Швецова Альбина Анваровна,
воспитатель,
МБДОУ «Д/с № 14 «Сказка»,
Челябинская область, г. Верхний Уфалей
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы на тему:
«Я-пешеход»
Интеграция областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.
Цель: формировать представления детей о правилах поведения на дороге, о правилах пешехода.
Задачи:
Образовательная:
- закрепить значение сигналов светофора: красного, жёлтого и зеленого цвета “глаз” светофора;
- систематизировать знания детей о дорожных знаках, об их значении;
-формировать устойчивые навыки безопасного поведения на улице.
Развивающая:
- Развивать внимательность, наблюдательность при выполнении задания;
Воспитательная:
-воспитывать отзывчивость, стремление помочь.
-воспитывать интерес к творчеству через рисование
Речевая
- Обогащать словарный запас детей словами, активизировать употребление разных частей речи.
Предварительная работа: наблюдения за транспортом; беседа о городе, дидактические игры и сюжетно-ролевые игры (водитель и пешеходы) по ПДД, изготовление кругов для игры, изготовление светофоров для закрашивания.
Материал и оборудование: макеты с изображением улицы и различных ситуаций на дороге; руль, мультимедиа, слайды с изображением улицы с пешеходным переходом, машинами и пешеходами, сигнальные цвета светофора, дорожныезнаки (пешеходный переход, подземный переход, осторожно дети, остановка автобуса.
Активизация словаря: пешеход, пассажир, транспорт, названия дорожных знаков.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Воспитатель и дети собираются в круг:
Эй! Ребята, подходите,
Друг на друга посмотрите,
Поздоровайтесь ладошками,
Улыбнитесь все немножко.
Воспитатель: Какое у вас настроение стало? (Хорошее).
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на прогулку по нашему городу. Представьте, что мы вышли из детского сада на улицу и пошли пешком.
(слайд №1 с изображением улицы с пешеходным переходом, машинами и пешеходами)
Воспитатель: Как сейчас мы называемся?
Дети: Пешеходы
Воспитатель: Как называется дорожка, по которой ходят пешеходы?
Дети: Тротуар
Воспитатель: Посмотрите, сколько много машин ездят по дороге, а кто знает, как называется эта дорога?
Дети: Проезжая часть.
Воспитатель: Ребята, мы живем в большом красивом городе с зелеными широкими улицами и проспектами. По ним движутся много легковых и грузовых автомашин, едут троллейбусы, автобусы и никто никому не мешает. Это потому что есть четкие и строгие правила для водителей машин и пешеходов. Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, мы должны строго соблюдать установленные правила дорожного движения.
Воспитатель: Ребята скажите, на чём мы можем ехать по городу?
Дети: На машине, на трамвае, на автобусе. А на чем поедем, вы узнаете, если отгадаете загадку:
На колёсах этот дом —
Едет утром, едет днём.
Помогает людям дом...
Далеко идти пешком!
Что это такое? (автобус).
Воспитатель: Где пассажиры должны ждать автобус?
Дети: На остановке.
Воспитатель: Мы с Вами можем узнать, где пассажиры могут сесть в автобус по дорожному знаку «Остановка автобуса». (показываю знак).
Посмотрите, пожалуйста. Как вы думаете, где мы можем сейчас сесть в автобус.
Дети: где стоит знак остановка автобуса.
Воспитатель: Правильно! Ребята вот и наш автобус. Занимайте места быстрее и поедем на автобусе. Но прежде давайте расскажем как себя нужно вести себя в автобусе, давайте вспомним, что разрешается, а что запрещается в общественном транспорте.
-Играть и прыгать на остановке…
-Громко кричать на остановке…
-В автобусе вести себя спокойно…
-Уступать место старшим…
-Высовываться из окна…
-Уважать правила движения…
Вот и наша остановка.
Ребята, посмотрите, что здесь творится. Это, наверно проделки злой волшебницы. Посмотрите, она сломала…
Три разноцветных круга
Мигают друг за другом.
Светятся, мигают
– Людям помогают…
Дети: светофор
Она сломала светофор, как же без него. Давайте попробуем отремонтировать его.
Светофор: Посмотрите, у меня есть три сигнала огонька: зеленый, желтый и красный. А кто мне может сказать, в каком порядке они расположены?
Дети: Наверху находится красный свет, посередине расположен желтый, а в самом низу находится зеленый свет
Воспитатель: Что означает красный? (стой). Если свет зажегся красный —Значит, двигаться опасно.
- Что означает желтый? (приготовится). Желтый свет — предупреждение: «Жди сигнала для движения».
- Что означает зеленый? (путь открыт). Свет зеленый говорит: «Проходите, путь открыт!»
Молодцы, отремонтировали светофор. Давайте поиграем, проверим, правильно ли мы собрали светофор, работает ли он.
Физминутка. «Сигналы светофора».
Воспитатель показывает цвет круга, а дети делают движения:
Красный – стоят тихо,
Желтый – хлопают,
Зеленый – топают. Повторяют три раза.
Воспитатель: А теперь мы садимся в автобус. Один ребенок - водитель.
Остальные дети - пассажиры.
«Песенка друзей - мы едем, едем, едем в далекие края»
Воспитатель: Ребята вот мы и приехали. Выходим из автобуса.
Воспитатель: Но на улице встречаются не только светофоры, а еще и дорожные знаки. Они рассказывают о том какова дорога, как надо ехать, что разрешается и чего нельзя делать. Каждый знак имеет свое название и установлен в таком месте, где он необходим.
Воспитатель загадывает загадки (с показом картинок) о дорожных знаках, дети отгадывают.
Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро невозможно.
Знают люди все на свете -
В этом месте ходят дети. (Знак "Дети")
Никогда не подведёт
Нас подземный переход:(Знак "Подземный переход")
По полоскам черно-белым
Пешеход шагает смело
Кто из вас, ребята, знает
Знак о чем предупреждает?
Дай машине тихий ход – ("Пешеходный переход")
Воспитатель: Ребята куда это мы с Вами пришли.
Дети: к пешеходному переходу.
Воспитатель: И мы с Вами можем перейти на другую сторону? Где можно переходить дорогу?
А пока мы с вами ездили, посмотрите, что происходит на дороге
(Слайд 2, 3, 4 с изображением различных ситуаций на дороге)
Воспитатель: Что вы видите на этой картинке?
Дети: Двое волчат играют в мяч на проезжей части
Воспитатель: И что с ними случилось?
Дети: Они попали в больницу
Воспитатель: А почему?
Дети: Потому что по дороге ездят машины и играть на ней в мячик очень опасно.
Воспитатель: А что тут происходит?
Дети: Две курицы стоят и разговаривают посередине дороги
Воспитатель: И что с ним случилось?
Дети: Они попали в больницу
Воспитатель: А как вы думаете, почему это произошло?
Дети: Потому что они отвлеклись на разговоры и не заметили движущиеся автомобили. На дороге разговаривать ни в коем случае нельзя!
Воспитатель: А вот и мой знакомый – заяц! Посмотрите, что он делает?
Дети: Он переходит дорогу на красный свет светофора
Светофор: И что с ним случилось?
Дети: Он попал в больницу
Воспитатель: А как вы думаете, почему это произошло?
Дети: Потому что заяц переходит дорогу, даже не посмотрев, какой свет светофора сейчас горит
Давайте еще поиграем. (Дети становятся в круг, в центре воспитатель)
Воспитатель: Я вам буду кидать мяч, и задавать вопросы, а вы отвечать «Да» или «Нет» и возвращать мне мяч. А заодно я и проверю, знаете ли вы правила движения.
Игра «Да или нет»
Воспитатель: Быстрая в городе очень езда. Правила знаешь движения? Дети: Да.
Воспитатель: Вот в светофоре горит красный свет. Можно идти через улицу? Дети: Нет.
Воспитатель: Ну, а зеленый свет горит, вот тогда можно идти через улицу?
Дети: Да.
Воспитатель: Пешком по улице идет пешеход? Дети: Да.
Воспитатель: У светофора много глаз, а у нас всего лишь два? Дети: Да.
Воспитатель: Люди ждут автобуса на остановке? Дети: Да.
Воспитатель: Играть, кататься на велосипеде можно там, где машины едут?
Дети: Нет.
Воспитатель: Переходить всегда дорогу нужно всем по переходу? Дети: Да.
Воспитатель: Не надо по улице спокойно шагать, когда можно по ней вприпрыжку бежать? Дети: Нет.
Воспитатель: Ребята, на столе лежат светофоры, но один их глазик потух, давайте мы его зажжем. Детям предлагается раскрасить глаз светофора с помощью карандашей. Уточнить какой именно глаз потух (зеленый, тот который помогает нам перейти проезжую часть, уточнить какой формы светофор и какой формы глазки).
Воспитатель: А мы отправляемся обратно в детский сад. Занимайте места в автобусе.Ребята, скажите, о чем мы сегодня с вами говорили? Ребята, вам понравилось наша прогулка по городу?
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! Вы хорошо знаете правила дорожного движения.
воспитатель,
МБДОУ «Д/с № 14 «Сказка»,
Челябинская область, г. Верхний Уфалей
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы на тему:
«Я-пешеход»
Интеграция областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.
Цель: формировать представления детей о правилах поведения на дороге, о правилах пешехода.
Задачи:
Образовательная:
- закрепить значение сигналов светофора: красного, жёлтого и зеленого цвета “глаз” светофора;
- систематизировать знания детей о дорожных знаках, об их значении;
-формировать устойчивые навыки безопасного поведения на улице.
Развивающая:
- Развивать внимательность, наблюдательность при выполнении задания;
Воспитательная:
-воспитывать отзывчивость, стремление помочь.
-воспитывать интерес к творчеству через рисование
Речевая
- Обогащать словарный запас детей словами, активизировать употребление разных частей речи.
Предварительная работа: наблюдения за транспортом; беседа о городе, дидактические игры и сюжетно-ролевые игры (водитель и пешеходы) по ПДД, изготовление кругов для игры, изготовление светофоров для закрашивания.
Материал и оборудование: макеты с изображением улицы и различных ситуаций на дороге; руль, мультимедиа, слайды с изображением улицы с пешеходным переходом, машинами и пешеходами, сигнальные цвета светофора, дорожныезнаки (пешеходный переход, подземный переход, осторожно дети, остановка автобуса.
Активизация словаря: пешеход, пассажир, транспорт, названия дорожных знаков.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Воспитатель и дети собираются в круг:
Эй! Ребята, подходите,
Друг на друга посмотрите,
Поздоровайтесь ладошками,
Улыбнитесь все немножко.
Воспитатель: Какое у вас настроение стало? (Хорошее).
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на прогулку по нашему городу. Представьте, что мы вышли из детского сада на улицу и пошли пешком.
(слайд №1 с изображением улицы с пешеходным переходом, машинами и пешеходами)
Воспитатель: Как сейчас мы называемся?
Дети: Пешеходы
Воспитатель: Как называется дорожка, по которой ходят пешеходы?
Дети: Тротуар
Воспитатель: Посмотрите, сколько много машин ездят по дороге, а кто знает, как называется эта дорога?
Дети: Проезжая часть.
Воспитатель: Ребята, мы живем в большом красивом городе с зелеными широкими улицами и проспектами. По ним движутся много легковых и грузовых автомашин, едут троллейбусы, автобусы и никто никому не мешает. Это потому что есть четкие и строгие правила для водителей машин и пешеходов. Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, мы должны строго соблюдать установленные правила дорожного движения.
Воспитатель: Ребята скажите, на чём мы можем ехать по городу?
Дети: На машине, на трамвае, на автобусе. А на чем поедем, вы узнаете, если отгадаете загадку:
На колёсах этот дом —
Едет утром, едет днём.
Помогает людям дом...
Далеко идти пешком!
Что это такое? (автобус).
Воспитатель: Где пассажиры должны ждать автобус?
Дети: На остановке.
Воспитатель: Мы с Вами можем узнать, где пассажиры могут сесть в автобус по дорожному знаку «Остановка автобуса». (показываю знак).
Посмотрите, пожалуйста. Как вы думаете, где мы можем сейчас сесть в автобус.
Дети: где стоит знак остановка автобуса.
Воспитатель: Правильно! Ребята вот и наш автобус. Занимайте места быстрее и поедем на автобусе. Но прежде давайте расскажем как себя нужно вести себя в автобусе, давайте вспомним, что разрешается, а что запрещается в общественном транспорте.
-Играть и прыгать на остановке…
-Громко кричать на остановке…
-В автобусе вести себя спокойно…
-Уступать место старшим…
-Высовываться из окна…
-Уважать правила движения…
Вот и наша остановка.
Ребята, посмотрите, что здесь творится. Это, наверно проделки злой волшебницы. Посмотрите, она сломала…
Три разноцветных круга
Мигают друг за другом.
Светятся, мигают
– Людям помогают…
Дети: светофор
Она сломала светофор, как же без него. Давайте попробуем отремонтировать его.
Светофор: Посмотрите, у меня есть три сигнала огонька: зеленый, желтый и красный. А кто мне может сказать, в каком порядке они расположены?
Дети: Наверху находится красный свет, посередине расположен желтый, а в самом низу находится зеленый свет
Воспитатель: Что означает красный? (стой). Если свет зажегся красный —Значит, двигаться опасно.
- Что означает желтый? (приготовится). Желтый свет — предупреждение: «Жди сигнала для движения».
- Что означает зеленый? (путь открыт). Свет зеленый говорит: «Проходите, путь открыт!»
Молодцы, отремонтировали светофор. Давайте поиграем, проверим, правильно ли мы собрали светофор, работает ли он.
Физминутка. «Сигналы светофора».
Воспитатель показывает цвет круга, а дети делают движения:
Красный – стоят тихо,
Желтый – хлопают,
Зеленый – топают. Повторяют три раза.
Воспитатель: А теперь мы садимся в автобус. Один ребенок - водитель.
Остальные дети - пассажиры.
«Песенка друзей - мы едем, едем, едем в далекие края»
Воспитатель: Ребята вот мы и приехали. Выходим из автобуса.
Воспитатель: Но на улице встречаются не только светофоры, а еще и дорожные знаки. Они рассказывают о том какова дорога, как надо ехать, что разрешается и чего нельзя делать. Каждый знак имеет свое название и установлен в таком месте, где он необходим.
Воспитатель загадывает загадки (с показом картинок) о дорожных знаках, дети отгадывают.
Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро невозможно.
Знают люди все на свете -
В этом месте ходят дети. (Знак "Дети")
Никогда не подведёт
Нас подземный переход:(Знак "Подземный переход")
По полоскам черно-белым
Пешеход шагает смело
Кто из вас, ребята, знает
Знак о чем предупреждает?
Дай машине тихий ход – ("Пешеходный переход")
Воспитатель: Ребята куда это мы с Вами пришли.
Дети: к пешеходному переходу.
Воспитатель: И мы с Вами можем перейти на другую сторону? Где можно переходить дорогу?
А пока мы с вами ездили, посмотрите, что происходит на дороге
(Слайд 2, 3, 4 с изображением различных ситуаций на дороге)
Воспитатель: Что вы видите на этой картинке?
Дети: Двое волчат играют в мяч на проезжей части
Воспитатель: И что с ними случилось?
Дети: Они попали в больницу
Воспитатель: А почему?
Дети: Потому что по дороге ездят машины и играть на ней в мячик очень опасно.
Воспитатель: А что тут происходит?
Дети: Две курицы стоят и разговаривают посередине дороги
Воспитатель: И что с ним случилось?
Дети: Они попали в больницу
Воспитатель: А как вы думаете, почему это произошло?
Дети: Потому что они отвлеклись на разговоры и не заметили движущиеся автомобили. На дороге разговаривать ни в коем случае нельзя!
Воспитатель: А вот и мой знакомый – заяц! Посмотрите, что он делает?
Дети: Он переходит дорогу на красный свет светофора
Светофор: И что с ним случилось?
Дети: Он попал в больницу
Воспитатель: А как вы думаете, почему это произошло?
Дети: Потому что заяц переходит дорогу, даже не посмотрев, какой свет светофора сейчас горит
Давайте еще поиграем. (Дети становятся в круг, в центре воспитатель)
Воспитатель: Я вам буду кидать мяч, и задавать вопросы, а вы отвечать «Да» или «Нет» и возвращать мне мяч. А заодно я и проверю, знаете ли вы правила движения.
Игра «Да или нет»
Воспитатель: Быстрая в городе очень езда. Правила знаешь движения? Дети: Да.
Воспитатель: Вот в светофоре горит красный свет. Можно идти через улицу? Дети: Нет.
Воспитатель: Ну, а зеленый свет горит, вот тогда можно идти через улицу?
Дети: Да.
Воспитатель: Пешком по улице идет пешеход? Дети: Да.
Воспитатель: У светофора много глаз, а у нас всего лишь два? Дети: Да.
Воспитатель: Люди ждут автобуса на остановке? Дети: Да.
Воспитатель: Играть, кататься на велосипеде можно там, где машины едут?
Дети: Нет.
Воспитатель: Переходить всегда дорогу нужно всем по переходу? Дети: Да.
Воспитатель: Не надо по улице спокойно шагать, когда можно по ней вприпрыжку бежать? Дети: Нет.
Воспитатель: Ребята, на столе лежат светофоры, но один их глазик потух, давайте мы его зажжем. Детям предлагается раскрасить глаз светофора с помощью карандашей. Уточнить какой именно глаз потух (зеленый, тот который помогает нам перейти проезжую часть, уточнить какой формы светофор и какой формы глазки).
Воспитатель: А мы отправляемся обратно в детский сад. Занимайте места в автобусе.Ребята, скажите, о чем мы сегодня с вами говорили? Ребята, вам понравилось наша прогулка по городу?
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! Вы хорошо знаете правила дорожного движения.