Дислексия и ее разновидности
За годы изучения данной проблемы разными авторами были выделены виды дислексии, классификации. В основе её лежат различные критерии: проявления, степень выраженности нарушений чтения (Р. Беккер), нарушения деятельности анализаторов, участвующих в акте чтения (О. А. Токарева), нарушение тех или иных психических функций (М. Е. Хватцев, Р. Е. Левина и др.), учет операций процесса чтения (Р. И. Лалаева).
Выделяют следующие формы дислексии:
Фонематическая дислексия — дислексия, связанная с недоразвитием функций фонематической системы, звукобуквенного анализа.
Семантическая дислексия (греч. semantikos – смысловой) — дислексия, проявляющаяся в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.
Аграмматическая дислексия — дислексия, обусловленная недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений.
Мнестическая дислексия (греч. mnesis – смысловой) — дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах.
Оптическая дислексия (греч. optikos – относящийся к зрению) — дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения и в смешениях графически сходных букв, а также в их взаимных заменах. При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение. Также выделяют литеральную оптическую дислексию, при которой наблюдаются нарушения при изолированном узнавании и различении буквы, и вербальную оптическую дислексию, проявляющуюся в нарушениях при чтении слова.
Тактильная дислексия (лат. tactilis – осязательный) — дислексия, которая наблюдается у слепых детей и проявляется в трудностях дифференцирования тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.
Принципы и симптоматика.
В процессе работы по коррекции нарушения чтения наиболее значимыми являются следующие принципы.
Принцип системности опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса её развития и коррекции нарушения предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы.
Речевые нарушения во многих случаях включаются в синдром нервных и нервно-психических заболеваний (например, дизартрия, алалия, заикание и др.). Устранение речевых нарушений в этих случаях должно носить комплексный, медико-психолого-педагогический характер. Таким образом, при изучении и устранении речевых расстройств важное значение имеет принцип комплексности.
В процессе изучения нарушений речи и их коррекции важно учитывать общие и специфические закономерности развития аномальных детей.
Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедического обследования и работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребёнка.
Разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведется с учетом появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребёнка в онтогенезе (онтогенетический принцип).
Патогенетический принцип (т. е. принцип учета механизма нарушения). Во многих случаях одинаковые по симптоматике нарушения процесса чтения имеют в своей основе различные механизмы.
Симптоматика. Ошибки чтения при дислексии носят специфический характер. Наблюдаются следующие специфические ошибки при чтении:
Замены и смешения звуков при чтении. Замены и смешения фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и др.), а также замены графически сходных букв (х-ж, п-н, з-в и др.).
Побуквенное чтение. Нарушение слияния звуков в слоги и слова. При побуквенном чтении буквы называются поочередно, «бухштабируются», нанизываются одна на другую. Например, РАМА - Р, А, М, А.
Искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в разнообразных ошибках:
а) в пропусках согласных при стечении,
б) пропусках согласных и гласных при отсутствии стечения,
в) добавлении звуков,
г) перестановках звуков,
д) пропусках, перестановках слогов и др.
Нарушения понимания прочитанного проявляются на уровне отдельного слова, а также предложения и текста. Эта группа нарушений чтения выделяется в тех случаях, когда не наблюдаются расстройства технической стороны процесса чтения.
Аграмматизмы при чтении. Эта группа ошибок проявляется на аналитико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения в падежных окончаниях, в согласованиях существительного и прилагательного, изменениях окончаний глаголов и др.
Здесь важно отметить тот факт, что существование ошибок чтения у детей еще не доказывает наличия дислексии. Аналогичные ошибки могут встречаться и у ребенка не страдающего дислексией. В этом случае, ошибки будут иметь случайный характер и причиной таковых будет являться невнимательность, недостаточность процессов контроля при чтении вследствие утомления ребенка. Для правильного диагностирования патологии необходимо знать норму развития. Как всякий навык, чтение в процессе своего формирования проходит ряд этапов, качественно своеобразных ступеней.
За годы изучения данной проблемы разными авторами были выделены виды дислексии, классификации. В основе её лежат различные критерии: проявления, степень выраженности нарушений чтения (Р. Беккер), нарушения деятельности анализаторов, участвующих в акте чтения (О. А. Токарева), нарушение тех или иных психических функций (М. Е. Хватцев, Р. Е. Левина и др.), учет операций процесса чтения (Р. И. Лалаева).
Выделяют следующие формы дислексии:
Фонематическая дислексия — дислексия, связанная с недоразвитием функций фонематической системы, звукобуквенного анализа.
Семантическая дислексия (греч. semantikos – смысловой) — дислексия, проявляющаяся в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.
Аграмматическая дислексия — дислексия, обусловленная недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений.
Мнестическая дислексия (греч. mnesis – смысловой) — дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах.
Оптическая дислексия (греч. optikos – относящийся к зрению) — дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения и в смешениях графически сходных букв, а также в их взаимных заменах. При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение. Также выделяют литеральную оптическую дислексию, при которой наблюдаются нарушения при изолированном узнавании и различении буквы, и вербальную оптическую дислексию, проявляющуюся в нарушениях при чтении слова.
Тактильная дислексия (лат. tactilis – осязательный) — дислексия, которая наблюдается у слепых детей и проявляется в трудностях дифференцирования тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.
Принципы и симптоматика.
В процессе работы по коррекции нарушения чтения наиболее значимыми являются следующие принципы.
Принцип системности опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса её развития и коррекции нарушения предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы.
Речевые нарушения во многих случаях включаются в синдром нервных и нервно-психических заболеваний (например, дизартрия, алалия, заикание и др.). Устранение речевых нарушений в этих случаях должно носить комплексный, медико-психолого-педагогический характер. Таким образом, при изучении и устранении речевых расстройств важное значение имеет принцип комплексности.
В процессе изучения нарушений речи и их коррекции важно учитывать общие и специфические закономерности развития аномальных детей.
Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедического обследования и работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребёнка.
Разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведется с учетом появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребёнка в онтогенезе (онтогенетический принцип).
Патогенетический принцип (т. е. принцип учета механизма нарушения). Во многих случаях одинаковые по симптоматике нарушения процесса чтения имеют в своей основе различные механизмы.
Симптоматика. Ошибки чтения при дислексии носят специфический характер. Наблюдаются следующие специфические ошибки при чтении:
Замены и смешения звуков при чтении. Замены и смешения фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и др.), а также замены графически сходных букв (х-ж, п-н, з-в и др.).
Побуквенное чтение. Нарушение слияния звуков в слоги и слова. При побуквенном чтении буквы называются поочередно, «бухштабируются», нанизываются одна на другую. Например, РАМА - Р, А, М, А.
Искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в разнообразных ошибках:
а) в пропусках согласных при стечении,
б) пропусках согласных и гласных при отсутствии стечения,
в) добавлении звуков,
г) перестановках звуков,
д) пропусках, перестановках слогов и др.
Нарушения понимания прочитанного проявляются на уровне отдельного слова, а также предложения и текста. Эта группа нарушений чтения выделяется в тех случаях, когда не наблюдаются расстройства технической стороны процесса чтения.
Аграмматизмы при чтении. Эта группа ошибок проявляется на аналитико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения в падежных окончаниях, в согласованиях существительного и прилагательного, изменениях окончаний глаголов и др.
Здесь важно отметить тот факт, что существование ошибок чтения у детей еще не доказывает наличия дислексии. Аналогичные ошибки могут встречаться и у ребенка не страдающего дислексией. В этом случае, ошибки будут иметь случайный характер и причиной таковых будет являться невнимательность, недостаточность процессов контроля при чтении вследствие утомления ребенка. Для правильного диагностирования патологии необходимо знать норму развития. Как всякий навык, чтение в процессе своего формирования проходит ряд этапов, качественно своеобразных ступеней.