Публикации

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУ

Котлярова Наталья Михайловна

воспитатель

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 20 «Росинка»

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУ

Экологическое воспитание является одной из актуальных современных проблем, его следует начинать с дошкольного возраста, когда закладывается основа представлений о природе.

У ребенка формируется определенная система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от ее состояния. Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира в целом и в отдельности (жучка, каплю росы и т.д.)

У детей следует формировать активную позицию, желание изменить что-либо вокруг себя в лучшую сторону (не бросать мусор на улице, посадить цветок).

Воспитатель должен дать детям почувствовать, что даже от посильных, на первый взгляд, не значительных действий зависит, каким будет окружающий мир.

Задача педагога – заложить первые ориентиры в мире природы-растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни, вырастить здорового ребенка, знающего и защищающего природу. Таким образом, основной целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование у них основ экологического сознания и экологической культуры.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения единства весле следующих задач:

- образовательных – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

- воспитательных – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения деятельности, здорового образа жизни;

- развивающих –развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценки состояния и улучшению окружающей среды; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.

Педагог имеет широкий спектр форм осуществления экологического воспитания: коллективные, групповые, индивидуальные.

Среди коллективных форм наиболее популярными являются экологические праздники, совместная трудовая деятельность по уборке и благоустройству территории, работе на клумбах и участке. Детей нужно привлекать к участию в тренингах, конференциях, уроках доброты, экологических марафонах и фестивалях.

К групповым формам работы относятся экскурсии, исследования и проведение опытов. Эффективной разновидностью групповой работы является привлечение детей к разработке проектов. Кроме того, для небольших групп воспитанников рекомендуется организовывать такие мероприятия, как ролевые игры, деятельность кружков или клубов экологической направленности, участие в природоохранных акциях.

В индивидуальной форме организуются наблюдения за природой. Положительные эмоции вызывают у детей такие разновидности индивидуальной деятельности, как участие в конкурсах, художественно-эстетическая деятельность: изготовление поделок, лепка, создание рисунков и т.д.

Отдельно следует обратить внимание на существующие формы взаимодействия с родителями: консультации, конкурсы, семейные встречи, выставки детских работ.

Участие родителей в совместной работе с детьми повышает интерес дошкольников, помогает наладить контакт между членами семьи, сблизить их эмоционально, способствует формированию экологической культуры и у взрослых.

Определяя наиболее эффективные методы экологического воспитания дошкольников с учётом ФГОС, нужно отдавать предпочтения игровым, наглядно-действенным и проектным.

Основным методом экологического воспитания является наблюдение. Он позволяет осуществить чувственные познание объектов природы. При этом могут быть задействованы все формы восприятия.

Игра предоставляет детям свободу действий, раскованность и возможность проявить инициативу. Обязательным атрибутом детской жизни являются игрушки, которые изображают объекты природы. Играя с ними, дошкольники имитируют привычки и образ жизни животных.

Отдельным видом работы по экологическому воспитанию является изготовление игрушек из природного материала.

Проектные метод предусматривает осуществление дошкольниками практической целенаправленной деятельности и способствует формированию у них личного жизненного опыта по взаимодействию с природными объектами.

Важным воспитательным аспектом, влияющим на формирование экологической культуры у дошкольников, является создание в детском саду благоприятной экологической среды.

Актуальность экологических проблем в современном обществе выводят вопросы экологического воспитания на первый план. В дошкольном учреждении решается важное задание-не только раскрыть перед детьми красоту природы, но и научить их самостоятельное замечать и ценить.

Список литературы:

1. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозайка-Синтез,2004.

2. Аксенова З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. - Москва: ТЦ Сфера,2011.