Публикации

Развитие перемен в системе дополнительного образования

Болдырева Татьяна Геннадиевна,

педагог дополнительного образования

СП ДОД Центра детского творчества

ГБОУ СОШ пос. Кинельский

м.р. Кинельский Самарской области

Развитие перемен

в системе дополнительного образования

Драйвер (англ. driver — «водитель», «погонщик») — многозначное понятие.

Драйвер — это программа, которая работает как инструкция для операционной системы. Драйвер объясняет операционке, как пользоваться каким-то устройством. Педагог дополнительного образования – это, по сути, тот проводник, который способен помочь обучающемуся найти дело по душе, раскрыть его способности и потенциал, ориентировать в выборе жизненного и профессионального пути.

Драйв - определенное приподнятое, специфическое психологическое состояние, удовольствие, удовлетворение от чего-либо, сильная эмоция, а также то, что создает это состояние, даёт это удовлетворение, эмоцию и т. п.

«В условиях, когда нужно быстро меняться, перестраиваться, когда детям нужно дать эти базовые знания, драйвером развития всех перемен в системе образования оказывается дополнительное образование. У него меньше ограничений, меньше формальностей, к нему чрезвычайно высок интерес родительского сообщества», - говорит Ирина Потехина, заместитель министра образования и науки Российской Федерации.

Преимущество дополнительного образования состоит в том, что оно позволяет индивидуально выстраивать образовательную траекторию, оно более личностное, возможно непосредственное, оно предполагает индивидуальное взаимодействие с преподавателем, наставником. На программы дополнительного образования, в отличие от основного, можно осуществлять индивидуальный отбор, выявлять таланты, формировать группы обучающихся, в которых будет создана творческая атмосфера сотрудничества.

Без развития доступного дополнительного образования наше общество столкнется со стихийным формированием идентичности в периферийных, субкультурных пространствах социализации.

Становится очевидным, что на систему образования сегодня ложится огромная ответственность по обучению и воспитанию молодого поколения, В ситуации, когда нужно сделать интеллектуальный рывок в развитии страны (очевидно, что Россия нуждается сегодня в одаренных, прекрасно образованных в технических, естественнонаучных, социально-гуманитарных областях знаний людях), а старая система образования, как ее не модернизируй, этого сделать не позволяет. Необходимо более пристальное внимание обратить на дополнительное образование детей. За ним, очевидно, будущее.

С понятием «барьеры» проще – это преграды.

В теоретическом плане очевидна важность дополнительного образования для развития экономики страны, однако мы видим, что в дополнительном образовании существует целый ряд проблем, которые не позволяют ему раскрыть свой потенциал. Это проблемы методические: оторванность многих нормативных документов от реальной ситуации в образовании, проблемы социально-экономические: изношенность материально-технических фондов, остаточный принцип финансирования учреждений дополнительного образования детей из бюджетов всех уровней, старение кадров. Вот на этом хотелось бы остановиться поподробнее.

Не секрет, что высокий процент людей предпенсионного и пенсионного возраста, в определенной мере, затрудняет переход на новый уровень обучения и воспитания. Педагоги-пенсионеры плохо приспосабливаются к стремительно развивающемуся обществу и новым технологиям. Трудно сохранять задор, энтузиазм и азарт в течение 30 и больше лет.

Нужны ли такие педагоги? А нужны ли детям бабушки и дедушки?

Да! Мы и по головке погладим, и обнимем, и сказку расскажем, и конфетку дадим. Это ли не драйв? Ребёнок придёт туда, где ему хорошо и комфортно.

У нас есть чему научиться. Педагог должен быть мастером своего дела, увлеченным «реализатором» своего мастерства. Только глубокое знание своей профессии, своего предмета, увлеченность им позволят «заразить» учеников энергией творчества. А мастерство и опыт приходят с годами.

За время своей работы педагоги в возрасте не раз участвовали в олимпиадах, были авторами научных работ, выводили обучающихся на максимальные результаты в конкурсах.

С цифровизацией и инновациями сложно, но мы скрипим, ворчим…

и делаем!

Молодые специалисты не могут похвастаться таким послужным списком, но они амбициозны, они готовы проявить себя, разговаривают с техникой на «ты». Это наше будущее, наши надежды! …Но был ли бы Пушкин без Арины Родионовны?