Публикации

Социализация и индивидуализация детей старшего дошкольного возраста

Калашникова Наталья Николаевна

Воспитатель

МАДОУ д/с № 53

г. Новосибирск

Социализация и индивидуализация детей

старшего дошкольного возраста

Дошкольная пора – красочная и неповторимая страница в жизни каждого ребёнка. Именно в этот период времени у ребёнка начинается процесс социализации и знакомства с культурой, человеческими ценностями.

Возраст 5 – 6 лет (старший дошкольный возраст), именно в этом возрасте у детей формируется познавательная, личностная и интеллектуальная области. Это называется «базовый возраст», когда в ребёнке закладываются определенные личностные качества, формируется образ «Я». Важным показателем данного возраста является оценивание себя и других.

Именно в семье дошкольники приобретают опыт общения с окружающими, учатся взаимодействовать с людьми и миром. Поэтому важной задачей является комплексное социальное сотрудничество «родители – дети – педагог». И в настоящее время нужно ориентироваться на формирование у старших дошкольников умения быстро адаптироваться к новым ситуациям, налаживать социальный контакт, самостоятельно находить решение сложных вопросов. Мы должны совместно с семьёй развивать у каждого дошкольника индивидуальность, которая адаптируется к обществу, соотносит своё поведение и действия.

Социально – адаптивная индивидуальность – это совокупность индивидуальных психологических свойств и особенностей ребёнка, которые позволяют ему усваивать опыт, с успехом решать личные проблемы, адаптироваться к обстоятельствам, реализовывать себя в обществе. Поэтому необходимо обращать внимание на социально – психологические свойства, и каким образом их следует формировать в детях, чтобы они могли адаптироваться в современном обществе.

В процессе игры дошкольники усваивают определенные социальные роли и правила поведения в обществе. Проигрывая различные роли, дети учатся реагировать на ситуации. Они учатся чувствовать, переживать. По истечении времени дети перейдут на более высокий уровень – уровень межличностных отношений, где и проявится их индивидуальность.

Осознание своего «Я» к концу дошкольного возраста, порождает новые стремления. Игра, которая является главной деятельностью на протяжении всего дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не удовлетворяет ребёнка. И таким образом у него появляется потребность выйти из детского образа жизни, занять доступное место в значимой общественной жизни.