Публикации

РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ (ЗПР) НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. Для них необходимо создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья. Недостаточная познавательная активность данной категории учащихся нередко в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью ребенка могут серьезно тормозить эффективность развития и обучения ребенка. Быстро наступающее утомление приводит к снижению работоспособности, которое негативно отражается на усвоении учебного материала. На уроке ребёнок с ОВЗ (ЗПР) легко отвлекается, его внимание соскальзывает с одного объекта на другой вследствие недостаточной целеустремлённости и устойчивости. Он переносит внимание с целого на части, с содержания на форму, с существенного на несущественное, что приводит к непоследовательности рассуждений, мышления и речи. Таким образом, сосредоточенность и интенсивность внимания школьника с ОВЗ (ЗПР) значительно снижена. Для школьника без ОВЗ понижение интенсивности внимания или его переключение на другой объект является своего рода отдыхом, для детей же с ОВЗ (ЗПР), утомление ведёт к резкому спаду внимания, переключение – разрыву его, что значительно затрудняет учебную работу. Недостатки внимания сказываются и на речи ребёнка: он не следит ни за тем, как говорят окружающие, ни за своей речью. Недостатки внимания мешают следить за своей моторикой, что вызывает хаотичность движений. Все эти дефекты становятся особенно заметны при изучении ими незнакомого или сложного материала, при встрече с трудностями. Всё это подчёркивает особую важность учёта индивидуальных особенностей и применения индивидуального подхода при обучении. Для реализации данных задач нужно создать благоприятный позитивный настрой для последующей успешной работы с учётом психофизических возможностей, с учётом его познавательных и интеллектуальных способностей, с учётом особенностей психоречевого развития. Главная задача курса русского языка и литературы — открыть школьникам язык как предмет изучения, вызвать интерес и стремление к постижению его удивительного словарного и интонационного богатства, показать возможности слова передавать тончайшие оттенки мысли и чувства. К особенностям лексики детей с ЗПР относятся:

- бедность словарного запаса;

- неточность в употреблении слов;

- трудность актуализации словаря;

- преобладание пассивного словаря над активным;

- несформированность структуры значения слова;

- нарушение процесса организации семантических полей.

Расширение и обогащение словаря детей с ОВЗ (ЗПР) должно быть тесно связано с развитием грамматического строя речи. Нарушения грамматической стороны речи проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения заданий по словоизменению и словообразованию, а также составлению предложений и практически в отсутствии связной речи.

В процессе изучения русского языка ученики должны не только овладеть определённым кругом знаний и навыков, но и приобрести умения самостоятельно добывать любые знания, находить ответы на вопросы, выдвигаемые жизнью.

Самостоятельное добывание знаний, усвоение учебного материала не только развивает познавательную активность обучаемых, но и формирует у них навыки учебного труда, такие личностные качества, как: организованность, самостоятельность, усидчивость, трудолюбие, уверенность, деловитость, требовательность к себе и другим, дисциплинированность.

Работа с текстом - одна из форм организации самостоятельной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках русского языка. Исходя из этого важнейшей задачей организации самостоятельной работы является обеспечить школьникам основные условия для творческой деятельности.

Самостоятельную работу учащихся можно использовать, практикуя самые разные формы обучения – фронтальную, групповую, индивидуальную. Задания для самостоятельной работы также могут быть разными, в зависимости от уровня подготовленности класса, задач и типа урока. Работа с текстом в качестве самостоятельной творческой деятельности учащихся может быть использована на разных этапах урока:

1.При проверке домашнего задания.

2.При изучении словарных слов

3.При изучении нового материала

4.На этапе закрепления новых знаний

5.На этапе контроля и оценки знаний.

Данные упражнения помогут формированию у учащихся теоретических понятий (текст, тема, основная мысль, стили речи: (художественный, научный, официально-деловой, публицистический, разговорный), типы речи (повествование, описание, рассуждение), практические умения связной речи: определение темы и основной мысли текста, определение стиля текста, собирание и систематизация материала к сочинению, создание связных высказываний, различных по стилю, композиции и типу речи.

Задания могут быть использованы для развития у детей связной письменной речи, а также для овладения умениями пользоваться устной формой литературного языка на уроках русского языка и литературы.

Этапы работы над текстом

Работа над темой текста (то, о чем говорится в тексте (о событиях, об интересных людях, научных открытиях и т.д.). Многие заголовки отражают тему текста.

I. 1. Прочитайте текст и ответьте, о чем в нем рассказывается.

2. Прочитайте стихотворение и определите его тему. Выберите подходящее начало из предложенных речевых образцов.

3. По заголовкам определите примерную тему статей (публицистический стиль)

4. Запишите несколько заголовков (выбранных из учебников), по которым можно «угадать» тему текста. Приведите примеры таких заголовков, которые прямо не отражают тему статьи, рассказа.

5. Прочитайте данные предложения и скажите, можно ли их назвать текстом. Ответ обоснуйте.

6. Уберите лишнюю информацию, не относящуюся к теме заметки.

7. Прочитайте первое предложение и скажите, о чем может идти речь в тексте.

8. Почему эту запись нельзя назвать текстом? (Деформированный текст)

9. Установите правильную последовательность предложений.

10. Прочитайте и озаглавьте текст.

11. Определите тему и микротемы текста, основную мысль, озаглавьте текст.

12. На какую тему подобраны пословицы? Чему они нас учат?

II.

1.Определите авторский замысел текста. Какую мысль автора можно передать рисунком?

2.Определите тип речи, жанр текста.

3.Определите основную мысль текста. Найдите в нем завязку, кульминацию, развязку.

4.Прочитайте несколько заголовков для текстов. Ответьте на вопрос: «Можно ли по заглавию судить о типе речи текста?»

5.К какому стилю речи относится текст. Почему? Докажите свою точку зрения.

6.Прочитайте текст. Определите его тему, основную мысль, стиль. Озаглавьте текст.

7.Прочитайте деформированный текст, устраните речевые недочеты.

8.Прочитайте текст про себя, а потом выразительно вслух. Какое настроение вызывает у вас текст?

9.Прочитайте текст. Докажите, что это именно текст, а не отдельные предложения, определите стиль и тип речи.

Работа над основной мыслью текста. Раскрывает цель текста, его назначение, смысл. Может содержаться в заглавии, в одном из предложений, но в большинстве случаев нужно формулировать самостоятельно.

1.Прочитайте текст, укажите предложение, которое содержит основную мысль.

2. В данном тексте найдите предложения существенные и несущественные для подтверждения главной мысли. Разделите текст на абзацы.

3.Прочитайте текст, определите, какие предложения нужно использовать для выражения главной мысли.

Работа над информативными центрами, микротемами текста.

1.В данном тексте найдите информативные центры предложений, микротемы, определите главную мысль текста.

2. Прочитайте текст, а затем его основную мысль, данную ниже. Скажите, согласны ли вы с тем, что она и есть главная?

3. Прочитайте текст и (данную ниже) его главную мысль. Дополните ее необходимыми словами.

4. Прочитайте текст, найдите в тексте предложения, сигнализирующие о начале новой темы. Определите, сколько основных тем развивается в данном тексте, назовите их.

5. В данный текст вставьте вводные слова, указывающие на порядок изложения информации.

Работа над планом текста

1. Прочитайте текст и составьте к нему два плана:

·подробный

·краткий, состоящий из 2-3 пунктов. Объясните преимущества и недостатки каждого плана.

2. Прочитайте текст, составьте тезисный план к нему.

3. Сравните свой тезисный план с приведенным ниже, отметьте упущения или излишества, которые имеются в планах. Выберите оптимальный вариант.

Работа над умением записи текста при аудировании

1. Прослушайте текст и засеките время, затраченное на его понимание.

2. Прочитайте друг другу небольшие сообщения, перескажите их, проанализируйте степень полноты переданной информации, друг другу.

3. Запишите микротекст, прочитанный товарищем, засеките время, необходимое вам для этого.

Работа над свертыванием информации в тексте (подготовка к написанию, сочинения, сжатого изложения – обучение приемам сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение)

1.Прослушайте два варианта одного текста, скажите, за счет чего произошло сокращение информации во втором варианте.

2.Прослушайте несколько предложений, выделите в них опорные слова, запишите, затем, по опорным словам, восстановите предложения.

3.Со слуха запишите диктант, трансформируя, где возможно, сложные предложения в простые. Сравните свою запись с предложенной.

4.Прочитайте текст про себя два раза и запишите, учитывая, что минимальная запись – 7 слов в минуту, а максимальная – 11.

5.Прослушайте текст два раза, во второй раз отмечайте негромкими постукиваниями границы предложений.

6.Запишите фразы таким образом, чтобы смысл остался без изменения, а количество слов сократилось.

7.Передайте данную информацию одной фразой.

В обучении написанию сочинений формируются следующие умения анализа текста:

·умение понять тему, осмыслить её границы;

·умение раскрыть тему;

·умение собирать материал для сочинения, отбирать его и систематизировать;

·умение строить сочинение в определенной последовательности, составлять план и писать по плану;

·умение подбирать слова, строить предложения, правильно выражать свои мысли;

·умение совершенствовать написанное

Работа над возможными ошибками (орфографическими, пунктуационными, грамматическими, речевыми)

1.Задания на исправление допущенных ошибок в предложенных предложениях

2.Исправление ошибок в собственных текстах (изложение с творческим заданием)

3.Использование опорных таблиц (алгоритмов)

На коррекционных занятиях целесообразно использовать

·упражнения для развития самоконтроля (графический диктант)

·упражнения для развития произвольного внимания (запомни буквы)

·упражнения для развития внимания (перепиши без ошибок, вычеркни повторяющиеся слова, раздели склеенные между собой предложения)

·упражнения для развития зрительного анализа (зрительный диктант, запомни написание)

·упражнения для развития конкретного мышления (сравнение слов, заполни пропуски букв в словах)

·упражнения для развития умения сравнивать (найди слова, прочитай быстро).

Самостоятельная работа с учебником, логический анализ текста, членение его на части, формулирование заголовков частей, составление простых и сложных планов, подготовка устных и письменных сообщений, конспектирование статей, написание сочинений разных видов – все эти виды работ, направленные на развитие самостоятельности мысли учащихся, вооружают их навыками, необходимыми в жизни, и помогают подготовиться к успешной сдаче экзамена по русскому языку.