В современной мировой действительности достаточно актуальной проблемой является взаимодействие человека с природой. В первую очередь отметим, что в настоящее время со стороны детей часто наблюдается небрежное и даже, жестокое отношение детей к природе, что конечно, можно объяснить как негативным примером взрослых, так и отсутствием у детей элементарных экологических знаний.
Система экологического знания, адресованная дошкольникам,включает представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах со своими потребностями, находящихся в определенном равновесии и взаимосвязи со средой их обитания.
В рамках экологического образования дошкольников рассматривают экологическое воспитание дошкольников, под которым понимается формирование у человека экологических представлений и знаний, которые проявляются в эмоционально- положительном отношении к природе, в ответственном отношении к состоянию окружающей среды.
Основной задачей экологического воспитания в дошкольном возрасте является формирование экологической культуры, целенаправленного формирования системы экологических знаний, умений, навыков, развитие ответственного отношения к природе
Безусловно, экологическое воспитание способствует не только развития познавательной и эмоциональной сферы, но и нравственному становлению личности.
В структуре экологического воспитания можно выделить познавательный, эмоциональный, практический аспекты
Познавательный аспект предполагает формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника; развитие познавательного интереса к миру природы; формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.
Эмоциональный аспект предполагает воспитание бережного,заботливого отношения к миру природы; развитие чувства сопереживания к объектам природы. Сформировать у детей гуманное отношение к природе возможно через сострадание, сопереживание, впечатлительность и эмоциональную отзывчивость, являющимися возрастными особенностями дошкольников.
Практический аспект предполагает формирование экологически грамотного поведения; освоение элементарных норм поведения по отношению к природе; участие детей в посильной для них деятельности по
Экологическое воспитание детей с нарушениями речи имеют свои особенности. Помимо решения выше обозначенных задач, при знакомстве детей с природой должен быть поставлен акцент на морфологических и выразительных особенностях речи детей, на
формировании умения грамотного речевого употребления слов и рассказывания о явлениях природы, составления творческих рассказов на экологические темы. Экологическое воспитание дошкольников имеет комплексный характер и предполагает взаимосвязь познавательно- исследовательской, игровой, изобразительной, театральной деятельности.
В процессе первично-ознакомительных, углубленно-познавательных, игровых экологических занятий детей знакомят с внешним видом животных и растений, с особенностями поведения в среде их обитания.
Эффективны экологические сказки, ориентированные как на развитие фантазии, мышления, памяти, воображения, так и решение речевых задач, обогащения словарного запаса, развития связной речи, умения правильно выражать свои мысли.
Целесообразны и дидактические игры, ориентированные на закрепление представлений о предметах и явлениях природы, умении вычленять, группировать и сравнивать отдельные признаки предметов, что способствует развитию речи детей.
Экологическое воспитание дошкольников с нарушениями речи эффективно с использованием наблюдения за представителями растительного и животного мира: за деревьями, птицами, насекомыми, в связи с чем, достаточно целесообразны прогулки, экскурсии, в процессе которых детей знакомят с этими особенностями. Как результат у детей развивается наблюдательность, возникает интерес к природе и бережное к ней отношение
Экологическое воспитание тесно связано с литературной деятельностью, в частности с чтением художественной литературы о природе, в первую очередь, стихотворений А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, произведений К. Ушинского, Л. Толсто-
го, М. Пришвина и других писателей и поэтов.
Крайне важно в рамках дошкольного учреждения организовывать практическую деятельность детей, привлекая их к участию в уборке территории, ее благоустройстве, посадке цветов, заботе о зимующих птицах.
Безусловно, экологическое воспитание дошкольников немыслимо без участия родителей, так как только благодаря такому сотрудничеству можно достигнуть поставленной цели. В связи с этим следует использовать родительские собрания и беседы, дискуссии, совместную организацию определенных мероприятий.
Таким образом, коррекция речевых нарушений дошкольников с нарушениями речи посредством экологического воспитания направлено как на развитие речевой деятельности, так и на формирование эмоционально-нравственного отношения детей к окружающей природе.
Список литературы
1. Кадырова Р. М. Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва,ноябрь 2014 г.). – М.: Буки-Веди, 2014. – С. 160-162. – URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6389/ (дата обращения: 07.11.2018).
2. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 2007.
3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С
Н. Николаева. – М.: Академия, 2011. – 336 с. 5
Система экологического знания, адресованная дошкольникам,включает представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах со своими потребностями, находящихся в определенном равновесии и взаимосвязи со средой их обитания.
В рамках экологического образования дошкольников рассматривают экологическое воспитание дошкольников, под которым понимается формирование у человека экологических представлений и знаний, которые проявляются в эмоционально- положительном отношении к природе, в ответственном отношении к состоянию окружающей среды.
Основной задачей экологического воспитания в дошкольном возрасте является формирование экологической культуры, целенаправленного формирования системы экологических знаний, умений, навыков, развитие ответственного отношения к природе
Безусловно, экологическое воспитание способствует не только развития познавательной и эмоциональной сферы, но и нравственному становлению личности.
В структуре экологического воспитания можно выделить познавательный, эмоциональный, практический аспекты
Познавательный аспект предполагает формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника; развитие познавательного интереса к миру природы; формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.
Эмоциональный аспект предполагает воспитание бережного,заботливого отношения к миру природы; развитие чувства сопереживания к объектам природы. Сформировать у детей гуманное отношение к природе возможно через сострадание, сопереживание, впечатлительность и эмоциональную отзывчивость, являющимися возрастными особенностями дошкольников.
Практический аспект предполагает формирование экологически грамотного поведения; освоение элементарных норм поведения по отношению к природе; участие детей в посильной для них деятельности по
Экологическое воспитание детей с нарушениями речи имеют свои особенности. Помимо решения выше обозначенных задач, при знакомстве детей с природой должен быть поставлен акцент на морфологических и выразительных особенностях речи детей, на
формировании умения грамотного речевого употребления слов и рассказывания о явлениях природы, составления творческих рассказов на экологические темы. Экологическое воспитание дошкольников имеет комплексный характер и предполагает взаимосвязь познавательно- исследовательской, игровой, изобразительной, театральной деятельности.
В процессе первично-ознакомительных, углубленно-познавательных, игровых экологических занятий детей знакомят с внешним видом животных и растений, с особенностями поведения в среде их обитания.
Эффективны экологические сказки, ориентированные как на развитие фантазии, мышления, памяти, воображения, так и решение речевых задач, обогащения словарного запаса, развития связной речи, умения правильно выражать свои мысли.
Целесообразны и дидактические игры, ориентированные на закрепление представлений о предметах и явлениях природы, умении вычленять, группировать и сравнивать отдельные признаки предметов, что способствует развитию речи детей.
Экологическое воспитание дошкольников с нарушениями речи эффективно с использованием наблюдения за представителями растительного и животного мира: за деревьями, птицами, насекомыми, в связи с чем, достаточно целесообразны прогулки, экскурсии, в процессе которых детей знакомят с этими особенностями. Как результат у детей развивается наблюдательность, возникает интерес к природе и бережное к ней отношение
Экологическое воспитание тесно связано с литературной деятельностью, в частности с чтением художественной литературы о природе, в первую очередь, стихотворений А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, произведений К. Ушинского, Л. Толсто-
го, М. Пришвина и других писателей и поэтов.
Крайне важно в рамках дошкольного учреждения организовывать практическую деятельность детей, привлекая их к участию в уборке территории, ее благоустройстве, посадке цветов, заботе о зимующих птицах.
Безусловно, экологическое воспитание дошкольников немыслимо без участия родителей, так как только благодаря такому сотрудничеству можно достигнуть поставленной цели. В связи с этим следует использовать родительские собрания и беседы, дискуссии, совместную организацию определенных мероприятий.
Таким образом, коррекция речевых нарушений дошкольников с нарушениями речи посредством экологического воспитания направлено как на развитие речевой деятельности, так и на формирование эмоционально-нравственного отношения детей к окружающей природе.
Список литературы
1. Кадырова Р. М. Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва,ноябрь 2014 г.). – М.: Буки-Веди, 2014. – С. 160-162. – URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6389/ (дата обращения: 07.11.2018).
2. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 2007.
3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С
Н. Николаева. – М.: Академия, 2011. – 336 с. 5