Пермякова Марина Вячеславовна
методист
МАУ ДО «СЮТ», г. Новоуральск
ВОСПИТАНИЕ КАК ЦЕЛЕВАЯ ФУНКЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: в статье представлены основные вопросы воспитательной работы в дополнительном образовании.
Ключевые слова: воспитание, формирование личности, дополнительное образование
Текст статьи. В современном обществе образование играет ключевую роль в формировании личности и подготовке к жизни. Однако, помимо передачи знаний и навыков, воспитание также является важной целевой функцией образовательных учреждений, включая организации дополнительного образования.
Сегодня тема воспитания становится все более актуальной не только для нашей страны, но и для всего мирового сообщества, так как она тесно связана с глобальными вызовами, которые мы наблюдаем вокруг себя. Современные дети, находясь в постоянном информационном потоке, сталкиваются с необходимостью делать собственные выборы, что придает особую важность задаче воспитания.
Воспитание всегда было целевой функцией.
В связи с тем, что сегодня такое внимание уделяется этой задачи, мы должны понять, какой же потенциал у дополнительного образования, чтобы повлиять на изменение в личности нашего ребенка.
В общем понимании, воспитание часто воспринимается как процесс воздействия и морализации, однако такой подход не способствует решению задач изменений и развития личности.
Воспитание сегодня в силу развития субъектности ребенка – является педагогическим сопровождением развития человека, реализующего свою субъектную позицию, основанную на гуманистических и нравственных ценностях. Ребенок не может измениться, если он сам не захочет измениться.
Акцент на саморазвитии является основным сегодня фактором, который влияет на появление новых качеств личности. В дополнительном образовании большой комплекс тех возможностей, средств, которые могут быть реализованы как в процессе реализации образовательных, развивающих предпрофессиональных программ, так и в отношениях, которые складываются между педагогами и детьми в учреждении дополнительного образования.
Когда мы говорим о целях воспитания, то говорим о идеальной цели, то есть тот идеал, которому мы должны стремиться, но достижимой является только персонифицированная цель, которая относится к каждому ребенку.
Кроме того, важным аспектом является процессуальная цель, это те действия направленных на сплочение развития, самоуправления, создания среды, которые позволяют решить воспитательные задачи реализовать воспитательный потенциал дополнительного образования.
Какая же идеальная цель? Во всех документах говорится о воспитании гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов российской федерации исторических и национально-культурных традиций.
В стратегии воспитания подчеркивается развитие высоконравственной личности, разделяющие российские традиционные духовные ценности. Но сегодня еще актуализируется и воспитание национальной гордости, патриотизма, понимание своей ответственности, за свою страну, за свою дом, за свою улицу.
Идеальная цель, это воспитание человека, обладающего внутренней свободы, которая осознает хозяином своей судьбы и поступает в соответствии с принятыми принципами жизни, нравственными принципами, которые он делает выбор самостоятельно и реализует в своей жизни. Это не безграничное разрешение на всё, а скорее наличие моральных принципов, которые человек способен воплотить в жизнь.
В сфере дополнительного образования необходимо обеспечить педагогическую поддержку в трех аспектах выбора, которые совершает человек. Выбор объединения - ребенок уже делает свой выбор, может это не будет будущей профессией, но он отвечает на вопросы: "Кем же я стану?", "Кем мне быть?", "Какую профессию я освою?".
Несмотря на то что дети могут изменять свои предпочтения и даже переходить из одного кружка в другой, профессиональные опыты, полученные в рамках дополнительного образования, помогают им осознанно выбирать будущую профессию.
Второй очень важный выбор – это выбор своего социального кружения, основных на принципе отношений и отвечает на вопрос с "Кем быть?", и сегодня этот вопрос становится особо актуально: как ты взаимодействуешь с окружающими тебя людьми и как они воспринимают тебя, а также информация, которую ты получаешь каждый день из различных источников, таких как телевидение, интернет и так далее.
Самый главный выбор экзистенциальный - "Как мне жить?", " Каким мне быть?", " Какой проект моей жизни?" – это система ценностей и смысла, которые реализуются в процессе работы с детьми.
Прямое педагогическое сопровождение в сфере дополнительного образования включает в себя изучение уникальных характеристик каждого ученика, разработку инновационных подходов к воспитанию, и применение разнообразных методов и форм индивидуальной работы. Также это включает анализ эффективности педагогических методов.
В классификации методов воспитания можно выделить 2 основных принципа построения классификации.
Принцип субъектности подразумевает, что каждый метод воспитания должен стремиться к тому, чтобы стать методом самовоспитания и саморазвития. Изменения в человеке происходят только тогда, когда убеждение заложено в логике ребенка, а не взрослого, чтобы оно стало его собственным убеждением. Когда мы воздействуем на кого-то, мы сами должны осознавать, что передаем. Любые стимулы, будь то поощрение или наказание, должны быть естественным следствием поступка. Ребенок должен осознавать, что наказание или поощрение проистекают из его собственных действий, а не из воли педагога.
Это основное требование педагогики, которое остается актуальным и теперь становится привычкой — это работа над коррекцией и самокоррекцией. Конечно, воспитательные ситуации и события играют ключевую роль в процессе воспитания. Когда говорим о событиях, например, когда ребенок посещает учреждение дополнительного образования, это должно восприниматься им как значимое событие.
Событие — это эмоциональное переживание, что происходит, но здесь социальные пробы, которые являются очень важным фактором, когда мы создаём ситуации.
Это испытание. И метод дилемм, придуманный Лоуренсом (Лоренц) Кольбергом, который предполагает, что человек ставит себя на место других героев, сказок, героев литературных произведений, и истории, которые возникают, и он, рефлексируя, формирует в себе отношение к определенным нравственным действиям.
Это социальная проба, которая, и есть всегда преодоление. И вот это преодоление, которое находится в зоне ближайшего развития по Выготскому, оно очень важно влияет на формирование тех или иных качеств ребенка.
Какие уж условия успешности реализации воспитательных потенциалов в дополнительном образовании? Это создание воспитывающей среды, разновозрастного взаимодействия, развития детского самоуправления, использование наставничество, взаимодействия с семьей, социальное партнёрства.
методист
МАУ ДО «СЮТ», г. Новоуральск
ВОСПИТАНИЕ КАК ЦЕЛЕВАЯ ФУНКЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: в статье представлены основные вопросы воспитательной работы в дополнительном образовании.
Ключевые слова: воспитание, формирование личности, дополнительное образование
Текст статьи. В современном обществе образование играет ключевую роль в формировании личности и подготовке к жизни. Однако, помимо передачи знаний и навыков, воспитание также является важной целевой функцией образовательных учреждений, включая организации дополнительного образования.
Сегодня тема воспитания становится все более актуальной не только для нашей страны, но и для всего мирового сообщества, так как она тесно связана с глобальными вызовами, которые мы наблюдаем вокруг себя. Современные дети, находясь в постоянном информационном потоке, сталкиваются с необходимостью делать собственные выборы, что придает особую важность задаче воспитания.
Воспитание всегда было целевой функцией.
В связи с тем, что сегодня такое внимание уделяется этой задачи, мы должны понять, какой же потенциал у дополнительного образования, чтобы повлиять на изменение в личности нашего ребенка.
В общем понимании, воспитание часто воспринимается как процесс воздействия и морализации, однако такой подход не способствует решению задач изменений и развития личности.
Воспитание сегодня в силу развития субъектности ребенка – является педагогическим сопровождением развития человека, реализующего свою субъектную позицию, основанную на гуманистических и нравственных ценностях. Ребенок не может измениться, если он сам не захочет измениться.
Акцент на саморазвитии является основным сегодня фактором, который влияет на появление новых качеств личности. В дополнительном образовании большой комплекс тех возможностей, средств, которые могут быть реализованы как в процессе реализации образовательных, развивающих предпрофессиональных программ, так и в отношениях, которые складываются между педагогами и детьми в учреждении дополнительного образования.
Когда мы говорим о целях воспитания, то говорим о идеальной цели, то есть тот идеал, которому мы должны стремиться, но достижимой является только персонифицированная цель, которая относится к каждому ребенку.
Кроме того, важным аспектом является процессуальная цель, это те действия направленных на сплочение развития, самоуправления, создания среды, которые позволяют решить воспитательные задачи реализовать воспитательный потенциал дополнительного образования.
Какая же идеальная цель? Во всех документах говорится о воспитании гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов российской федерации исторических и национально-культурных традиций.
В стратегии воспитания подчеркивается развитие высоконравственной личности, разделяющие российские традиционные духовные ценности. Но сегодня еще актуализируется и воспитание национальной гордости, патриотизма, понимание своей ответственности, за свою страну, за свою дом, за свою улицу.
Идеальная цель, это воспитание человека, обладающего внутренней свободы, которая осознает хозяином своей судьбы и поступает в соответствии с принятыми принципами жизни, нравственными принципами, которые он делает выбор самостоятельно и реализует в своей жизни. Это не безграничное разрешение на всё, а скорее наличие моральных принципов, которые человек способен воплотить в жизнь.
В сфере дополнительного образования необходимо обеспечить педагогическую поддержку в трех аспектах выбора, которые совершает человек. Выбор объединения - ребенок уже делает свой выбор, может это не будет будущей профессией, но он отвечает на вопросы: "Кем же я стану?", "Кем мне быть?", "Какую профессию я освою?".
Несмотря на то что дети могут изменять свои предпочтения и даже переходить из одного кружка в другой, профессиональные опыты, полученные в рамках дополнительного образования, помогают им осознанно выбирать будущую профессию.
Второй очень важный выбор – это выбор своего социального кружения, основных на принципе отношений и отвечает на вопрос с "Кем быть?", и сегодня этот вопрос становится особо актуально: как ты взаимодействуешь с окружающими тебя людьми и как они воспринимают тебя, а также информация, которую ты получаешь каждый день из различных источников, таких как телевидение, интернет и так далее.
Самый главный выбор экзистенциальный - "Как мне жить?", " Каким мне быть?", " Какой проект моей жизни?" – это система ценностей и смысла, которые реализуются в процессе работы с детьми.
Прямое педагогическое сопровождение в сфере дополнительного образования включает в себя изучение уникальных характеристик каждого ученика, разработку инновационных подходов к воспитанию, и применение разнообразных методов и форм индивидуальной работы. Также это включает анализ эффективности педагогических методов.
В классификации методов воспитания можно выделить 2 основных принципа построения классификации.
Принцип субъектности подразумевает, что каждый метод воспитания должен стремиться к тому, чтобы стать методом самовоспитания и саморазвития. Изменения в человеке происходят только тогда, когда убеждение заложено в логике ребенка, а не взрослого, чтобы оно стало его собственным убеждением. Когда мы воздействуем на кого-то, мы сами должны осознавать, что передаем. Любые стимулы, будь то поощрение или наказание, должны быть естественным следствием поступка. Ребенок должен осознавать, что наказание или поощрение проистекают из его собственных действий, а не из воли педагога.
Это основное требование педагогики, которое остается актуальным и теперь становится привычкой — это работа над коррекцией и самокоррекцией. Конечно, воспитательные ситуации и события играют ключевую роль в процессе воспитания. Когда говорим о событиях, например, когда ребенок посещает учреждение дополнительного образования, это должно восприниматься им как значимое событие.
Событие — это эмоциональное переживание, что происходит, но здесь социальные пробы, которые являются очень важным фактором, когда мы создаём ситуации.
Это испытание. И метод дилемм, придуманный Лоуренсом (Лоренц) Кольбергом, который предполагает, что человек ставит себя на место других героев, сказок, героев литературных произведений, и истории, которые возникают, и он, рефлексируя, формирует в себе отношение к определенным нравственным действиям.
Это социальная проба, которая, и есть всегда преодоление. И вот это преодоление, которое находится в зоне ближайшего развития по Выготскому, оно очень важно влияет на формирование тех или иных качеств ребенка.
Какие уж условия успешности реализации воспитательных потенциалов в дополнительном образовании? Это создание воспитывающей среды, разновозрастного взаимодействия, развития детского самоуправления, использование наставничество, взаимодействия с семьей, социальное партнёрства.