понятны родителям ребят.
Вниманию родителей были представлены принципы здорового образа жизни, которые соблюдались как в детском саду, так и дома.
Принцип 1. Соблюдаем режим дня.
Очень важно приучать ребенка просыпаться и засыпать, кушать, играть, гулять, трудиться в одно и то же время.
Все это вселяет в ребенка чувство безопасности, уверенности и устойчивости. Это учит ребенка распределять и сохранять физические и психические силы в течение дня, делает его более спокойным и позитивным.
Принцип 2. Создание условий для полноценного сна
Закаливание
Принцип 3. Питание.
Детям для полноценно роста и развития необходимо рациональное питание. В организации питания ребенка следует придерживаться простых, но очень важных правил:
·Питание по режиму
·Для приготовления пищи использовать только натуральные продукты, не содержащие консервантов, синтетических добавок и так далее.
Принцип 4. Физическая культура.
·Систематические занятия физкультурой очень полезны для здоровья. Они укрепляют не только физическое здоровье, но и психику ребенка, позитивно влияют на его характер, способствуют развитию волевых качеств, уверенности в себе, ответственности, умения дружить.
·Занятия физическими упражнениями с мамой или папой доставляют детям большое удовольствие, а для родителей это прекрасная возможность пообщаться с ребенком, получить необходимую физическую нагрузку.
Принцип 5. Свежий воздух.
Свежий воздух просто необходим детскому развивающемуся мозгу! Недостаток кислорода приводит к значительному ухудшению самочувствия.
Ежедневные прогулки – эффективный метод закаливания ребенка. Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми.
Принцип 6. Водные процедуры, соблюдение правил личной гигиены.
Значение водных процедур для здоровья человека известно издавна и подтверждено многовековым опытом. Они очень полезны для здоровья, хорошего самочувствия, прекрасного настроения.
Совместно с родителями был оформлен физкультурный уголок. Родители с большим удовольствием делали своими руками нетрадиционное спортивное оборудование.
Особое внимание мы уделяем систематической и последовательной работе в течение всего учебного года и всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении, находим педагогический индивидуальный подход к каждому ребенку, к каждой семье на основе учета их интересов и способностей. Также нами проводятся мероприятия с педагогами, с целью знакомства с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.
В детском саду для педагогов был проведен семинар-практикум «Мы за ЗОЖ».
В своей работе мы используем здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья и активное формирование здорового образа жизни.
Формы работы по приобщению детей к ЗОЖ: уроки здоровья, игры и игровые ситуации, беседы и т.д.
На данный момент можно сказать, что использование разнообразных форм работы с родителями в вопросах воспитания ЗОЖ детей дало определенные результаты, и родители из зрителей и наблюдателей стали активными участниками и помощниками воспитателей в совместной работе по формированию ЗОЖ у воспитанников.
Судя по отзывам родителей, такая совместная работа очень понравилась всем участникам: детям своей разнообразностью и увлекательностью заданий, родителям – минимальностью усилий, которые им пришлось приложить для ее проведения.
Таким образом, ценность нашей работы по взаимодействию с семьей для приобщения детей к здоровому образу жизни, заключается в том, что родители могут увидеть и оценить итоги своего воспитания, как физического, так и духовного, поскольку на протяжении всей этой деятельности они ориентированы на своего ребенка. Стоит отметить, что все это способствует выстраиванию более тесных детско-родительских отношений. Став участниками процесса обучения и воспитания своих детей, папы и мамы чувствуют себя хорошими родителями, потому что вносят вклад в образование детей и сами приобретают новые умения.
На сегодняшний день мы не останавливаемся на достигнутом, продолжая искать новые пути сотрудничества с родителями наших воспитанников в вопросах формирования их здорового образа жизни. Ведь у нас одна цель - воспитывать здоровых детей.
старший воспитатель,
МБДОО «Детский сад №177 «Золотой ключик»,
Республика Северная Осетия-Алания, г.Владикавказ
Кочиева Фатима Гурамовна,
воспитатель,
МБДОО «Детский сад №177 «Золотой ключик»,
Республика Северная Осетия-Алания, г.Владикавказ
Формы, методы и средства работы с семьями воспитанников
по формированию навыков здорового образа жизни
Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических недостатков.
Дошкольный возраст – самый благоприятный период в жизни каждого человека для выявления и становления способностей: именно тогда наиболее стремительно формируется личность и индивидуальность. Это время, когда развиваются и укрепляются не только психические и нравственные качества, но и закладывается фундамент здоровья, общей двигательной подготовленности и полноценного физического развития. Именно здоровье составляет прочную базу полноценного развития ребёнка в процессе его жизнедеятельности. В последние годы отечественными исследователями и педагогами отмечается устойчивая тенденция ухудшения физических данных развития детей. По этой причине одним из важнейших направлений как общего, так и дошкольного образования является охрана жизни и здоровья детей.
Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от качественного взаимодействия семьи и ДОУ. Формирование отношения ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе педагогов, всего персонала ДОУ и непосредственного участия родителей.
Известно, что даже самая хорошая оздоровительная программа не будет эффективной, если нет закрепления результатов в семье, именно поэтому работа с родителями воспитанников выделяется как одна из главных задач работы дошкольного учреждения. Организация совместной деятельности, где родители выступают в роли не пассивных наблюдателей педагогического процесса, а становятся его активными участниками является отличным средством реализации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Наша работа началась с диагностики, которая включала в себя: изучение медицинских карт детей и анкетирование родителей.
20 детей, посещающих нашу группу, имеют вторую группу здоровья, часто болели простудными заболеваниями – 10 человек из группы.
Анализ проведенного анкетирования родителей группы (разработанной М.А. Смирновой) показал, что состояние здоровья своего ребенка, как хорошее, оценивают только 60% родителей.
Физкультурой и спортом постоянно занимаются только 10% семей.
Более половины родителей не считают свое питание рациональным. Знания о здоровом образе жизни получают только из источников СМИ, без изучения специальной литературы по воспитанию дошкольников.
Исследование показало, что работа по формированию здорового образа жизни у детей ведется чуть больше, чем в половине семей.
С целью повышения педагогической грамотности родителей в вопросах формирования навыков здорового образа жизни детей мы предложили родителям создать семейный клуб «Мы за здоровый образ жизни».
Задачами было:
– познакомить родителей с приемам эффективного взаимодействия с ребенком с целью сохранения его здоровья и создание в семье здорового нравственно-психологического климата;
– оказать конкретную практическую помощь семье в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка;
– привлечь родителей к осуществлению воспитательного процесса, созданию здоровой среды;
– расширить спектр средств и способов работы с родителями.
В нашей работе с родителями в вопросах формирования здорового образа жизни у детей мы использовали такие формы взаимодействия с семьями воспитанников, как:
– информационно-аналитические;
– досуговые;
– наглядно-информационные;
– познавательные формы работы.
Был разработан план взаимодействия с родителями.
В рамках реализации плана проведены консультации «Физическое воспитание в семье», «Как научить ребенка заботиться о зубах», Здоровое питание для дошкольников» и др.
Работая в этом ключе, мы всегда стремимся к тому, чтобы цели и задачи воспитания здорового ребенка были известны и хорошо понятны родителям ребят.
Вниманию родителей были представлены принципы здорового образа жизни, которые соблюдались как в детском саду, так и дома.
Принцип 1. Соблюдаем режим дня.
Очень важно приучать ребенка просыпаться и засыпать, кушать, играть, гулять, трудиться в одно и то же время.
Все это вселяет в ребенка чувство безопасности, уверенности и устойчивости. Это учит ребенка распределять и сохранять физические и психические силы в течение дня, делает его более спокойным и позитивным.
Принцип 2. Создание условий для полноценного сна
Закаливание
Принцип 3. Питание.
Детям для полноценно роста и развития необходимо рациональное питание. В организации питания ребенка следует придерживаться простых, но очень важных правил:
·Питание по режиму
·Для приготовления пищи использовать только натуральные продукты, не содержащие консервантов, синтетических добавок и так далее.
Принцип 4. Физическая культура.
·Систематические занятия физкультурой очень полезны для здоровья. Они укрепляют не только физическое здоровье, но и психику ребенка, позитивно влияют на его характер, способствуют развитию волевых качеств, уверенности в себе, ответственности, умения дружить.
·Занятия физическими упражнениями с мамой или папой доставляют детям большое удовольствие, а для родителей это прекрасная возможность пообщаться с ребенком, получить необходимую физическую нагрузку.
Принцип 5. Свежий воздух.
Свежий воздух просто необходим детскому развивающемуся мозгу! Недостаток кислорода приводит к значительному ухудшению самочувствия.
Ежедневные прогулки – эффективный метод закаливания ребенка. Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми.
Принцип 6. Водные процедуры, соблюдение правил личной гигиены.
Значение водных процедур для здоровья человека известно издавна и подтверждено многовековым опытом. Они очень полезны для здоровья, хорошего самочувствия, прекрасного настроения.
Совместно с родителями был оформлен физкультурный уголок. Родители с большим удовольствием делали своими руками нетрадиционное спортивное оборудование.
Особое внимание мы уделяем систематической и последовательной работе в течение всего учебного года и всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении, находим педагогический индивидуальный подход к каждому ребенку, к каждой семье на основе учета их интересов и способностей. Также нами проводятся мероприятия с педагогами, с целью знакомства с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.
В детском саду для педагогов был проведен семинар-практикум «Мы за ЗОЖ».
В своей работе мы используем здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья и активное формирование здорового образа жизни.
Формы работы по приобщению детей к ЗОЖ: уроки здоровья, игры и игровые ситуации, беседы и т.д.
На данный момент можно сказать, что использование разнообразных форм работы с родителями в вопросах воспитания ЗОЖ детей дало определенные результаты, и родители из зрителей и наблюдателей стали активными участниками и помощниками воспитателей в совместной работе по формированию ЗОЖ у воспитанников.
Судя по отзывам родителей, такая совместная работа очень понравилась всем участникам: детям своей разнообразностью и увлекательностью заданий, родителям – минимальностью усилий, которые им пришлось приложить для ее проведения.
Таким образом, ценность нашей работы по взаимодействию с семьей для приобщения детей к здоровому образу жизни, заключается в том, что родители могут увидеть и оценить итоги своего воспитания, как физического, так и духовного, поскольку на протяжении всей этой деятельности они ориентированы на своего ребенка. Стоит отметить, что все это способствует выстраиванию более тесных детско-родительских отношений. Став участниками процесса обучения и воспитания своих детей, папы и мамы чувствуют себя хорошими родителями, потому что вносят вклад в образование детей и сами приобретают новые умения.
На сегодняшний день мы не останавливаемся на достигнутом, продолжая искать новые пути сотрудничества с родителями наших воспитанников в вопросах формирования их здорового образа жизни. Ведь у нас одна цель - воспитывать здоровых детей.