Основным показателем успешности процесса включения детей с ОВЗ в среду своих здоровых сверстников, являются отношения, которые складываются между детьми группы и ребенком о ОВЗ, проявляясь в их общении и взаимодействии. Общение со здоровыми сверстниками дает ребенку с особенностями развития модель здоровой, полноценной жизни, предоставляет условия для наиболее полного раскрытия его потенциала. Для обычных детей опыт совместной с особенными детьми игровой и учебной деятельности, при осознанной и продуманной педагогической и воспитательной работе, приводит к более внимательному и заботливому отношению к окружающему миру, формированию активной жизненной позиции, проявлению таких черт характера как доброжелательность, великодушие, человеколюбие. Главное преимущество детского сада наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. Ребенок с ОВЗ адаптируется и социализируется в процессе взаимодействия со своими здоровыми одногруппниками. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, присваивает способы общения и взаимодействия, адекватные различным ситуациям, преодолевает присущий ему эгоцентризм. Требования к среде: l) Объектная среда (освещение, мебель, организация пространства). Элементы объектной среды: ●Навигация по группе: разметка, указатели (карточки-пиктограммы на стенах и индивидуальные). ●Экскурсия по пространству группы и территории ДУ нужна каждому ребенку, Ребенок с ОВЗ часто не понимает стандартные схемы, у него могут возникнуть сложности с запоминанием объектов, с перемещением по территории ДУ. Задача воспитателя понять, как ребенок воспринимает и запоминает информацию, сделать на этом акцент, проложить специальный маршрут, научить по нему двигаться. Главное - развить в ребенке самостоятельность и представить социум как ресурс. ●Сенсорная среда: освещение, звуки (звонок, голос учителя), запахи, специальные сенсорные личные принадлежности. У детей с ОВЗ бывает нарушено развитие сенсорных систем – гипер развито или наоборот, Такого ребенка могут пугать совершенно неожиданные вещи, поэтому воспитателю необходимо постоянно сканировать и анализировать среду, чтобы выявить источники раздражения. ●Мебель, организация пространства, место посадки ребенка с ОВЗ. ●Учебные материалы - бумажные (в том числе карточки), электронные материалы. В работе с детьми с ОВЗ важна каждая мелочь, воспитанник может очень бурно реагировать на какой-то предмет (например, рвать бумагу). Всегда можно найти альтернативный вариант образовательных материалов, которые помогут ребенку следовать образовательной программе. 2) Субъектная среда (специалисты, детский коллектив). В задачи педагога входит организация образовательной среды для реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ, индивидуальных образовательных маршрутов. Закон об образовании, в свою очередь, дает специалистам большую свободу для регулирования соответствующих процессов. Составляющие работы специалиста со здоровыми учениками как счастью субъектной среды 3) Информационная среда (методические материалы, пособия, адаптированная программа, учебный план). - Методические материалы, пособия (в том числе карточки, аудио- и видеофайлы, и другие электронные материалы, и т.п). - Адаптированная программа (проекты ЦЛП Псков, учебно-методический комплекс) - Индивидуальный учебный план 4) Нормативная среда (Закон об образовании и др.) Модель поведения воспитателя: ❖Понимание целей инклюзии. ❖Воспитатель должен понимать переживания воспитанника с ОВЗ ❖Педагог должен с помощью различных приемов включать ребенку в среду сверстников ❖Должен стараться создавать окружение стабильности, повторяемости, безопасности, теплоты, эмпатии, поддержки, сопричастности, справедливости и спокойствия ❖Не должен допускать манипулирование одного ребенка другим ❖Педагог должен занимать исследовательскую позицию. ❖Педагогу необходимо выстраивать правильную коммуникацию, включая детей с особыми образовательными потребностями в общение с обычными детьми, включать их в те виды деятельности, где они могут быть успешными. ❖Должен помнить, что каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным ❖Педагог должен формировать правильное отношение к детям с ОВЗ у здоровых детей («Уроки доброты», личный пример). ❖Педагог должен осуществлять привлечение к помощи сверстникам детей с ОВЗ ❖Привлечение родителей обычных детей как дополнительного ресурса в формировании положительных отношений между детьми в группе ❖Организация мероприятий, в которых ребенок с ОВ3 мог бы проявить себя (субботники, помощь в группе и др.) Отличия общения в инклюзивной образовательной деятельности Важным элементом деятельности человека является общение. С помощью общения человек способен обмениваться опытом, устанавливать контакт с другими людьми, передавать реальные или вымышленные сведения об окружающей действительности. Общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, формирования его личности. Для детей с ограниченными возможностями здоровья процесс общения протекает сложнее, так как существуют языковые, слуховые, двигательные, интеллектуальные и другие барьеры для овладения социальным взаимодействием. Отклонения в развитии приводит к нарушению связи ребёнка с социумом. Особенности поведения этих детей препятствует спонтанному складыванию отношений и взаимодействий со сверстниками. Возникает необходимость развивать социальную компетентность, навыки общения с окружающими, чтобы преодолеть социальную изоляцию, расширить возможности произвольного взаимодействия со сверстниками. Большинство детей предпочитает играть в одиночку, когда дети играют вдвоем, их действия часто носят несогласованный характер. Общение по поводу игры наблюдается в единичных случаях. Основным показателем успешности процесса включения детей с ОВЗ в среду своих здоровых сверстников, являются отношения, которые складываются между детьми группы и ребенком о ОВЗ, проявляясь в их общении и взаимодействии.
Общение со здоровыми сверстниками дает ребенку с особенностями развития модель здоровой, полноценной жизни, предоставляет условия для наиболее полного раскрытия его потенциала. Для обычных детей опыт совместной с особенными детьми игровой и учебной деятельности, при осознанной и продуманной педагогической и воспитательной работе, приводит к более внимательному и заботливому отношению к окружающему миру, формированию активной жизненной позиции, проявлению таких черт характера как доброжелательность, великодушие, человеколюбие.
Главное преимущество детского сада наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. Ребенок с ОВЗ адаптируется и социализируется в процессе взаимодействия со своими здоровыми одногруппниками. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, присваивает способы общения и взаимодействия, адекватные различным ситуациям, преодолевает присущий ему эгоцентризм.
Требования к среде:
l) Объектная среда (освещение, мебель, организация пространства).
Элементы объектной среды:
●Навигация по группе: разметка, указатели (карточки-пиктограммы на стенах и индивидуальные).
●Экскурсия по пространству группы и территории ДУ нужна каждому ребенку, Ребенок с ОВЗ часто не понимает стандартные схемы, у него могут возникнуть сложности с запоминанием объектов, с перемещением по территории ДУ. Задача воспитателя понять, как ребенок воспринимает и запоминает информацию, сделать на этом акцент, проложить специальный маршрут, научить по нему двигаться. Главное - развить в ребенке самостоятельность и представить социум как ресурс.
●Сенсорная среда: освещение, звуки (звонок, голос учителя), запахи, специальные сенсорные личные принадлежности. У детей с ОВЗ бывает нарушено развитие сенсорных систем – гипер развито или наоборот, Такого ребенка могут пугать совершенно неожиданные вещи, поэтому воспитателю необходимо постоянно сканировать и анализировать среду, чтобы выявить источники раздражения.
●Мебель, организация пространства, место посадки ребенка с ОВЗ.
●Учебные материалы - бумажные (в том числе карточки), электронные материалы. В работе с детьми с ОВЗ важна каждая мелочь, воспитанник может очень бурно реагировать на какой-то предмет (например, рвать бумагу). Всегда можно найти альтернативный вариант образовательных материалов, которые помогут ребенку следовать образовательной программе.
2) Субъектная среда (специалисты, детский коллектив).
В задачи педагога входит организация образовательной среды для реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ, индивидуальных образовательных маршрутов. Закон об образовании, в свою очередь, дает специалистам большую свободу для регулирования соответствующих процессов. Составляющие работы специалиста со здоровыми учениками как счастью субъектной среды
3) Информационная среда (методические материалы, пособия, адаптированная программа, учебный план).
- Методические материалы, пособия (в том числе карточки, аудио- и видеофайлы, и другие электронные материалы, и т.п).
- Адаптированная программа (проекты ЦЛП Псков, учебно-методический комплекс)
- Индивидуальный учебный план
4) Нормативная среда (Закон об образовании и др.)
Модель поведения воспитателя:
❖Понимание целей инклюзии.
❖Воспитатель должен понимать переживания воспитанника с ОВЗ
❖Педагог должен с помощью различных приемов включать ребенку в среду сверстников
❖Должен стараться создавать окружение стабильности, повторяемости, безопасности, теплоты, эмпатии, поддержки, сопричастности, справедливости и спокойствия
❖Не должен допускать манипулирование одного ребенка другим
❖Педагог должен занимать исследовательскую позицию.
❖Педагогу необходимо выстраивать правильную коммуникацию, включая детей с особыми образовательными потребностями в общение с обычными детьми, включать их в те виды деятельности, где они могут быть успешными.
❖Должен помнить, что каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
❖Педагог должен формировать правильное отношение к детям с ОВЗ у здоровых детей («Уроки доброты», личный пример).
❖Педагог должен осуществлять привлечение к помощи сверстникам детей с ОВЗ
❖Привлечение родителей обычных детей как дополнительного ресурса в формировании положительных отношений между детьми в группе
❖Организация мероприятий, в которых ребенок с ОВ3 мог бы проявить себя (субботники, помощь в группе и др.)
Отличия общения в инклюзивной образовательной деятельности
Важным элементом деятельности человека является общение. С помощью общения человек способен обмениваться опытом, устанавливать контакт с другими людьми, передавать реальные или вымышленные сведения об окружающей действительности. Общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, формирования его личности.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья процесс общения протекает сложнее, так как существуют языковые, слуховые, двигательные, интеллектуальные и другие барьеры для овладения социальным взаимодействием.
Отклонения в развитии приводит к нарушению связи ребёнка с социумом. Особенности поведения этих детей препятствует спонтанному складыванию отношений и взаимодействий со сверстниками. Возникает необходимость развивать социальную компетентность, навыки общения с окружающими, чтобы преодолеть социальную изоляцию, расширить возможности произвольного взаимодействия со сверстниками.
Большинство детей предпочитает играть в одиночку, когда дети играют вдвоем, их действия часто носят несогласованный характер. Общение по поводу игры наблюдается в единичных случаях.
Общение со здоровыми сверстниками дает ребенку с особенностями развития модель здоровой, полноценной жизни, предоставляет условия для наиболее полного раскрытия его потенциала. Для обычных детей опыт совместной с особенными детьми игровой и учебной деятельности, при осознанной и продуманной педагогической и воспитательной работе, приводит к более внимательному и заботливому отношению к окружающему миру, формированию активной жизненной позиции, проявлению таких черт характера как доброжелательность, великодушие, человеколюбие.
Главное преимущество детского сада наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. Ребенок с ОВЗ адаптируется и социализируется в процессе взаимодействия со своими здоровыми одногруппниками. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, присваивает способы общения и взаимодействия, адекватные различным ситуациям, преодолевает присущий ему эгоцентризм.
Требования к среде:
l) Объектная среда (освещение, мебель, организация пространства).
Элементы объектной среды:
●Навигация по группе: разметка, указатели (карточки-пиктограммы на стенах и индивидуальные).
●Экскурсия по пространству группы и территории ДУ нужна каждому ребенку, Ребенок с ОВЗ часто не понимает стандартные схемы, у него могут возникнуть сложности с запоминанием объектов, с перемещением по территории ДУ. Задача воспитателя понять, как ребенок воспринимает и запоминает информацию, сделать на этом акцент, проложить специальный маршрут, научить по нему двигаться. Главное - развить в ребенке самостоятельность и представить социум как ресурс.
●Сенсорная среда: освещение, звуки (звонок, голос учителя), запахи, специальные сенсорные личные принадлежности. У детей с ОВЗ бывает нарушено развитие сенсорных систем – гипер развито или наоборот, Такого ребенка могут пугать совершенно неожиданные вещи, поэтому воспитателю необходимо постоянно сканировать и анализировать среду, чтобы выявить источники раздражения.
●Мебель, организация пространства, место посадки ребенка с ОВЗ.
●Учебные материалы - бумажные (в том числе карточки), электронные материалы. В работе с детьми с ОВЗ важна каждая мелочь, воспитанник может очень бурно реагировать на какой-то предмет (например, рвать бумагу). Всегда можно найти альтернативный вариант образовательных материалов, которые помогут ребенку следовать образовательной программе.
2) Субъектная среда (специалисты, детский коллектив).
В задачи педагога входит организация образовательной среды для реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ, индивидуальных образовательных маршрутов. Закон об образовании, в свою очередь, дает специалистам большую свободу для регулирования соответствующих процессов. Составляющие работы специалиста со здоровыми учениками как счастью субъектной среды
3) Информационная среда (методические материалы, пособия, адаптированная программа, учебный план).
- Методические материалы, пособия (в том числе карточки, аудио- и видеофайлы, и другие электронные материалы, и т.п).
- Адаптированная программа (проекты ЦЛП Псков, учебно-методический комплекс)
- Индивидуальный учебный план
4) Нормативная среда (Закон об образовании и др.)
Модель поведения воспитателя:
❖Понимание целей инклюзии.
❖Воспитатель должен понимать переживания воспитанника с ОВЗ
❖Педагог должен с помощью различных приемов включать ребенку в среду сверстников
❖Должен стараться создавать окружение стабильности, повторяемости, безопасности, теплоты, эмпатии, поддержки, сопричастности, справедливости и спокойствия
❖Не должен допускать манипулирование одного ребенка другим
❖Педагог должен занимать исследовательскую позицию.
❖Педагогу необходимо выстраивать правильную коммуникацию, включая детей с особыми образовательными потребностями в общение с обычными детьми, включать их в те виды деятельности, где они могут быть успешными.
❖Должен помнить, что каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
❖Педагог должен формировать правильное отношение к детям с ОВЗ у здоровых детей («Уроки доброты», личный пример).
❖Педагог должен осуществлять привлечение к помощи сверстникам детей с ОВЗ
❖Привлечение родителей обычных детей как дополнительного ресурса в формировании положительных отношений между детьми в группе
❖Организация мероприятий, в которых ребенок с ОВ3 мог бы проявить себя (субботники, помощь в группе и др.)
Отличия общения в инклюзивной образовательной деятельности
Важным элементом деятельности человека является общение. С помощью общения человек способен обмениваться опытом, устанавливать контакт с другими людьми, передавать реальные или вымышленные сведения об окружающей действительности. Общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, формирования его личности.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья процесс общения протекает сложнее, так как существуют языковые, слуховые, двигательные, интеллектуальные и другие барьеры для овладения социальным взаимодействием.
Отклонения в развитии приводит к нарушению связи ребёнка с социумом. Особенности поведения этих детей препятствует спонтанному складыванию отношений и взаимодействий со сверстниками. Возникает необходимость развивать социальную компетентность, навыки общения с окружающими, чтобы преодолеть социальную изоляцию, расширить возможности произвольного взаимодействия со сверстниками.
Большинство детей предпочитает играть в одиночку, когда дети играют вдвоем, их действия часто носят несогласованный характер. Общение по поводу игры наблюдается в единичных случаях.