Шавернева Юлия Геннадьевна
Педагог-организатор
МУДО «ДЮЦ «Максимум», г. Магнитогорск
Взаимодействие семьи и организации дополнительного образования в отличие от школы имеет свою специфику. Отношения между обучающимися, их родителями и педагогами в учреждениях дополнительного образования построены на основе свободы выбора. Большинство родителей не чувствуют необходимости и не обременены обязанностью систематически общаться с педагогами. Это является следствием неэффективного взаимодействия с семьей ребенка. Только при условии объединения усилий всех социальных институтов с семьей возможно успешное решение задач воспитания ребенка.
Задачи сотрудничества педагогов с родителями:
Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося. Объединить усилия для полноценного развития и воспитания ребенка. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Формы работы с семьей в системе образования:
Интерактивная. Анкетирование, диагностика. Посещение семьи на дому. Конференция. Индивидуальная консультация (беседа). Традиционная. Просветительская. Государственно-общественная.
Традиционные формы работы с семьей:
Дни открытых дверей.
Творческие мастерские.
Мастер- классы.
Родительское собрание.
Дни открытых дверей.
Дни открытых дверей — это средство удовлетворения интереса к тому, как живут дети в учреждении дополнительного образования, это способ познакомить родителей с содержанием, методами и приемами воспитания и обучения, условиями детской деятельности. Иногда «день открытых дверей» помогает преодолеть негативное или предвзятое отношение родителей к ребенку, его способностям, увидеть его в другом, ранее не известном свете. Может проводиться до 3 раз в год.
Организация совместных досуговых мероприятий.
Одна из самых популярных и востребованных в данный момент форм работы с родителями в системе дополнительного образования. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей; просмотр, обсуждение спектаклей; спортивные соревнования, конкурсы, домашние клубы выходного дня; «Веселые старты». Даже единичные коллективные дела, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания собственному ребенку, а на таких мероприятиях они волей-неволей включаются в общение с ним. Творческие мастерские. Родители и дети могут периодически вовлекаться в совместную деятельность в творческих мастерских. К такой работе привлекаются педагоги декоративно-прикладного творчества, которые помогают появлению на свет продукта совместного творчества. Под основной целью функционирования творческих мастерских подразумевается создание условий для творческой самореализации детей и родителей и как результат – радость совместного творческого труда.
Родительское собрание.
Это основная форма работы с родителями, в которой концентрируется весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Однако проведение встреч в виде формальных отчетов и поучающих бесед имеет негативные последствия. Нужно использовать методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный, деловой разговор.
В подготовке и проведении родительских собраний надо учесть следующие моменты:
1. За 2-3 недели до собрания объявить дату проведения обучающимся. Такой срок позволит родителям спланировать своё время в день проведения собрания и создаст психологический настрой на посещение учреждение дополнительного образования.
2. Выступление педагога на собрании должно быть хорошо подготовленным, эмоциональным, доброжелательным. Выступление должно включать информацию о положительных фактах в жизни учреждения и объединения. Выступление может содержать анализ трудностей в материально-техническом оснащении учреждения, и в частности, данного объединения. Важно озвучить реальные предложения по сотрудничеству в воспитании детей, развитию их индивидуальных способностей, творческой одаренности, профессиональном самоопределении, которые создали бы у родителей положительную установку на сотрудничество с педагогами учреждения дополнительного образования. Задача педагога состоит в том, чтобы поддержать интерес каждого родителя. Это возможно тогда, когда родители на фоне общих дел видят деятельность своих детей. Родители, приводящие своих детей на занятия в учреждение дополнительного образования, как правило, не склонны выслушивать длинные монотонные лекции.
3. На собрании педагогу нужно познакомить с правилами поведения в учреждении дополнительного образования, объединении, требованиями к форме для занятий, с методами обучения специальным навыкам по направлениям деятельности, о знаниях, которые учащийся должен освоить в процессе образовательной деятельности и контроле освоения.
4. На родительских собраниях следует благодарить родителей за воспитание детей, тех родителей, кто оказывает помощь учреждению, вашему объединению. Это могут быть: устная благодарность, благодарственное письмо, грамота, статья в газету и т.д.
5. Собрание целесообразно проводить не реже 1-2 раз в учебный год. По результатам собрания составляется протокол. На собрание выносятся вопросы, которые действительно нуждаются в решении родительского большинства. По ряду вопросов, обсуждаемых на собраниях, принимается решение, которое доводится до всех родителей. 6. Протоколы родительских собраний хранятся у педагога.
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ
Разработка и ведение сайта (или странички на сайте учреждения).
Наглядная информация в виде стендов и уголков.
Фотовитрины и фотоколлажи.
Буклеты. Видеотека.
Разработка и ведение сайта (или странички на сайте учреждения) творческого объединения.
В последние годы в связи с активным внедрением интерактивных форм общения в нашу жизнь, педагоги стали использовать возможности сети интернет для освещения деятельности своего творческого объединения. Сайт может быть создан полностью педагогом или на базе конструктора сайтов (каких сейчас великое множество) или на официальном сайте вашей организации. Структура сайта, содержание представленного на нем материала не должны противоречить требованиям Российского законодательства. Если на сайте имеются интерактивные опросы для родителей, то эту форму работы можно также отнести и к интерактивным. Наглядная информация. Формы работы по педагогическому просвещению разнообразны. Наглядная информация в виде стендов и уголков универсальна и имеет огромные возможности по освящению педагогического процесса. Важна форма и способ подачи информации, а также её содержание.
ФОРМЫ НАГЛЯДНО-ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ:
Выставки тематические, посвященные какой-либо теме, связанной с семьей.
Групповые выставки детских работ (периодически).
Индивидуальные (персональные) выставки детских работ.
Фотовитрины и фотоколлажи: стенды, представленные фотографиями детей, отражающих их жизнедеятельность в учреждении.
Педагог-организатор
МУДО «ДЮЦ «Максимум», г. Магнитогорск
Взаимодействие семьи и организации дополнительного образования в отличие от школы имеет свою специфику. Отношения между обучающимися, их родителями и педагогами в учреждениях дополнительного образования построены на основе свободы выбора. Большинство родителей не чувствуют необходимости и не обременены обязанностью систематически общаться с педагогами. Это является следствием неэффективного взаимодействия с семьей ребенка. Только при условии объединения усилий всех социальных институтов с семьей возможно успешное решение задач воспитания ребенка.
Задачи сотрудничества педагогов с родителями:
Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося. Объединить усилия для полноценного развития и воспитания ребенка. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Формы работы с семьей в системе образования:
Интерактивная. Анкетирование, диагностика. Посещение семьи на дому. Конференция. Индивидуальная консультация (беседа). Традиционная. Просветительская. Государственно-общественная.
Традиционные формы работы с семьей:
Дни открытых дверей.
Творческие мастерские.
Мастер- классы.
Родительское собрание.
Дни открытых дверей.
Дни открытых дверей — это средство удовлетворения интереса к тому, как живут дети в учреждении дополнительного образования, это способ познакомить родителей с содержанием, методами и приемами воспитания и обучения, условиями детской деятельности. Иногда «день открытых дверей» помогает преодолеть негативное или предвзятое отношение родителей к ребенку, его способностям, увидеть его в другом, ранее не известном свете. Может проводиться до 3 раз в год.
Организация совместных досуговых мероприятий.
Одна из самых популярных и востребованных в данный момент форм работы с родителями в системе дополнительного образования. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей; просмотр, обсуждение спектаклей; спортивные соревнования, конкурсы, домашние клубы выходного дня; «Веселые старты». Даже единичные коллективные дела, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания собственному ребенку, а на таких мероприятиях они волей-неволей включаются в общение с ним. Творческие мастерские. Родители и дети могут периодически вовлекаться в совместную деятельность в творческих мастерских. К такой работе привлекаются педагоги декоративно-прикладного творчества, которые помогают появлению на свет продукта совместного творчества. Под основной целью функционирования творческих мастерских подразумевается создание условий для творческой самореализации детей и родителей и как результат – радость совместного творческого труда.
Родительское собрание.
Это основная форма работы с родителями, в которой концентрируется весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Однако проведение встреч в виде формальных отчетов и поучающих бесед имеет негативные последствия. Нужно использовать методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный, деловой разговор.
В подготовке и проведении родительских собраний надо учесть следующие моменты:
1. За 2-3 недели до собрания объявить дату проведения обучающимся. Такой срок позволит родителям спланировать своё время в день проведения собрания и создаст психологический настрой на посещение учреждение дополнительного образования.
2. Выступление педагога на собрании должно быть хорошо подготовленным, эмоциональным, доброжелательным. Выступление должно включать информацию о положительных фактах в жизни учреждения и объединения. Выступление может содержать анализ трудностей в материально-техническом оснащении учреждения, и в частности, данного объединения. Важно озвучить реальные предложения по сотрудничеству в воспитании детей, развитию их индивидуальных способностей, творческой одаренности, профессиональном самоопределении, которые создали бы у родителей положительную установку на сотрудничество с педагогами учреждения дополнительного образования. Задача педагога состоит в том, чтобы поддержать интерес каждого родителя. Это возможно тогда, когда родители на фоне общих дел видят деятельность своих детей. Родители, приводящие своих детей на занятия в учреждение дополнительного образования, как правило, не склонны выслушивать длинные монотонные лекции.
3. На собрании педагогу нужно познакомить с правилами поведения в учреждении дополнительного образования, объединении, требованиями к форме для занятий, с методами обучения специальным навыкам по направлениям деятельности, о знаниях, которые учащийся должен освоить в процессе образовательной деятельности и контроле освоения.
4. На родительских собраниях следует благодарить родителей за воспитание детей, тех родителей, кто оказывает помощь учреждению, вашему объединению. Это могут быть: устная благодарность, благодарственное письмо, грамота, статья в газету и т.д.
5. Собрание целесообразно проводить не реже 1-2 раз в учебный год. По результатам собрания составляется протокол. На собрание выносятся вопросы, которые действительно нуждаются в решении родительского большинства. По ряду вопросов, обсуждаемых на собраниях, принимается решение, которое доводится до всех родителей. 6. Протоколы родительских собраний хранятся у педагога.
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ
Разработка и ведение сайта (или странички на сайте учреждения).
Наглядная информация в виде стендов и уголков.
Фотовитрины и фотоколлажи.
Буклеты. Видеотека.
Разработка и ведение сайта (или странички на сайте учреждения) творческого объединения.
В последние годы в связи с активным внедрением интерактивных форм общения в нашу жизнь, педагоги стали использовать возможности сети интернет для освещения деятельности своего творческого объединения. Сайт может быть создан полностью педагогом или на базе конструктора сайтов (каких сейчас великое множество) или на официальном сайте вашей организации. Структура сайта, содержание представленного на нем материала не должны противоречить требованиям Российского законодательства. Если на сайте имеются интерактивные опросы для родителей, то эту форму работы можно также отнести и к интерактивным. Наглядная информация. Формы работы по педагогическому просвещению разнообразны. Наглядная информация в виде стендов и уголков универсальна и имеет огромные возможности по освящению педагогического процесса. Важна форма и способ подачи информации, а также её содержание.
ФОРМЫ НАГЛЯДНО-ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ:
Выставки тематические, посвященные какой-либо теме, связанной с семьей.
Групповые выставки детских работ (периодически).
Индивидуальные (персональные) выставки детских работ.
Фотовитрины и фотоколлажи: стенды, представленные фотографиями детей, отражающих их жизнедеятельность в учреждении.